Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска муниципального образования Ейский район

Организованная образовательная деятельность:

Познавательное развитие: ознакомление с природой»

по теме: «Путешествие на Северный полюс»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

Подготовила:

Ракитянская Е.А., воспитатель

МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска

МО Ейский район

2015 г.

Программные задачи: 

Образовательные: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;

Развивающие: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Предшествующая работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик»,


Материалы: Географическая карта. Иллюстрации к сказке В. Катаева "Цветик - семицветик" (девочка Женя на Северном полюсе).
Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера, цветок «цветик – семицветик», картинки разных природных зон, фонограмма северного ветра, иллюстрация северного сияния, влажные салфетки, акварель.

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, ответы детей, чтение стихотворения, самостоятельная деятельность детей.

Ход организованной образовательной деятельности.


1. Организационный момент

Воспитатель: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели суровую тундру, на другом - пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя... И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты!

2. Беседа с рассматриванием картин

Воспитатель: Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны.   Вспомните сказку В. Катаева "Цветик - семицветик" (показывает цветик - семицветик). Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.
Почему? 

Дети: Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
Воспитатель:  Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же это такое - северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. 

Дети: Белого. 

Воспитатель: Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Посмотрите, где находится северный полюс, покажите его на карте.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? Потому что Северный полюс - это ледяная пустыняОкеан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. 
 Воспитатель читает стихотворение "Северный Ледовитый океан":

Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная -
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.

Воспитатель: Зимой здесь часто бушуют метели,  свирепствуют  морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги). 

В это  время  солнце  долго  не  показывается над линией горизонта.

Длится полярная ночь. Только бледный

свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние

снежные просторы.

Вот как описывает полярное сияние один путешественник:

"Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".

Дети рассматривают северное сияние на картине.

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. 

3. Физкультминутка

«Пингвины».

Идут себе вразвалочку, 

Ступают вперевалочку 

Пингвин-папа, 

Пингвин-мама 

И сынишка - пингвинишка 

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да лед, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин,
И не замерзаем.

Воспитатель:  Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. (

4. Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса.
Воспитатель:
  А чем же питаются моржи и тюлени? 

Дети: Рыбой, которой много в тех местах.
Воспитатель:  А кто еще любит рыбу? 

Дети: Птицы. 

Воспитатель:  На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края. В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи  базары. Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц? Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. 
Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за
рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей. Зимой у белых медведей появляется потомство. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и  медведица начинает приучать  их ловить рыбу, а затем и тюленей.

5. Пальчиковая гимнастика

Животные Севера. Тюлень.

 

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

(ладошками с плотно прижатыми к друг другу пальцами хлопаем по коленям или по столу)

Это ласты, а не лапы.

(качаем указательным пальцем из стороны в сторону)

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Воспитатель: Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Воспитатель: Кто знает, что это такое? Когда днем и ночью на Севере темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние (рассматриваем картинку о северном сиянии)

6. Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель: Сейчас давайте мы с вами нарисуем на влажных салфетках Северное сияние.

- Вот и закончилось наше путешествие на Северный полюс. Мы многое узнали о загадочном, необыкновенном мире Северного полюса, о непростой жизни животных, о приспособлении их к климатическим условиям. С каждым годом их становится меньше, исчезают виды животных. Поэтому мы должны заботиться, охранять их, не загрязнять моря и океаны.

7. Итог.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе на тему: "Путешествие в лес"

Данный конспект представляет интеграцию образовательных областей - "коммуникация", "познание", "музыка", "социализация", "чтение художественной литературы"....

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Путешествие в Страну здоровья»

Цель: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.Программное содержание:Ø Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятнос­ти в повседневной жизни.Ø Развитие активности дет...

Конспект организованной образовательной деятельности подготовительной к школе группы «Как появилась сказка»

Использованы технологии: личностно-ориентированная, игровая,  здоровьесберегающая...

Конспект организованной образовательной деятельности подготовительной к школе группы «Поляна сказок»

Использованы технологии: личностно-ориентированная, игровая,  здоровьесберегающая, художественно-продуктивная...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие на станцию «Весёлая неделя»».

Тема: «Путешествие на станцию «Весёлая неделя»».Образовательные области:- Познание-формирование целостной картины мира (времена года, сезонные изменения); развитие познавательно-исследовательской деят...

План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на Южный полюс Земли»

Цель:- формирование представлений о природном многообразии планеты Земля;- формирование элементарных математических представлений;- развитие компонентов устной речи детей....