Конспект занятия по закреплению знаний детей старшей группы о лесе и о деревьях «Путешествие снежинки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Варламова Юлия Петровна

Целю является закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный, о деревьях (хвойное, лиственное) ; упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_neposredstvennoy.docx593.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Разработка НОД
на тему
  «Путешествие Снежинки»

(старший возраст)

Автор: Варламова Ю.П.
воспитатель 1 категории

г. Выкса 2014

Цель:  закрепление знаний детей о лесе (хвойный, смешанный), о деревьях (хвойное, лиственное); упражнение в различных способах обследования веток с помощью сенсорных эталонов.

Задачи:

  • Развивать воображение детей через умение мысленно дорисовывать предмет;
  • Расширить кругозор детей;
  • Развивать познавательный интерес и интеллектуальное мышление;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Средства
1. Материал: мольберт, альбомный лист, фломастер, веточки сосны и берёзы, бумажная снежинка, детали для моделирования деревьев, таблицы, карточки, коробка с фасолью.
2.Словарная работа: хвойный лес, смешанный лес.
3.Предварительная работа: беседы, наблюдения в природе за растениями детского сада, рассматривание иллюстраций, д/и на развитие анализаторов «Чудесный мешочек», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху», «Узнай на вкус»,игры  «Что сначала, что потом» , «С какого  дерева лист?»,работа с таблицами, чтение художественной  литературы, игра «Угадай, что я рисую»,работа моделями.

Способы: дорисовка, обследование веток разными органами   чувств, эмпатия нахождение сходств и различий, оживление, моделирование игры, «Ветка, ветка, чья ты детка?», «Что было, что будет»,работа с таблицей.

Ход занятия.

В.:- Ребята, вы любите слушать сказки? Садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку, а вы мне будите помогать. Жила-была…Кто?(дорисовка).Правильно,
снежинка. Однажды она отправилась путешествовать. Летала она долго  и вдруг увидела…Что это могло быть?(дорисовка). Да, увидела она много ёлок.
Как вы думаете, куда попала снежинка? Правильно, она попала в зимний лес.
А как называется лес, в котором растут если и сосны?
Д.:- Лес называется хвойным, потому что сосна и ель - хвойные деревья. Вместо
листьев у них иголки, или по другому – хвоя.
В.:- Хорошо. Полетела снежинка дальше и увидела…Что это могло быть?(дорисовка).Правильно, снежинка снова попала в лес. Но этот лес был совсем другой, он сильно отличался от предыдущего. Как вы думаете в какой лес попала снежинка?
Д.:- Она попала в смешанный лес.
В.:- Почему он так называется?
Д.:-В смешанном лесу растут и лиственные, и хвойные деревья.
В.:- Запуталась снежинка: где хвойные деревья? Где лиственные? И прилетела к нам в детский сад.(Показ бумажной снежинки).Так давайте поможем ей определить, чем отличаются хвойные деревья от лиственных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Ветка, ветка, чья ты детка?»
Таблица №1

Ель

Еловая ветка

Еловая шишка

Дуб

Дубовый лист

Желудь

Берёза

Берёзовый лист

Серёжки

Рябина

Рябиновый лист

Гроздь рябины

Сосна

Сосновая ветка

Сосновая шишка

(Приглашаю детей выбрать  карточки, спрятанные в коробке с фасолью, дети выставляют их в таблицы, обосновывают свой ответ. Выставляя карточку дети определяют к лиственному или хвойному дереву принадлежит лист или плод и почему.)


В.:- а сейчас пойдем погуляем по зимнему лесу.
Физкультминутка. Эмпатия – строим снеговика.(Сначала дети катают большой ком, затем средний – ставят его на большой ком. Потом катают маленький комок, ставят его на средний ком. Добавляют по желанию нос, руки, ведро на голову. Каждый делает своего снеговика.)

В.:-А теперь давайте поможем снежинке понять, чем отличаются хвойный и смешанный лес в зимний период. Для этого предлагаю рассмотреть то, что я вам приготовила.
(Пригласить детей к столам, на которых лежат ветки сосны и берёзы)
(Рассматриваем сосновую ветку)
В.:- Что это?
Д.:- Ветка сосны.
В.:- Не трогая ветку руками, что вы можете сказать о ней?
Д.:- Зелёная, пушистая и т.д.
В.:- А если потрогать руками ветку, что вы можете сказать?
Д.:- Колючая, шершавая.
В.:
- А если её понюхать?
Д.:
- Пахнет лесом, ёлкой, Новым годом и т.д.
В.:
- На что похожа веточка сосны?
Д.:
- На ёжика, на иголку, на колючки и т.д.
(Рассматриваем берёзовую ветку).
В.:- Что это?
Д.:- Берёзовая ветка.
В.:
- Не трогая её руками, что вы можете сказать о ней?
Д.:
- Тёмного цвета, изогнутая, тонкая и т.д.
В.:
- А если её потрогать руками, что можете добавить о ней?
Д.:-
Плотная, гладкая и т.д.
В.:
- А если её понюхать?
Д.:
- Ветка пахнет лесом, семенами и т.д.
В.:
- На что похожа ветка?
Д.:
- На трубочку, на карандаши и т.д.
В.:- Ребята, ветка берёзовая, на ней должны быть листья. Почему их нет?
Д.:
- Сейчас зима, деревья сбросили листья.
В.:
- Посмотрите внимательно на обе веточки, и скажите, чем они похожи и чем отличаются?
Д.:- Одна ветка зелёного цвета, другая коричневая, одна с иголками, другая без них; одна пушистая, другая тонкая, одна похожа на ёжика, другая на карандаш, одна с хвойного дерева, другая с лиственного и т. д. Обе ветки с дерева, обе растут в лесу.
В.:
- Молодцы! А чтобы нашей снежинке стало ещё понятней, как отличаются хвойный лес и смешанный лес друг от друга, мы построили  их для неё. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.
(Пригласить детей к столам, где лежат части моделей деревьев)
В.:- Ваша задача:
1)Собрать деревья из лежащих на столах частей.
2)Первой команде собрать хвойный лес.
3)Второй команде собрать смешанный лес.
(Дети в командах собирают модели деревьев, определяют вид леса, объясняют свой ответ).
В.:- Наконец, снежинка всё поняла. Вы хорошо ей объяснили, что такое хвойный лес, что такое смешанный лес. Как вы думаете, в каком лесу останется жить наша снежинка? Давайте  поселим её в … лес.(Оставляем снежинку в одном из выстроенных лесов).
В.:
-А сейчас я предлагаю вам проверить себя. Для этого мы с вами заполним вот такую таблицу.(Дети с воспитателем заполняют таблицу №2. Воспитатель намеренно ставит свою карточку неправильно. Предлагает отыскать ошибку. Уточняет у 2-3 детей, почему они поставили карточку в данную клетку.)
В.:
- Ребята, подумайте и скажите, каким раньше был лес, когда не было домов, улиц, городов? Какими были деревья?
Д.:- Лес был густым, страшным, непроходимым. Деревья были огромными с большими ветками.
В.:-А теперь представьте, каким лес может быть в будущем? Что будет с деревьями? Почему?
Д.:- Лесов будет мало, они будут редкими, будут замусоренными.
В.:- Что же мы с вами можем сделать, чтобы сберечь лес?(Не мусорить, не ломать ветки, не рубить лес, высаживать новые деревья)Правильно, мы должны бережно относится к природе.
В.:-А сейчас давай те вспомним в каком лесу мы оставили нашу снежинку? Какой лес называется хвойным, смешанным? Что больше всего понравилось делать?

Приложение

Таблица№1

       

 Таблица№2