"Здравствуй, Арктика! " - Образовательная область " Познавательное развитие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ставропольцева Татьяна Владимировна

Познавательное занятие позволяет познакомить детей с особенностями географического положения Арктики и сформировать представления о взаимосвязях живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika_pozn._zanyatie.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало – Ненецкий автономный округ                                                  Департамент образования Пуровского района                                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад  Белоснежка

                                              Конспект

 непосредственно образовательной деятельности        

                         в подготовительной группе

            Тема «Здравствуй, Арктика!»  (образовательная область «Познавательное развитие»)

                               Подготовил:  воспитатель                                                                                  

                                       1 квалификационная категория                                

                                        Ставропольцева Т, В.

                                                   2015 г.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в Арктику»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

-дать представление об особенностях географического положения Арктики;

- познакомить детей с природными условиями Арктики и ее обитателями;

- cформировать  представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

- уточнить  и активизировать словарь детей по теме «Арктика» ( айсберг, глобус, северное сияние), способствовать  развитию связной речи;

- упражнять в порядковом и обратном счете до 10 ,  

- закрепить правила безопасного поведения в транспорте.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, смекалку,  умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

-  упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;

- развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

- способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики;

- развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к исследовательской  деятельности;

- готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;

 воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в Арктику», «Следы животных», глобус, трафареты животного (медведь), настольная лампа, емкости для снега, песочные часы, полоски бумаги, емкости для воды, гимнастические палки, схемы самолета, влажные салфетки, тонированные листы бумаги, губки- тампоны, гуашь (белая, черная).

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская. коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа:                                                                                        рассматривание иллюстраций о природе, животных, жизни людей Арктики, чтение энциклопедии, игры «Кто, где живет», «Кто, чем питается», «Кто, на чем передвигается», беседы с детьми,  загадывание загадок о животных Арктики, разучивание пословиц, поговорок, просмотр мультфильма «Умка ищет друга».  

                                                                                                                   

Форма проведения НОД: подгрупповая.

Общая продолжительность образовательной деятельности: 30 минут

 Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Воспитатель: 1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Воспитатель: 

Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу .. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть морозного утра, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а помогут  нам  в этом наши ладошки, повернитесь друг к другу, и скажите «Доброе утро (имя ребенка).

Дети: Доброе утро, Женя. Доброе утро, Аня и т.д. 

Воспитатель: Ребята, сегодня в Интернете я нашла информацию о том,  что в Арктику  отправляется экспедиция ученых для проведения исследований и им нужны помощники.

Кто такие ученые? (это люди, которые проводят различные исследования).

Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? Как Вы думаете?

(ответы детей: это самая  северная точка земли). Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может в этом помочь? (глобус).

  Что такое глобус (глобус – это миниатюрная модель земли).

Кто может показать Арктику на глобусе?

Воспитатель: Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода (ответы детей: холодная, ветренная, морозная, сырая, много айсбергов)?

Воспитатель: Помочь ответить вам на этот вопрос поможет  презентация. (просмотр презентации).

 

Воспитатель: Что можно еще добавить о погоде  в Арктике? (Ответы детей).

Воспитатель: Для выполнения  задания нам нужно разделиться на две команды ( в соответствии со цветом бейджиков): перед вами расположены картинки, рассмотрите их, одна из команд смоделирует погоду  зимой в Арктике, вторая   - в п Пурпе? В чем сходство? В чем отличие?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы могли бы помочь нашим ученым провести часть исследований в Арктике? Что бы мы могли исследовать? (ответы детей).

Но прежде чем отправиться в путь, подумайте, что нам необходимо для того, чтобы не заболеть (взять теплые вещи, заниматься зарядкой, кушать витамины, делать массаж).

Воспитатель: давайте сейчас сделаем массаж:

(Массаж биологически активных зон )                                                                                                        (Для профилактики простудных заболеваний)                                                    

                  Чтобы горло не болело, мы его погладим смело                                                     (дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)                                                 Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать                                               (указательным пальцем растирать крылья носа)                                                     Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком                                             (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его        движениями «в стороны – вместе»)                                                                                          «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею.                                       (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).

                  Знаем, знаем, мы всегда, нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Воспитатель: Ну что же теперь можно отправляться в путь.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту,  как далеко расположена Арктика? На чем же мы можем туда добраться? (самолете, корабле, машине, на собаках). Дети выбирают вид транспорта и аргументируют свой выбор.

Воспитатель: Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта. Выберите модель самолета и постройте ее на ковре из гимнастических палок.

Воспитатель: Давайте вспомним правила безопасности в полете: пристегнуться, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы.

Чтобы нам взлететь давайте посчитаем от 10 до 1.

Воспитатель: ребята, посмотрите в иллюминаторы, вот мы уже и прилетели. Чтобы нам  приземлиться, давайте посчитаем от 1 до 10.

Воспитатель: Ребята, что-то нас никто не встречаем, наверное, экспедиция еще не прибыла? Посмотрите, здесь лежат какие – то конверты. Давайте посмотрим, что же в них? Как вы думаете? (ответы детей: ученые, наверное, оставили задания, которые необходимо выполнить).

Воспитатель: Ну что же, это действительно те задания, которые поручили нам выполнить ученые. Какое первое задание вы выбираете?

Узнать,  почему не тает снег в Арктике?

Нам необходимо  выбрать руководителя вашей группы: задача каждой группы узнать, что произойдет со снегом в течение одной минуты:

А) если его нагревать – I группа

Б) если не нагревать – II группа

Вывод: при более низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает.  Значит в Арктике очень холодно, поэтому снега много и он не тает длительное время.

Воспитатель: выбираем второе задание?

 Почему  животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в холодную воду и выходят оттуда сухими. Посмотрите на экран (слайды презентации) каких животных Арктики вы узнали? Что можно о них сказать? (у животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть).

 Давайте проверим это предположение:

Первая группа опускает  в воду обычные полоски бумаги.

Вторая группа опускает  в воду полоски бумаги,  смазанные жиром.

Воспитатель: Какой можно  сделать вывод? (полоска смазанная жиром отталкивает воду, жир защищает животных от  проникновения воды, поэтому шерсть животных и перья птиц не намокают в воде. Жир также не пропускает холодный воздух. Поэтому животные и птицы не мерзнут).

Воспитатель: третье задание: дидактическое упражнение «Чей след». Ученые сфотографировали следы животных и просят вас помочь определить, каким животным они принадлежат.  Как вы думаете зачем? (узнать, какие животные обитают в Арктике).

Кто расхаживал по снегу,                                                                              

догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

А что бы вам легче было отгадывать, чьи это следы,  вы узнаете, отгадав загадки :

Словно царскую корону

                                              Носит он свои рога,

       Ест лишайник, мох зеленый,

      Любит снежные луга. (Олень)

                                                                                   

                                              У косого нет берлоги,                                                                                                 Не нужна ему нора.                                                                                                   От врагов спасают ноги.                                                А от голода – кора. (Заяц)

                                           В океане темно синем,

                                           Лапой, выудив моржа

      На полярной скользкой льдине

                 Я дрейфую не дрожа. (белый медведь).

Воспитатель: Молодцы, ребята вы отгадали все загадки. Как вы думаете, почему белого медведя называют символом Арктики?

Воспитатель: Ребята, ученые оставили нам видеофрагмент мультфильма. Хотите узнать,  о чем он ?( просмотр отрывка мультфильма «Умка ищет друга».  

Ребята, как называется мультфильм? Как зовут главного героя?

 Как вы думаете,  от чего грустит медвежонок в конце этой сказочной истории?

Как бы вы помогли Умке? (поиграть с ним, послать ему посылку, отправить к гости к мальчику…)

Но скоро праздник, Новый год, и каждый из вас ждет подарка. А может мы что – то можем ему подарить, сделанное своими руками? (рисунок, поделку).

Ребята, посмотрите у нас еще что – то осталось в конверте. Что это? (трафареты). Чей образ просматривается в этом трафарете? (контур медвежонка). Наверное, Умка хотел, чтобы у него появились новые друзья – медвежата. Возьмите себе материал, который вам понадобится для создания образа друга Умки (краска гуашь, ватные палочки (двусторонние), губки,  влажные салфетки, лоточки пластмассовые, тонированная бумага).

Воспитатель: Ребята, все задания, которые нам оставили ученые мы выполнили и теперь можем возвращаться домой.

Занимаем свои места в самолете, пристегнулись, для того, чтобы взлететь посчитали от 1 до 10 . (Звучит музыка). Самолет идет на посадку. Приземляемся, счет по-английски от 10 до 1.

Воспитатель: Вот ребята мы снова вернулись в наш детский сад. Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику? Какое задание было самым трудным для вас и почему? Что нового вы узнали, что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о нашем путешествии?

Рефлексия. Ребята, какое у вас сейчас настроение после нашего путешествия? На столе  лежат лепестки цветка настроения. Возьмите лепесток того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению  и выложите цветок вокруг смайлика.

Воспитатель: мне сегодня  было очень приятно  с вами путешествовать. Вы настоящие друзья и помощники. Я вместе с Умкой благодарю вас за такое замечательное путешествие и хочу оставить вам сюрприз. Вы с друзьями в группе сможете узнать, что это за сюрприз. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Путешествие на Северный полюс» Направление образования и развития (Образовательная область): «Познавательное развитие» «Здравствуй мир».

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Часть 1. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Здравствуй, весна!»

Образовательные области:  физическое развитие, речевое развитие,Интеграция видов деятельности: Развитие речи (полные ответы на вопросы), коммуникативная (беседа, вопрос-ответ), продуктивная, двиг...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (А. А. Вахрушева «Здравствуй мир» ) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (А. А. Вахрушева «Здравствуй мир» ) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет Дикие и...

Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Месяц/неделя Тема НОД Цель и задачи Используемая методическая литература (ФИО автора, стр.) Сентябрь 1 неделя «Здравствуй, детский сад, здравствуй школа» «Детский сад наш т

Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миромМесяц/неделяТема НОДЦель и задачиИспользуемая методическая литература (ФИО автора, стр.)Сентябрь1 неде...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие во второй младшей группе ЗДРАВСТВУЙ, МАТРЕШКА!

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельностипо образовательной областипознавательное развитиево второй младшей группеЗДРАВСТВУЙ, МАТРЕШКА!...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие во второй младшей группе ЗДРАВСТВУЙ, МАТРЕШКА!

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельностипо образовательной областипознавательное развитиево второй младшей группеЗДРАВСТВУЙ, МАТРЕШКА!...