Тема: «Путешествие на Северный полюс» Направление образования и развития (Образовательная область): «Познавательное развитие» «Здравствуй мир».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Часть 1. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. - М. :Баласс, 2014. - 544 с. (Образователь­ная система «Школа 2100»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл german_severnyy_polyus.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 78»  Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непрерывной образовательной    деятельности

        выполнила:

        воспитатель

    Герман Вера Сергеевна

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Часть 1. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. - М. :Баласс, 2014. - 544 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Возрастная группа старшая (5-6 лет)

Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Направление образования и развития (Образовательная область): «Познавательное развитие» «Здравствуй мир».

Цель: дать понятия о приспособлении животных к условиям Крайнего Севера

Задачи: создать условия для формирования элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, усвоения обобщенной модели явлений; способствовать формированию у детей основ естественнонаучного описания мира; развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения; воспитывать дружеские взаимоотношения; обеспечить позитивное психологическое самочувствие детей. Словарная работа: Ледовитый океан, Арктика, тюлень, белый медведь. (использование основ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, ММЧ)

Виды деятельности: игровая и коммуникативная, поисково-исследовательская

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, малые группы.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, решение проблемной ситуации, введение в воображаемую ситуацию, опыт.

Оборудование: 

1.Карточки лото с изображением животных Арктики;

2.Большие карточки лото с изображением леса и скотного двора;

3.Оборудование для опыта.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть (мотивация)

Дидактическая игра на закрепление ранее пройденного материала «Лото животных».  

И\з : распределить животных на две группы, диких и домашних  

(Игра идёт гладко до появления карточки с тюленем).

Создание затруднения. Проблемная ситуация:

Куда же его поместим? (Это животное не может жить на скотном дворе-оно дикое, и не может жить в лесу у него ласты, оно должно жить в воде.) Педагог предлагает свою помощь.

Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Раскладывают карточки с животными, обосновывая свой выбор.

Дети в затруднении: не могут определить ему место.

II. Основная часть

Изложение нового материала.

 Педагог рассказывает детям, что это животное -тюлень. Он живёт в холодных водах Северного Ледовитого океана, а именно на Северном полюсе. Веретенообразное туловище зверька обладает совершенно обтекаемой формой. Их тело, включая короткий хвост и ласты покрыто коротким густым и грубым волосом, а под кожей находится толстый слой жира, защищающий его от ледяной воды. Окрас серого цвета с красиво разбросанными пятнами, по всему телу, помогают ему быть незаметным в воде.  Ласты помогают быстро передвигаться в воде, чтобы охотиться за робой. Ведь тюлень — это хищное животное.

 Самый главный враг тюленя —  белый медведь. Это большое хищное животное. Окрас меха снежно-белого, до желтоватого, благодаря этому медведь почти не заметен на снегу. Подкожный жир и уникальная шерсть спасают мишек от жестоких морозов. Они очень выносливы и могут преодолевать большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью, что придаёт большую стабильность при движении по снегу и льду. Белые медведи не только быстро бегают, но и отлично плавают, ныряют. Но после выхода на берег сразу отряхиваются от воды. Питаются они рыбой и тюленями.

 Педагог предлагает понаблюдать за ним.

Медведь прыгнул в воду и подплыл к льдине, вылез на неё и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылез из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

В ёмкость с водой опустим руку и тут же вынем её. Рассмотрим её внимательно. Она стала мокрой и если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.  Теперь вытрем руку и слегка смажем её жиром. Снова опустим руку в воду и вынем её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лёд.

А теперь рассмотрим этот опыт с помощью метода маленьких человечков.

Ребята, с какими МЧ вы знакомы?

Педагог предлагает вспомнить, какой характер у человечков твёрдых тел?

Вспомним, какой характер у человечков жидкости.

Жидкие человечки по-разному относятся к твердым человечкам: с одними они очень дружат и просто прилипают друг к другу очень крепко, а с другими не хотят иметь никакого дела и даже стараются отодвинуться от них. Проверим это на опыте. Опустим руку в воду и тут же вынем её, что произошло? Она стала мокрой. Почему?

Теперь вытрем руку и слегка смажем её жиром. Снова опустим руку в воду и вынем её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет. Почему?

 Физкультминутка «Олени»

Как олени резво скачем              (бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.           (прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,   (повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.        (остановиться)

Мы немного отдохнём             (вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.         (ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.      (присесть на импровизированные льдинки)

Педагог предлагает детям вспомнить, кто ещё из животных использует эту хитрость?

Педагог предлагает подумать, где ещё человек использует явление несмачивания?

Физкультминутка. Игра «Море волнуется раз…»

 Работа в тетрадях. Закрепление полученного   материала в новых условиях. (детям напоминают правила пользования тетрадями)

1 задание «Пищевая цепочка»

И\З: «Покажите стрелками, кто кем питается».

 2 задание «Что перепутал художник».

И\З: Найдите на картине животных, которые не живут на северном полюсе.

 Предлагает провести обмен тетрадями и провести контроль за выполнением заданий.  

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята, где мы сегодня побывали?

С кем познакомились?

Как животные приспособились к условиям Северного полюса?

Есть ли среди животных травоядные?

Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно?

Прощаемся с жителями Северного полюса: белым медведем и тюленем.

Ребята вам понравилось путешествовать и наблюдать за животными?

Выберете себе смайлик и расскажите с каким настроением вы путешествовали.

Дети сидят на ковре слушают взрослого и рассматривают картинки.

Дети наблюдают за экспериментом, отвечают на вопросы педагога, фиксируют результаты и моделируют оба процесса

 

С человечками твердых и жидких тел.

Дружные, очень послушные, стоят очень близко друг к другу и крепко держаться.

Дружные, не очень послушные, стоят очень близко друг к другу.

Дети делают вывод, что человечки воды подружились с человечками руки.

Дети делают вывод, что человечки воды не хотят дружить с человечками жира. Они даже свернулись в капельку.

Дети выполняют движения по словам.

Ответы детей.

Водоплавающие птицы.

Смазывают металлические детали машин, чтобы не заржавели.

Дети принимают образы животных.

Дети сидя за столами выполняют работу в тетрадях. После завершения – проверяют друг у друга правильность выполнения работы.

Ответы детей.

Выбор смайликов детьми и пояснение выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Чтобы помнили». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.Воспитывать уважение к п...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну математики» для детей подготовительного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" ФЭМП.

Способствовать формированию умения принимать математические знания называть предыдущее и последующее число  называть соседей чисел. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном п...

Тема НОД: «День Победы» Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Продолжаю цикл занятий для дошкольников в период самоизоляции (карантина) дистанционно. Сегодня у нас занятие по формированию элементарных математических представлений. Мы узн...