Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Тайны леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лысянникова Ольга Сергеевна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Тайны леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitiya_rechi.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Тайны леса»

Тема недели: Деревья.

Цель: совершенствовать умение рассказывать по картине.

Задачи:

Образовательная: расширять запас слов, обозначающих действия и признаки, ввести в словарь: хвойный, лиственный, смешанный, продолжать использовать в речи синонимы, раскрыть смысловое понятие «лес», учить составлять предложения из двух-трех слов.

Развивающая: формировать представления об окружающей природе, развивать воображение, мышление, речь, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к лесу, к деревьям.

Оборудование: лукошко с грибами, листьями, картинки с изображением смешанного леса, лесных деревьев, репродукции картин леса, аудиозапись с голосами птиц леса, магнитофон, магнитная доска, тетрадный лист и карандаш.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций деревьев и кустарников и беседа по ним; наблюдения за природой; заучивание стихотворения Е. Благининой «Лес»

Дидактические игры: «Дерево, кустарник, трава», «Птицы, звери, рыбы», «Что растет в родном краю?», «Кто, чем питается?».

Методические приёмы: 

-наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация)

-словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание)

-практические (игровые).

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Посмотрите за окно, какой прекрасный день! Природа улыбается и мы тоже улыбаемся. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. С такой прекрасной улыбкой мы и начнем наше занятие.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей).

Послушайте загадку и отгадайте куда мы сегодня отправимся:

Его весной и летом

Все видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

То-еловый, то-дубовый,

То-осиново-сосновый.

У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов,

И протоптанной тропинкой,

По нему идут с корзинкой

(Лес)

(Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно ребята! Как вы думаете, что такое лес?

Дети: - Деревья, растения, животные, насекомые.

Воспитатель: - Давайте, закроем глаза и услышим волшебные звуки леса. (Звучит запись «звуки леса»). Ребята, мы можем не только наслаждаться звуками леса, но и любоваться его красотой (рассматривают картинки с изображением леса).

Пока вы любуетесь картинами, давайте послушаем стихотворение о лесе. 

Автор: Борис Заходер.

«Шагай!» — поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагал

По дорожке Алешка!

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки!

В это время в группу входит Красная шапочка – другой воспитатель.

Воспитатель: - Из какой сказки пришла к нам эта гостья? 

Красная шапочка: Что я вам принесла?! загадывает загадки (достает из лукошка дары леса). «Отгадаете, покажу, что у меня в лукошке»:

1. И родители, и детки

Носят модные беретки. (Грибы)

(Красная шапочка достает детям грибы – вешенки, шампиньоны).

2. В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь)

3. Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют (Листья)

Красная шапочка - Я все это нашла в лесу и хочу послушать, что вы знаете о лесе.

Беседа с детьми о лесе по картине

Воспитатель: - А что такое лес, дети? А какие деревья вы знаете? А вот если в лесу растут одни сосны и ели – это хвойный лес. А если будут расти деревья с листьями (дубы, березы, клены), то такой лес будет называться лиственным. Если в лесу будут расти и те, и другие деревья, то этот лес называется смешанным.

Итак, леса бывают разные – лиственные (с березами, ольхой, осиной) и хвойные: сосновые и еловые.

Сосновый бор – светлый и сухой лес. Еловый лес – темный, мрачный, сырой. Есть и смешанные леса, где растут и хвойные, и лиственные деревья.

- Сейчас мы побываем в таком смешанном лесу. Посмотрите на эту картинку (показывает). Какой лес изображен художником на этой картинке, как вы думаете? (смешанный). Почему? О чем эта картина?

- Как вы думаете, какой день изобразил художник на картине и как вы это узнали? Какой еще день?

- Значит, про день, который изобразил художник на картине, можно сказать, что он теплый, ясный, солнечный. Как вы думаете, что дети делали в лесу?

Кого увидели они в лесу?

Послушайте, я вам расскажу про этих детей (показывает на переднем плане группу детей).

Воспитатель: «Дети гуляли в лесу и собирали грибы, разговаривали. Вдруг из-за куста выскочил заяц. Ваня и Лена очень удивились. Таня и Павел испугались, спрятались и уронили корзинку с грибами. Грибы рассыпались. Заяц тоже испугался. Он перепрыгнул через ручеек и бросился бежать». - это место, где растет много деревьев и кустарников

Дети повторяют хором и индивидуально

Смотрят картинки разных видов леса

- О том, как дети гуляли в лесу

- Теплый, потому что дети одеты легко. Солнечный, потому что видны тени под деревьями

- Собирали ягоды, цветы, грибы

- Белку, зайца

Рассказ по картине - Что делали дети в лесу? Кого увидели? Что сделал заяц? Кто желает рассказать про этих детей?

 1-2 ребенка рассказывают по картинке

Воспитатель: - Я предлагаю вам встать и прогуляться по лесу.

Физ. минутка: Вместе по лесу идем.

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (потягивания-руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания- руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

Красная шапочка: - Составьте предложение из двух слов по картине «Заяц убежал». А теперь из трех слов, например, «Дети испугались зайца». (Дети составляют) - Молодцы! Какие вы умные, сколько всего знаете! - хвалит Красная шапочка. А теперь я прощаюсь с вами! До свидания!

Воспитатель: - Сегодня мы с вами путешествовали по лесу. Послушайте стихотворение:

Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все навеки!»

Затем воспитатель просит детей взять карандаш и выполнить задание – выполнить штриховку различным способом листьев березы, клена, осины Дети выполняют задание в тетради.

Рефлексия: - Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня разговаривали? Кто был у нас в гостях?

- Вы очень хорошо сегодня позанимались. Я вами очень довольна. Вам понравилось наше путешествие? Делятся впечатлениями о проведенном занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе "Тайны старого сундука"

В занятии используются технологии Шулешко , мнемо-таблицы для лучшего запоминания стихов и рассказов....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные наших лесов»

Цель:формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников.Задачи:Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса»....

Конспект занятия по развития речи в старшей группе на тему: "Прогулка по осеннему лесу"

ЦельФормирование грамматического строя речи. ЗадачиЗакреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных ...