Описание непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа средняя Тема НОД: «Бумага, ее свойства и виды» Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ионцева Наталья Владимировна

Цель: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizh.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Описание непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа средняя

Тема НОД: «Бумага, ее свойства и виды»

Направление образования и развития (образовательная область) «Познавательное развитие»

Цель: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности с бумагой.

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

- формировать представления о бумаге, ее свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности; закрепить представления детей о способах производства бумаги, об использовании бумаги человеком в повседневной жизни;

- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

- развивать познавательную активность, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений;

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение проблемной ситуации, игры «Волшебная бумага», “Найди предметы из бумаги” 

Формы организации[1]: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Материал и оборудование: слайдовая презентация, сундучок, бумага разных видов, мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Предварительная работа (если необходимы пояснения): беседы, изготовление поделок из бумаги, рассматривание слайдовых презентаций, наглядных пособий и чтение книг.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

примечания

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приветствует детей, предлагает подойти к ней и улыбнуться друг другу желает им хорошего настроения и много новых интересных впечатлений.

Дети приветствуют друг друга улыбками.

Постановка проблемы

Видео-послание от Незнайки, он просит  помочь ему провести эксперименты и разобраться со свойствами одного предмета.

А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку, а ответ находится вот в этом чудесном сундучке.

Дети приветствуют героя.

Дети обещают помочь герою.

Отгадывают загадку.

II. Основная часть

Актуализация представлений детей о бумаге

Воспитатель передает коробку сундучок с секретом детям (лежат в сундучке разные виды бумаги), организует беседу о том, что дети уже знают о бумаге и ее свойствах, предлагает исследовать на ощупь разные виды бумаги, сделать выводы.

Дети рассматривают сундучок, исследуют бумагу на ощупь, отвечают на вопросы,  делают выводы.

Беседа

Демонстрирует презентацию ««История бумаги»» и задает вопросы по слайдам.

Дети рассматривают слайды, отвечают на вопросы.

Активизация детей для снятия напряжения, утомления.

Динамическая пауза «Лесорубы»

Воспитатель произносит текст, показывает движения

Дети выполняют имитационные движения в соответствии с текстом.

Опытно-экспериментальная работа (опыт №1) 

Определение мягкости.

Воспитатель приглашает детей к столу,

– Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?

– Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?

– Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?

– Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?

– Подведём итог: салфетка – мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета – жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон – жёсткий, поэтому смять его трудно.

Дети выполняют.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы, подводят итог.

Опытно-экспериментальная работа (опыт №2) Определение веса.

– А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.

– Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?

– Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается. Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?

– Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги.

Дети выполняют.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы

Опытно-экспериментальная работа (опыт №3) Определение толщины.

– Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.

– Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т.к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т.к. она толще. Картон рвётся трудно, т.к. он толстый.

Дети выполняют.

Отвечают на вопросы.

Выводы исследований.

Бумага мнётся.

2. Бумага бывает по своему строению мягкая и жёсткая.

3. Бумага издаёт звук.

4. Бумага бывает лёгкой и не очень лёгкой.

5. Бумага бывает прочной и не прочной.

6. Бумага бывает тонкой и толстой.

Делают выводы

Игра «Волшебная бумага»

Предлагает поиграть в мяч: я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.) .

Дети отвечают на вопросы.

Игра “Найди предметы из бумаги”

Создает проблемную ситуацию: (дети стоят в кругу) необходимо найти в группе предметы, сделанные из бумаги. Предлагает вам взять по одному предмету из бумаги и вернуться в круг

Дети находят предмет, возвращаются в круг, рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель озвучивает, показывает движения

Дети повторяют

Практическая работа. Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

предлагает собрать разные виды бумаги в альбом.

Хвалит детей. 

дети по очереди подходят и наклеивают виды бумаги  на альбомный лист)

- салфетка

- газета

- открытка

- цветная

- гофрированная

- бархатная

- обойная

- тетрадная

III. Заключительная часть

Рефлексия

Организует беседу:

О чем мы сегодня с вами говорили?

 А что нового вы узнали про бумагу?

Вам понравилось сегодня проводить эксперименты с бумагой?

Предлагает детям пройти и выбрать такой смайлик, который соответствует их настроению в данный момент.

Хвалит детей, дарит блокноты на память.

Отвечают на вопросы.

рассказывают что им понравилось. 


[1] Выбрать и указать слова: групповая (фронтальная), индивидуальная, подгрупповая (парная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Образовательный компонент «Познание» по теме: «Моя страна – моя Россия».

«Моя страна – моя Россия».Программное содержание:Образовательные задачи. -Формировать представление детей  о России, как о родной стране. -Обогащать и углублять знания детей о стране, о...

Презентация к НОД образовательная область «Познавательное развитие» Образовательный компонент «Познание» по теме: «Моя страна – моя Россия».

данная презентация дополнит НОД  и позволит детям более подробно ознакомиться с данным материалом....

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности «Волшебное превращение круга в гусеницу» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе .

Продолжить формировать представление о круге: учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.•  Спосо...

Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Деятельность детей: игровая, коммуникативная, двигательная. Цель: по

Тема «Делении множества на части и объединении его частей. Дни недели»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция областей: социально-коммуникативное развитие, ...