Главные вкладки

    методическая разработка по теме " Вот так Африка!"
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Рокицкая Оксана Геннадьевна

    Познавательное развитие по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Вот так Африка!"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вид НОД: Ознакомление с окружающим миром.

    Тема: "Вот так Африка!"

    Цели: 1) познакомить с самым жарким континентом – Африкой; с природными зонами, с животными;

    2) объяснить, как животные особо жарких районов Земли приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды.

    3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

    4) формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе;

    5) развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

    6) обогащение словаря: джунгли, саванна, оазисы, львиный прайд.

    Материалы для занятия:  иллюстрации Африки, фотографии Африки, фигурки и рисунки животных Африки, глобус, карта Африки.

    Связь с другими видами деятельности: развитие речи.

    Предварительная работа: вывешивается для родителей список книг, которые можно прочитать детям, например;

    -сказки Киплинга, детские энциклопедии, например, энциклопедия "Животный мир" издательства "Росмэн"

    Ход занятия:

    Организационный момент:

    В. Маленькие дети!

    Ни за что на свете

    Не ходите в Африку,

    В Африку гулять!

    В Африке.... а вот что  в Африке есть и кто там обитает мы сегодня узнаем.

    1.Вводная часть.

    В. Африка – самый жаркий континент. Если ты оказался в Африке, то тёплая одежда тебе не нужна. Здесь всегда тепло, никогда не бывает морозов, и тут не знают что такое снег. Ребята, в пути нам без карты не обойтись, давайте посмотрим где находится Африка. (дети рассматривают глобус, находят Африку.)

    На доску выводится карта Африки.

    В. А знаете, почему Африка - самый жаркий континент? Посмотрите, вот линия экватора, которая делит весь земной шар пополам - на Южное и Северное полушария. И получается, что экватор проходит ровно посередине Африканского континента.

    2.Основная часть.

    1) Пустыня.

    В. Здесь очень много солнца и горячего песка. Какой цвет подойдёт для того, чтобы показать цвет песка? А тропический лес?

    Давайте рассмотрим на карте, какие природные зоны есть в Африке.

    В. Посмотрите на фотографии. Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, мягкой, рассыпчатой пылью, тёмными камнями, годами не бывает дождей. Как вы думаете, где это? (в пустыне)  А почему она так называется? (от слова «пусто», ничего нет).

    В. Для жизни растениям, так же, как и животным, необходима вода. И все таки в пустыне есть растения, которые приспособились к отсутствию воды и к жаре. Посмотрите - это верблюжья колючка.(вывешивается фотография растения) Обратите внимание что вместо листьев у нее колючки. Как вы думаете, почему? (потому что листья испаряют влагу, а растение должно как можно больше влаги сохранить в себе.) А теперь посмотрите, какой у верблюжьей колючки длинный корень. Зачем он ей?( чтобы добывать воду глубоко из земли.)

      Другие растения "научились" хранить в своем организме воду, которую запасают в короткий период дождей. У третьих листья отрастают только в период дождей, а потом сразу же опадают, чтобы не испарять накопленную влагу. Поэтому растений в пустыне немного.

    В. Рассмотрим эту фотографию, здесь вы видите пальмы, сочные травы и цветы, и все это посреди пустыни. Как же называется этот островок зелени? (оазис) Правильно, оазис. Оазисы возникают там, где есть вода., небольшое озеро, или из земли бьет источник.

           А раз в пустыне так мало растений, то и животных нет? Есть. Это насекомые, которые живут в земле.(иллюстрации жуков) А раз есть насекомые, то есть и животные, которые ими питаются, например, суслики, мыши, тушканчики.(фотографии, картинки)  А, значит, есть и охотники за мышами и ящерицами, например, пустынная лисица феннек.(фотография) У феннека очень большие уши. Как вы думаете для чего они у него такие большие?(чтобы лучше слышать) Да, а еще в ушах много кровеносных сосудов, через которые выделяется тепло, и это помогает зверьку не перегреваться. А вот еще одно удивительное животное пустыни:

    Зверь я горбатый,

    В пустыне живу.

    В дальние страны поклажу везу.

     Кто же это? (верблюд)(изображение верблюда) А что вы о нем знаете? (ответы детей.)

    В. Верблюд - хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За день он может пройти 80км и нести груз 500кг. Шерсть помогает переносить жару и холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма.

    Ребята, а что самое замечательное у верблюда? (Горб)

    Верно! В горбах накапливается жир и вода, которые, будут они расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может верблюд обходиться без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут дрябло болтаться.

    Люди используют в пищу молоко, а из шерсти изготавливают одежду.

    2) Физкультминутка

    В Африке пустыня есть,

    (разводим руки в стороны)

    Вся в песках - Сахара,

    ( пальцами  показываем песок)

    Редкие колючки здесь,

    (движения руками в разные стороны, показываем колючки)

    Ведь воды-то мало.

    (волны руками)

    А к экватору пойдешь –

    (шагаем на месте)
    И саванну там  найдешь.

    (изображаем  кусты и деревья)
    Львы, слоны, жирафы там,

    (имитируем повадки животных)
    Носорог, гиппопотам.

    3) Саванна.

    В. Африканская степь называется саванна.. Лето здесь очень жаркое, засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Хватило бы влаги высоким деревья? (нет) Поэтому основная растительность саванны - различные травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев.(иллюстрация саванны) Среди этих деревьев встречаются настоящие великаны - баобабы.(фотография) Солнца ему вполне хватает, и он растет прежде всего в ширину,. но рост у него тоже не маленький. У него мощная корневая система, которая позволяет добывать из почвы достаточно влаги.

      В саванне много трав, а значит здесь какие водятся животные? (которые едят траву) Как сказать одним словом? (травоядные)  Совершенно верно. Это и жирафы, и антилопы, слоны, носороги, а раз есть травоядные, то есть и хищники, которые на них охотятся, львы, леопарды, гепарды. Также в саванне много птиц, и самые большие птицы, которые не умеют летать, - страусы.

     В. (фотография)Львы живут целыми семья, которые называются - прайдами. Льва очень трудно рассмотреть в саванне. Цвет шерсти позволяет ему быть незамеченным среди желтой, сухой травы. Он хищник. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны. Нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней. После удачной охоты сначала, как правило, едят львы, затем львицы и, наконец, львята. Львы не дают травоядным размножаться в большом количестве, спасая растительный мир от полного уничтожения.

    А про другое животное отгадайте загадку:

    Длинношеий, в рифму – шкаф,

    А зовут меня… жираф! (изображение)

    Жираф - самое высокое животное на земле. Высота его 6 метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы рано утром или вечером. Почему? (Ответы детей) Спасаются от зноя. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся отдохнуть, то ненадолго.

    4)Дидактическая игра «Правда – ложь»

    В. А сейчас проверим, что вы знаете о животных Африки

    - У жирафа самая длинная шея. (да, правда, у жирафа самая длинная шея)

    - Слон –самое большое животное (да, правда, слон самое большое животное )

    - Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они хищники)

    -У крокодила острые зубы. (Да, правда, он – хищник, для его питания нужны острые зубы)

    - Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать)

    Вывод: Ну вот, все мы прошли проверку и готовы к  дальнейшей работе.

    5)Джунгли - тропические леса.

    В.  Вот природная зона рядом с экватором и по обе стороны от него.(показ по карте) Сюда попадает больше всего солнечных лучей, здесь лето круглый год. А еще , здесь идут частые тропические ливни. Какие же растения будут здесь расти? Правильно, воды и солнца хватит и травам, и деревьям, и кустарникам. Это зона влажных тропических лесов, их называют джунглями.(фотографии)

        В тропическом лесу много деревьев и разных лиан, папоротников, трав, грибов. Многие деревья чтобы получать больше света тянуться вверх,  и вырастают очень высокими. Лианы - один из самых распространенных видов растений в джунглях. Корни в земле, а гибкий стебель тянется за светом по стволу дерева, цепляясь и обвиваясь, но это не приносит дереву вреда, так как питание лиана получает из почвы.

    Как вы думаете, а какие животные должны обитать в джунглях? Что они должны уметь? (ответы детей) Да, совершенно верно, они должны свободно перемещаться среди переплетения ветвей, уметь хорошо лазать по деревьям. А кто хорошо лазает по деревьям? (обезьяны) Конечно, джунгли - это царство обезьян. Здесь их великое множество. Многие никогда не спускаются на землю, находят здесь пропитание, заводят потомство. Расскажите, а где вы встречали обезьян? (ответы детей) Какие еще животные могут жить в тропическом лесу? (ответы детей) Почему? Давайте подумаем вместе, жирафу с его длиной шеей будет удобно передвигаться среди плотных зарослей? А слону?  Но кто любит жить на деревьях, кроме обезьян? Да, птицы, здесь их очень много и они такие яркие, шумные. Это и  хищные птицы, птицы-носороги, и конечно же попугаи. Попугаи - это очень красочные, красивые птицы, у них длинный хвост и нос крючком  Видели  таких птиц? (да) Конечно же видели.

    6) Дидактическая игра "Найди лишнее"

    В. Сейчас мы немного поиграем на внимание и память, посмотрю что вы запомнили про животных, которые живут в Африке.

    На стол выставляются 4 фигурки  или изображения животных, ребенок должен найти "лишнее" и объяснить почему он так  решил.

    Например: выставляем носорога, слона, жирафа и крокодила - лишний крокодил, т.к. он хищник,

    3.Заключение.

    В. Ну что же, все природные зоны Африки мы изучили. Кто напомнит как они называются? (ответы детей) Какие животные там обитают? (ответы детей)  Мы с вами поняли очень важную вещь: каждое растение, животное в природе - на своем месте. Ведь слон не смог бы жить в джунглях, а крокодил в пустыне. Смогли бы львы прожить без антилоп? А зачем зебрам и антилопам гепарды и львы? И на примере Африки мы убедились, что в мире все взаимосвязано.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

    Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

    Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

    Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

    Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

    Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

    Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...

    Методическая разработка на тему” Ключи от детского счастья” в форме” Разработка плана конспекта проведения родительского собрания”

    тема:” Ключи от детского счастья.” Развитие уважительного и бесконфликтного общения родителей со своими детьми....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

    Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...