Конспект занятия на тему "Хохломская роспись"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

В конспекте занятия раскрывается история зарождения хохломской росписи, элементы росписи, легенда появления красного и черного цветов в росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma_konspekt.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством в старшей группе

Тема «Хохломская роспись»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить детей с искусством хохломских мастеров. Продолжать знакомить с народным декоративным искусством, учить выделять элементы узора. Понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, развивать эстетический вкус. Закрепить знания о знакомых видах народного творчества.

МАТЕРИАЛ: семеновские и загорские матрешки, дымковские игрушки, жостовские  подносы, изделия хохломских мастеров. Рассказ Каменевой Е. «Золотые ложки», «Песня жаворонка» П. И. Чайковского.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель обращает внимание на девочку в украинском костюме. Вы узнали эту девочку? Сегодня она будет нашей гостьей с Украины. Мы будем называть ее украинским именем- Олеся. А мы с вами будем гостеприимными хозяевами. Вместе с Олесей мы отправимся в путешествие по городам и селам и расскажем ей о русских мастерах, о народных умельцах, которые своими щедрыми руками делают чудо чудное, диво дивное.

        Сейчас сядьте поудобнее на свои места, мы отправляемся в путешествие. Если вы отгадаете загадку, вы сразу догадаетесь, в каком городе или селе остановились.

     Наши руки крендельком,

     Щеки будто яблоки.

     С нами издавна знаком

     Весь народ на ярмарке   (дымковская барышня)    

Вы догадались, куда мы с вами приехали?

Расскажите Олесе все, что вы знаете о селе Дымково, о дымковских игрушках. (Воспитатель дает оценку рассказам детей).

          Пора нам отправляться в другое село. Здесь делают необходимую вещь. Она удобна, когда надо поднести к столу угощение, а особенно горячие блюда. Эта вещь не только удобна, она красива, доставляет людям радость, украшает быт.

-Вы догадались о чем я говорю?

-Какое это село? (Жостово)

 - Расскажите Олесе все, что вы знаете о жостовских подносах. (Ответы детей)

-А теперь отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

-Что это за игрушка? В какой город мы прибыли?(Загорск, Семеново) Расскажите об игрушках, матрешках.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки 

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) 

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

-А сейчас мы отправимся в незнакомый город. Но сначала давайте вспомним о лете. Представьте, что вы гуляете в лесу, в поле, идете берегом реки (музыкальный фон).

Что ни шаг-повсюду чудо!

Чудо-речка, чудо-луг,

Всех чудес не счесть вокруг!

  Вы чувствуете сладкий запах трав, слушаете, как гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчелы. Ляжешь на землю и начнешь рассматривать травинку за травинкой, цветник за цветником, лепесток за лепестком- сколько их, похожих и непохожих друг на друга. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звездочки, чашечки цветов –голубых, лиловых, белых.

  Всем сердцем любя родную природу, любуясь ею, радуясь цветению сирени, первому снегу, люди не только воспевали эту красоту в песнях и сказках, но и создавали простые предметы, украшенные яркой народной росписью.

  Посмотрите, как художники расписывают обычные предметы: мебель, посуду. Как тонко они чувствуют красоту каждого цветка, каждой ягоды. И в наш дом приходят красота и радость, которые щедро нам дарят мастера народного творчества.

Такую посуду, мебель мастерили во многих местах России, но особенно прославились изделия из Хохломы. Хохлома-это село на берегу Волги. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. Маленьких детей здесь кормят из нарядной красивой миски, по золотому фону которой разбросаны лесные ягоды-земляника, малина, рябина.

Ложку в руки дадут- тоже деревянная и необыкновенная :вся словно золотая и в узорах из трав да ягод. Посмотрите, как красиво расписаны предметы- это хохломская роспись. Хохломскую роспись знают и любят во всем мире. Это наша гордость.

Как же делает мастер такие красивые вещи?

Послушайте.

«Вроде бы простая вещь-деревянная  ложка или миска, а сделать ее непросто. Сначала из дерева вытачивают, выдалбливают ложку или плошку. Потом покрывают  лаком и сажают в печь. Будто пироги пекут. Много раз сажают в печь, покуда не зазолотятся они. А как вынут из печи- чудо как хороши! Загорелись золотом ложки и плошки! А узоры на них какие? Между веток и листьев краснеют лесные ягоды: рябина, морошка, малина. Плавно вьется,  завивается кудрявая травка.

-Посмотрите внимательно и назовите элементы узора (ягоды, листья, цветы, травка).

-Вот трехпалый махонький листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и маленькая капелька лесной сладости-земляника.

-Какие цвета используют хохломские мастера? (красный, черный, золотистый)

-Красный цвет-это теплый или холодный цвет? (теплый)

-Да, он придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный цвет усиливает его сияние.

-А сейчас  я расскажу вам сказку-легенду и вы поймете, почему хохломские художники используют эти краски. Но сначала отдохнем.

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

- Итак, слушаем легенду: «Жил в давние временя в Москве мастер. Он писал иконы. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего он любил вольную жизнь. Однажды тайно он покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Но мечтал он о таком искусств, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец  дошла  слава мастера и до грозного царя. И приказал он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в него царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как не искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски.

 Видно не простой была кисть мастера-кисть из солнечных лучей».

-А теперь ребята, подойдите поближе, потрогайте руками, полюбуйтесь этой красотой , сделанной хохломскими мастерами.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изодеятельности "Роспись Барышни"

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным творчеством...

конспект занятия "Радость творчества" (роспись посуды)

Народные промыслы, рисование, заучивание стихов и пословиц....

конспект занятия по изодеятельности (роспись по дереву)

Конспект занятия по изодеятельности с применением нетрадиционных техник....

Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.

Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по рисованию «РОСПИСЬ СТАКАНЧИКА» (по мотивам городецкой росписи) в коррекционной группе

Конспект предназначен для детей коррекционной группы, старшего возраста. Знакомство с элементами городецкой росписи....

Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе

Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе...

Конспект занятия по ИЗО "Роспись женской национальной одежды"

Задачи :Обучающие:Продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента.Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, рисовать узор из геометрич...