Конспект НОД по познавательномуразвитию для детей старшей группы "Стекло и дерево".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект Нод по познавательному развитию для детей старшей группы "Стекло и дерево"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_steklo_i_derevo_eksperementirovanie.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы средняя общеобразовательная школа № 960
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшей группы
«Стекло и дерево»
Подготовила и провела:
Воспитатель
Баранова А.С.
Москва
2014
Цель:
Программные задачи:
Обучающие задачи:
- формировать понятие о том, что все материалы различаются по свойствам;
- познакомить детей со свойствами и качествами стекла и дерева, а также и использованием людьми этих качеств при создании предметов обихода, быта;
- формируем умение находить в ближайшем окружении предметы, изготовленные из стекла и дерева.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность ребенка;
- способность описывать предмет;
- определять материал, из которого сделан предмет;
- упражнять в отгадывании загадок.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к труду, аккуратность, внимательность.
Словарная работа: Активизация словарного запаса, пополнение предметного словаря и словаря признаков.
Материалы и оборудование:
Посуда деревянная цветная и не окрашенная (ложки, тарелки, стаканы, чашки, блюдца, ваза, солонка), изделия из дерева и стекла (игрушки, украшения, зеркало, коробочки, шкатулки и т.д.), образцы пород дерева, разнообразные бусины из стекла желательно в форме капель.
Интеграция образовательных областей: «познавательно-речевое развитие», «коммуникативно-личностное развитие», «физическое развитие».
Ход НОД.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что все предметы, окружающие нас, сделаны из разных материалов. Давайте вспомним, какие материалы мы знаем.
Дети: Ткань, бумага, дерево, стекло, пластмасс и т.д.
Воспитатель: А кто из вас сможет отгадать загадку:
Поля стеклянны,
Межи деревянные.
Дети: Окно или окна.
Воспитатель: Правильно. Поля это оконные стекла, а межи — это оконные рамы, которые раньше всегда изготавливались из дерева. Вы, наверное, догадались сегодня мы будем изучать свойства стекла и дерева. Есть ли у нас в группе предметы из этих материалов?
Дети: Мебель, игрушки, посуда и т.д.
Воспитатель: Молодцы. (Раздает детям ложки, тарелки, стаканы, как не окрашенные и не покрытые лаком, так и декоративно разукрашенные; разрешает их потрогать, постучать)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какими разными могут быть деревянные изделия, Какими свойствами обладает дерево?
Дети: Шершавое, ломается, если тонкое, легко окрашивается.
Воспитатель: Ещё дерево горит в огне и согревает все вокруг, поэтому им топили печи, камины, обогревали дома. Но дерево плохо нагревается от горячего, поэтому горячую еду или чай, безопаснее есть и пить из деревянной посуды. Она не обожжет вам язык. Дерево мягкий материал, его легко обрабатывают пилой, стамеской, острым ножом из дерева можно вырезать разные поделки, игрушки сувениры, причудливые формы. Назовите, какие изделия из дерева вы знаете?
Дети: Матрешки, медведи, собаки, лошади, шкатулки и т.д.
Воспитатель: Потрогайте поверхность двух игрушек и сравните их. (Предлагает для сравнения игрушке не покрытую лаком и красками и обработанную лаком. Чтобы придать дереву ровную и гладкую поверхность, его полируют шкуркой (шершавой бумагой). Дерево можно красить разными видами краски, покрывать лаками, для придания изделию блеска. Дерево — это не только материал, но и растение, из которого изготавливают этот материал.
Воспитатель: раздает изделия из стекла. А теперь ребята посмотрите на эти предметы. Из чего они изготовлены?
Дети; Из стекла.
Воспитатель: Правильно. А теперь вслушайтесь в слово «стекло»
Сравните с предметами, изготовленными из дерева. Какими свойствами обладает стекло?
Дети: Прозрачное или цветное, гладкое, холодное, хрупкое, бьется.
Воспитатель: Кроме этих свойств, стекло так же не горит, но быстро нагревается, а при высоких температурах даже плавится. Что значит, плавится?
Дети: Плавится, значит, становится жидким.
Воспитатель: Правильно, оно превращается в густую тягучую массу (как гуашевая краска). Из стекла невозможно выпилить сложные фигурки, узоры. Все изделия изготавливают из жидкого стекла, когда оно мягкое и податливое, послушное. Стеклодувы выдувают с помощью специальных трубочек разнообразные изделия, вазы, кувшины, другую посуду и украшения. Стекло не растет в лесу как дерево, его получают из песка в огромных печах при очень высоких температурах. У каждого стекла свой рецепт, как у супа, который готовят ваши мамы. Свойства стекла, цвет, прозрачность, прочность зависят от состава разных компонентов.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт! Возьмем таз с водой и положим в воду деревянную и стеклянную тарелку. (Берет деревянную тарелку большего диаметра, чем стеклянную) Посмотрите, что стало с нашими тарелочками. Деревянная осталась на поверхности воды, тогда как стеклянная опустилась на дно. Этот опыт показывает нам, что дерево легче воды, поэтому и не тонет, а стекло тонет, т.к. тяжелее воды. Это свойство человек знает очень давно и применяет его для изготовления плотов, и лодок, чтобы плыть по воде.
Ребята, а вы знаете, что и дерево, и стекло называют строительным материалом? Как вы думаете почему?
Дети: Из дерева и стекла можно построить дом?
Воспитатель: Что нам строит дом построить? (Достает картину с изображением дома.) Из какого материала будем его строить и почему?
Дети: Стены, пол, пололок, лестница, двери из дерева. Дерево непрозрачное, прочное. Окна из стекла, оно прозрачное.
Воспитатель. Хорошо. А можно ли сделать пол, потолок и лестницу из стекла?
Дети: Нет. (или) Да, можно, если стекло будет толстым и прочным. Воспитатель: Современные технологии позволяют использовать стекло для отделки помещения, изготавливать из стекла внутри и снаружи дома перегородки и двери. Причем перегородки и двери могут быть как прозрачными, так и цветными, поглощать свет или его отражать как зеркало. Зеркало это знакомое всем стекло, которое с одной стороны покрыто сначала серебряной краской, а потом черной.
Игра
Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, что же нового мы узнали?
Дети: Дерево, отличается от стекла по свойствам, текстуре, цвету, кроме того дерево легкое, в воде не тонет, стекло искусственный материал, оно изготавливается человеком, и как деревья не растет в лесу. Стекло тяжелее дерева и воды. Дом можно построить, как из дерева, так и с использованием современных стеклянных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по закреплению знаний детей старшей группы о лесе и о деревьях «Путешествие снежинки»
Целю является закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный, о деревьях (хвойное, лиственное) ; упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов....
Конспект занятия по закреплению знаний детей старшей группы о лесе и о деревьях «Путешествие снежинки»
Целю является закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный, о деревьях (хвойное, лиственное) ; упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....
Конспект занятия по закреплению знаний детей старшей группы о лесе и о деревьях «Путешествие снежинки»
Целью является закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный, о деревьях (хвойное, лиственное) ; упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста по художественно - эстетическому развитию на тему: "Весеннее дерево".
Закреплять умение детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования....
Конспект познавательно – исследовательского занятия в мини – музее для детей старшей группы «Чудо – дерево».
Цель: Расширение знаний детей о разнообразии деревьев, их свойств и изделиях из древесины....
Конспект развлечения для детей старшей группы "Волшебное дерево"
Конспект развлечения для детей старшей группы "Волшебное дерево"...