Проект "Мир воды" Автор проекта Чекалина Л.В.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

 Чекалина Любовь Васильевна

Осознавая актуальность экологического воспитания, был создан и апробирован проект «Мир воды», разработанный в соответствии с нормативно-правовыми документами образования. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2014г. №273-ФЗ (ред. От 21.07.2014)[2]; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Идея проекта: организация практических дел с детьми, природоохранных акций, направленных на сбережение запасов чистой воды. Передача дошкольникам социального опыта в сфере влиянии воды на все живое. Развитие у ребят нравственных качеств  в процессе исследовательско - конструкторской деятельности. В проекте используется метод педагогической интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vody_proekt.docx61.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад №39» г. Таганрога

                                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                                                                   Заведующий МБДОУ д/с №39

                                                                                                                   _________________________

                                                                                                                  О.В.Дегтярь.

Экологический проект

«Мир  воды»

                                                                       Автор проекта Чекалина Л.В.

                                                 Таганрог

Экологический проект «Мир воды».

Составила Чекалина Л.В.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: именно экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Дошкольный возраст - ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций его личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, формирование чувства сопереживания к объектам природы,  активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

Осознавая актуальность экологического воспитания, был создан и апробирован проект «Мир воды», разработанный в соответствии с нормативно-правовыми документами образования. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2014г. №273-ФЗ (ред. От 21.07.2014)[2]; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)[11]; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [7].

Идея проекта: организация практических дел с детьми, природоохранных акций, направленных на сбережение запасов чистой воды. Передача дошкольникам социального опыта в сфере влиянии воды на все живое. Развитие у ребят нравственных качеств  в процессе исследовательско - конструкторской деятельности. В проекте используется метод педагогической интеграции.

Тип проекта: исследовательско-конструкторский.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Возраст участников: 5-6 лет.

Участники проекта: проект осуществлялся на базе МБДОУ №39, г. Таганрога, Ростовской области. Воспитатель Чекалина Л.В. и 20 воспитанников группы «Звездочки» в возрасте 5 лет.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Цель проекта: воспитание нравственных качеств личности в ходе реализации экологического проекта «Мир воды» в процессе сотрудничества МДОУ и семьи.

Задачи:

  • формировать у детей потребность видеть прекрасное в природе родного края, способствующее формированию нравственных качеств.
  • Развивать навыки исследовательского поведения.
  •  Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе по её охране. Способствовать освоению элементарных норм поведения по отношению к природе, формированию навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Способствовать появлению мотивации родителей для сотрудничества с ДОУ по формированию экологической культуры детей.

Программно-методическое обеспечение проекта: «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой;  Николаева С.Н. «Юный эколог»;  Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»;  Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации» [4; 6; 8; 9].

Материально-техническая база:

 - предметно – пространственная среда, отвечающая современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке; огород на окне (по сезону).

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием.

Этапы реализации программы.

  1. Подготовительный – сентябрь 2014г.
  2. Основной – октябрь 2014г. – январь 2015г.
  3. Заключительный – февраль 2015г. 

Тематика всех видов деятельности была связана с тематикой блоков и недель согласно перспективному планированию по программе «Радуга».

На подготовительном этапе были сформулированы цель и задачи, намечена организационная работа над проектом, проводились следующие диагностические процедуры: модифицированная диагностика по методу Коломейченко Л.В. и Любимовой Л.В.[3] с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде (приложение №1); диагностика по авторскому вопроснику с той же целью (приложение №2). После была составлена итоговая таблица по диагностическим материалам (приложение №2), подобрана методическая и художественная литература, иллюстрации, песни.

Далее систематизировалась информация по теме проекта; был составлен плана работы по проекту; выбраны формы и методы реализации проекта; создана его визитная карточка.  Подобрано оборудование для экспериментально-конструкторской деятельности; разработана картотека игр с водой, пальчиковых игр природоведческого характера; подобраны детские литературные произведения, видеозаписи, мультфильмы, иллюстрации о неживой природе.

Важным элементом предварительного этапа явилось проведение дополнительно диагностических процедур нравственного содержания, в которые входили: А) диагностика по выявлению сформированности нравственных качеств по методике С.Н.Николаевой, Л.М.Маневцовой «Выбери себе занятие» [5]; методика «Сюжетные картинки» Г.Л. Урунтаевой, Ю.Л. Афонькиной [10]; автором проекта разработана методика моделирования по рисунку «Как я поступлю» (приложение №4). Б) Текст вопросника для детей с целью выявления знаний по теме «Вода» (см. приложение №2).

На основном этапе проводились:

•        беседы воспитателя с детьми и наблюдения детей за водой в разных ее состояниях;

•        совместная с педагогом исследовательско - конструкторская деятельность (по плану реализации проекта – см. приложение № 5);

•        консультация с родителями на тему «Забавные химические опыты на кухне», завершившаяся ответами воспитателя на вопросы родителей и раздачей памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;

•        пальчиковые игры; 

•        чтение художественной литературы для детей 5-6 лет по теме «Вода» (приложение № 3);

•        творческая образовательная деятельность (рисование, аппликация),

•         детско-родительские презентации: «Водное пространство Земли». «Круговорот воды в природе». «Пресная вода в Ростовской области». Воспитателем были предложены рекомендации родителям по работе над проектами с детьми дома:

- поддержать инициативу ребенка в работе над проектом;

- показать детям пример в своем стремлении к новым знаниям;

- не оставлять вопросы детей без внимания;

- помочь детям в поиске новых источников знаний, доступных в домашних условиях;

По итогам исполнения проектов был сделан фотомонтаж.

На заключительном этапе.

•        Проанализированы и оценены результаты продуктивной деятельности детей в ДОУ - творческие работы, плакаты, кроссворды, буклеты, книжки-самоделки, а также совместные детско-родительских проекты (на основе предоставленных родителями презентаций).

•        Обобщены результаты работы воспитателя, сформулированы выводы и составлены рекомендации и перспективы дальнейшей работы.

•        Проведены итоги диагностики воспитанников по сформированности их нравственных качеств.

Сводная диагностика исследования сформированности нравственно-экологических качеств личности старших дошкольников на начально-диагностическом и  завершающем этапе

уровни

Начальная диагностика

Итоговая диагностика

динамика

Количество детей

Количество детей

высокий

7

35%

16

80%

Увеличился в 2,2 раза

средний

9

45%

4

20%

Уменьшился в 2,2 раза

низкий

4

20%

0

0

0

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что уровень сформированности нравственно-экологических качеств изменился: количество детей с высоким уровнем увеличилось более чем в два раза, низкий уровень совсем отсутствует. Динамика сформированности уровня нравственно-экологических качеств личности показана на рисунке №1.

Рисунок №1. Динамика сформированности уровня нравственно-экологических качеств личности старших дошкольников.

Результаты проведенной работы по формированию нравственно-экологических качеств личности детей подтвердили результативность проведенной проектной деятельности. Полученные данные свидетельствуют, что уровень сформированности нравственно-экологических качеств личности стал не только количественно, но и качественно выше. Динамика показала, что количество детей с высоким уровнем сформированности нравственно-экологических качеств личности увеличился в 2,2 раза, количество детей со средним уровнем уменьшилось в 2,2 раза, низкий уровень отсутствует.

Проведенная работа привела к положительным результатам: проявленные детьми на проектных занятиях и вне их чувства сострадания, сопереживания определяют, на наш взгляд, действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам.

В феврале 2015г. были подведены итоги, лучшие работы были отмечены, а дети и родители награждены.

Таким образом, обоснованием к созданию проекта «Мир воды» явились актуальность проблемы нравственно-экологического образования, создание мотивации родителей воспитанников для сотрудничества с ДОУ по формированию экологической культуры детей и природоохранных мероприятий.

Список использованной литературы.

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.   М.: Академия, 2003,384.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2014г. №273-ФЗ (ред. От 21.07.2014).

3. Коломийченко Л.В. Психолого-педагогическая диагностика социального развития детей дошкольного возраста. Коломийченко Л.В.,  Любимова Л.В.,  Григорьева Ю.С., Чугаева Г.И. Карагай, М.: Владос.  2006, 172 с.

4. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания дошкольников.  М.: Мозаика - Синтез, 2002,124с.

5. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Под ред. Кондратьевой Н.Н.  С-Пб.: Детство-пресс, 2003.  319 с.

6.Николаева C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. Mосква.: Мозайка-Синтез, 2004.  128 c.

7.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования УК условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

8. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. М.: Линка - Пресс, 2003, 86с.

9. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. //Дошкольное воспитание. 2004.  №7. С.21-27.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.  М.: Просвещение: Владос, 2006, 288с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Приложение.

Приложение №1.

Использована модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде.

Содержание: почему лед на реке белый?

Метод: беседа с рассматриванием иллюстраций.

Оценка деятельности. Высокий уровень: дети определяют, что лед на реке белый, потому что вода в реке белая. Средний: при помощи педагога устанавливают взаимосвязь между цветом воды и льда. Низкий: Не могут установить зависимость между цветом воды и льда.

Содержание: когда краска растворяется в воде быстрее произвольно и при помешивании?

Метод: беседа.

Оценка деятельности. Высокий: Дети безошибочно утверждают, что если опустить краску и не помешивать, она растворится воде, но намного медленнее, чем при перемешивании. Средний: отвечают правильно после экспериментирования.  Низкий: Ребенок не знает о том, что при перемешивании краска растворяется быстрее, чем произвольно.

Содержание:  выявление знаний о свойствах льда (тает, плавает, это замороженная вода и др.)

Метод: рассматривание кусочка льда.

Оценка деятельности. Высокий: Сообщают 3 - 4 свойства льда. Средний: знают 2 – 3 свойства льда. Низкий: не называют ни одного свойства.

Содержание: какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

Метод: экспериментирование.

Оценка деятельности. Высокий: отвечает до экспериментирования, что какого цвета заморозить воду такого цвета и получится. Средний: правильно отвечает после экспериментирования с помощью взрослого. Низкий: считает, что лед в любом случае будет белый.

Содержание: выявление знаний о том, что в состав воды входит кислород.

Метод: рассматривание аквариума.

Оценка деятельности. Высокий: дети определяют, что всем кто живет в воде, нужен кислород, соответственно в воде он есть. Средний: затрудняются сказать, что в воде есть кислород. Низкий: считают, что в состав воды не входит кислород.

Содержание:  выявление знаний о свойствах воды (прозрачная,  без запаха, может быть теплой и холодной, льется и т.д.).

Метод: беседа с рассматриванием стакана с водой.

Оценка деятельности. Высокий: сообщают 3 - 4 свойства воды. Средний: сообщают 2-3 свойства воды. Низкий: не называют ни одного свойства.

Таблица мониторинга  с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде.  Использована модифицированная диагностика Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.[13]

Ф. и. ребенка

Номер вопроса

средний уровень

1

2

3

4

5

6

1

Анна Б.

в

с

в

в

в

в

в

2

Максим В.

с

в

с

с

в

с

с

3

Даниил Г.

в

в

в

в

в

в

в

4

Елизавета Е.

с

в

с

с

в

в

с

5

Максим Ж.

с

в

в

в

в

с

в

6

Ирина З.

в

в

в

в

в

в

в

7

Алена И.

в

в

в

в

в

в

в

8

Трофим К-н

в

в

в

в

в

в

в

9

Анастасия К.

в

в

в

в

в

в

в

10

Валерий К.

с

в

в

с

в

в

в

11

Юлиана М.

с

в

в

с

в

с

с

12

Анастасия П.

в

в

в

в

в

в

в

13

Дмитрий П.

с

в

в

в

в

в

в

14

Виктор Р.

в

в

в

в

в

в

в

15

Александра С.

С

в

в

с

в

в

в

16

Дарья Т-а.

в

в

в

в

в

в

в

17

Дарья Т-о.

в

в

в

с

в

в

в

18

Андрей У.

в

в

в

в

в

в

в

19

Ангелина П.

в

в

в

в

в

в

в

20

Элеонора Ц.

в

в

в

в

в

в

в

Сводная таблица модифицированной диагностики Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде.  

уровень

Количество детей

проценты

1

высокий

17

85%

2

средний

3

15

3

низкий

0

0

Приложение №2.

Вопросник с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде.  

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую  форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вопросы на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему?

Снег может во что-нибудь  превращаться? От чего это зависит?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

Ф.и. ребенка

                    Номер вопроса

Средний уровень

1

2

3

4

5

1

Анна Б.

с

в

с

в

с

с

2

Максим В.

с

в

в

в

в

в

3

Даниил Г.

в

в

в

в

в

в

4

Елизавета Е.

с

в

с

в

с

с

5

Максим Ж.

с

в

в

в

в

в

6

Ирина З.

в

в

в

в

в

в

7

Алена И.

в

в

в

в

в

в

8

Трофим К-н

в

в

в

в

в

в

9

Анастасия К.

в

в

в

в

в

в

10

Валерий К.

с

в

в

в

в

в

11

Юлиана М.

с

в

в

с

с

с

12

Анастасия П.

в

в

в

в

с

в

13

Дмитрий П.

с

в

в

в

в

в

14

Виктор Р.

в

в

в

в

в

в

15

Александра С.

с

в

в

в

в

в

16

Дарья Т-а

в

в

в

в

в

в

17

Дарья Т-о

в

в

в

в

в

в

18

Андрей У.

в

в

в

в

в

в

19

Ангелина П.

в

в

в

в

в

в

20

Элеонора Ц.

в

в

в

в

в

в

Сводная таблица по вопроснику  диагностики Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде.  

уровень

Количество детей

проценты

1

высокий

17

85%

2

средний

3

15%

3

низкий

0

0

Приложение №3.

Список художественной литературы для детей 5-6 лет по теме «Вода».

Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет в воде».

Г.Х.Андерсен «Снежная Королева», «Русалочка».

С.Ю.Афонькин «Приключение в капле воды».

В.В.Бианки  «В пруду», «Гололед», «Гости из глубины океана», «Ласковое озеро Сарыкуль», «На дне снежного моря», «Наводнение».

В.Крупин «Живая вода».

Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто живет в пруду».

Н. Носов «Горка».

В.Н.Нуркенова «Туман».

Сказки народов Сибири «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода».

«Снегурочка» русская народная сказка.

Н.А.Рыжова «Гимн воде», «История одного пруда», «Как люди реку обидели».

Ю. Школьник «Подводный мир».

Д.Я.Фащук  «Лекарство от болезней моря».

К.И.Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр».

Приложение №4.

Изучив методики  С.Н.Николаевой, Л.М.Маневцовой , «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Раскрась рисунок» Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной,  Соломенниковой О.Н. была разработана авторская  методика моделирования поведения дошкольника в соответствии со смыслом рисунка «Как я поступлю».

Цель: выявить, в какой степени у детей сформированы разные виды нравственно-эстетического отношения к природе (природоохранные, познавательные, эстетические).

Материал: ребенок выбирает рисунок с примером неправильного использования человеком природных ресурсов. Ребенку предлагается выразить свое отношение к проблеме посредством моделирования запретных и разрешающих знаков поведения человека в природе.

Критерии оценки:

  1. Отклик ребенка на экологическую проблему (эмоционально, равнодушно).
  2. Понимание взаимосвязи между деятельностью человека и безопасностью жизни растений, животных, человека.
  3. Моделирование запретных и разрешающих знаков поведения человека в природе.

Оценка деятельности:

1 балл – ребенок не проявляют интереса к проблеме изучения и охраны окружающей среды, не понимает взаимосвязь меду деятельностью человека и экологической безопасностью. Не выразил свое отношение к экологической проблеме посредством моделирования.

2 балла – интерес ребенка к проблеме изучения и охраны окружающей среды слабый, иногда не понимают взаимосвязь меду деятельностью человека и экологической безопасностью; выразил свое отношение к экологической проблеме посредством моделирования с помощью взрослого.

3 балла - ребенок  проявляет эмоциональный отклик к проблеме изучения и охраны окружающей среды, понимает взаимосвязь меду деятельностью человека и экологической безопасностью. Выразил свое отношение к экологической проблеме посредством моделирования, проявив оригинальность суждений, сообразительность.

Приложение №5.

Тема блока. Месяц.

Виды деятельности

Цели. Задачи.

Сотворчество с родителями.

Форма регистрации

результата.

1.

Сентябрь. «Осенины».

17 сентября - день работников леса.

1.начальная диагностика по выявлению нравственно-экологических качеств детей 5-7 лет по методике С.Н.Новиковой.

 

2. Подбор оборудования для экспериментально-конструкторской деятельности, разработка картотеки игр с водой, пальчиковых игр природоведческого характера, подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций о неживой природе.

4 неделя сентября -  Всемирный день Моря.

23 сентября – день осеннего равноденствия.

Цель диагностики: выявление нравственно-экологических качеств детей 5-7 лет по методике С.Н.Николаевой, Л.М.Маневцовой[17]. . По методике «Сюжетные картинки», предложенной Г.А. Урунтаевой, Афонькиной Ю.А.,[29] по авторской методике моделирования поведения дошкольника в соответствии со смыслом рисунка «Как я поступлю».

2.Диагностика по методике Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В. с целью выявления уровня знаний дошкольников о воде.  

Игры-экспериментирования по теме «Вода».  Цель: поощрять проявление самостоятельности и инициативы в проведении игр-экспериментов по теме «Качества и свойства воды»; совершенствовать умение работать по схеме; формировать любознательность.

Оснащение экспериментально-конструкторского уголка.

Придумать название, девиз. Символ, указывающий местоположение экспериментально-конструкторского уголка.

2.

Октябрь. «Животные осенью. Деревья»

1.Беседа «Кому нужна вода».

 «Где живут капли воды в детском саду».

Рассматривание капелек воды через лупу.

Пословицы и поговорки о воде.

2.Беседа «Зачем человеку нужна вода?» (итоговая).

3. Экологическая акция «Берегите воду».

4 неделя октября  - День Волги.

31 октября – День Черного моря.

1.Цель: закреплять представления детей  о значимости воды в современном мире.

Задачи: Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта (наблюдение за использованием воды).

2.Расширить представление детей о водных ресурсах России и  в Ростовской области. Формировать бережное отношение к воде.

3.   Цель: осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды, развивать у детей интерес исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Фотоотчет «Как мы помогаем  заботиться  о растениях  и животных».

Презентация «Вода-это жизнь. Источники пресной воды в Ростовской области».

Схема путешествия капельки в детский сад.

Буклет «Берегите воду»

 3.

Ноябрь. «Транспорт». «Неделя безопасности».

1. «Вода – труженица».

Игра –  эксперимент «Водяная мельница».

2.«Путешествие капельки»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

30 ноября- Всемирный День домашних животных.

1.Цель: дать первоначальные представления о силе тяжести воды

 Задача: развивать мелкую моторику, познавательный интерес.

Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе.

2.Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Задача: развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Показать процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. изменениях в природе зимой (ночь длинная, а день короткий).

Помощь в организации эксперимента.

Альбом «Вода на службе человека».

Схема-модель «Круговорот воды в природе».

4.

Декабрь. «Познай себя». «Забота о своем здоровье».

1. Занятие «Поможем воде стать чистой»

Опыт: «Очистка грязной воды»

 

2.«Умывальник» Экспериментирование с элементами конструирования.

22 декабря – день зимнего солнцестояния.

1. Цель: Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Задача: Закрепить, что вода – жидкость, некоторые свойства воды. Познакомить со способами очищения воды.

Воспитывать аккуратность в работе с водой. Познакомить с понятием «фильтр»; активизировать, обогащать словарь детей. Формировать хорошие привычки.

 Развивать умение схематично изображать проделанные действия.

2. Цель: развивать умение ставить перед собой цель, побуждать детей из бросового материала сконструировать умывальник.

Задача: Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций  и их решения, закреплять понятия о здоровом образе жизни.

«От умывальника до водопроводного крана». Рассказ родителей об истории цивилизации.

Составить алгоритм проведения опыта.

Выставка книг  по теме «Здоровый образ  жизни».

5.

Январь. «Зимние забавы». «Жизнь на Севере».

13 января - день российской печати.

1.Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду».

11 января- день заповедников и национальных парков.

2.Виртуальное путешествие в парк культуры и отдыха имени М. Горького г. Таганрога.

1.Цель: развивать умение  устанавливать причинно-следственные связи.  

 Задачи: познакомить с понятием «твердое тело», «жидкость», «газ», их отличие друг от друга. На примере  воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

2.Цель: дать понятие о парках и заповедниках.

Задача: познакомить с достопримечательностями парка, редкими растениями,  деревьями. Формировать чувство любви к родному краю, гордости за родной город.

Детско-родительский проект «Три состояния воды».

Фоторепортаж «Мое любимое место в парке»

Презентация проекта.

Выставка фоторабот.

6.

Февраль. «Профессии».

12 февраля день рождения В. Бианки.

1. природными явлениями (иней, роса, дождь)

 2.Экспериментирование с элементами конструирования «Подводная лодка».

3.Итоговая диагностика по выявлению нравственно-экологических качеств детей 5-7 лет по методике С.Н.Новиковой.

1.Цель: дать понятие о разнообразии состояний воды в окружающей среде.

 Задача:  формировать у детей знания о погодных явлениях как радуга, снег, дождь, испарение воды после дождя, формировать представления об изменениях в природе зимой (ночь длинная, а день короткий).

2.Цель: вызвать желание экспериментировать   с бросовым материалом.

 Задача: формировать умение наблюдать, рассуждать. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к военным морякам, желание быть похожими на них.

 

Конструкции подводных лодок.

Описание наблюдаемого объекта.

Выставка и демонстрация подводных лодок.

Сообщение на педагогическом совете о результатах проектной деятельности «Мир воды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по образовательной области "Познание" математическое развитие. Автор Чекалина Л.В.

Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между обр...

перспективное планирование по аппликации в средней группе по программе "Радуга". Автор Чекалина Л.В.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной Образовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесс...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...