Главные вкладки

    «От зернышка до каравая»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Коваленко Елена Владимировна

    Сценарий занятия по познавательно-мсследовательской деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЗАНЯТИЕ

    Познавательно-исследовательская деятельность

    «От зернышка до каравая»

    Подготовительная группа

    Цель: формировать представление о процессе выращивания хлеба.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида злаков и способов получения муки.

    - Закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России.

    Развивающие:

    - Активизировать словарь детей по теме «Хлеб»

    - Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением.

    - Развивать связную речь, общие речевые навыки.

    - Развивать интерес к труду, желание трудиться.

    Воспитательные:

    - Воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

    - Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.

    - Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.

    Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о хлебе; рассматривание злаковых культур, заучивание пословиц о хлебе; рассматривание подборки картин на тему «Хлебобулочные изделия»; беседы на тему: «Как выращивают хлеб», «Хлеб — всему голова».

    Материалы и оборудование: каравай; ноутбук, мультимедийная презентация или дидактические карточки «Как в наше время выращивали хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб». Электрическая кофемолка. Разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий на каждого ребенка. Чудо – дерево. Колосья пшеницы; зерна пшеницы, овса, гречки; мука пшеничная. Дощечки, камни, ступки и пестик, лупы — по количеству детей. Сито; влажные салфетки; песочные часы; клей, кисточки для клея; шаблоны зайчика.

    Содержание

    Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы готовы отправиться со мной в увлекательное путешествие? (да) Сначала нужно построиться в цепочку. Будьте внимательны!

    Первым выходит Максим. Перед Максимом встанет Тая. За Максимом встанет Настя. Артем встанет за Таей. Перед Настей – Жора. За Настей встанет Юра. Ира – за Юрой. Нина – между Максимом и Жорой. Вадик – за Ирой.

    Готовы? А теперь ответьте: кто, где стоит?

    Дети: Тая – «я первая, за мной стоит Артем». Артем – «я второй. Я стою за Таей, а за мной Нина …….. Вадик – «я десятый, последний в цепочке».

    Выполняют упражнение «Шагалочка»

    Мы шагаем, мы шагаем, и колени поднимаем (идут, высоко поднимают колени)

    А сейчас мы приседаем, и колени опускаем (передвигаются на полусогнутых)

    Вот крадется кот царапка

    Он неслышно ставит лапки (передвигаются крадучись, бесшумно)

    Вот бредет мохнатый мишка

    Раздавил он лапой шишку (идут на внешней стороне стоп)

    А зайчата прыг да скок,

    Скачут в школу на урок (прыгают на двух ногах, руки на поясе)

    Подходят к дереву

    Воспитатель:

    - Как у наших, у ворот чудо-дерево растёт,

    Не листочки на нём, не цветочки на нём,

    А интересные задания и картинки на нём.

    Вы все к дереву идите, что в конвертах посмотрите.

    Дети подходят к чудо - дереву, снимают конверты, смотрят и собирают разрезные картинки.

    - Давайте мы с вами соберём разрезные картинки и посмотрим, что у нас получится.

    -Назовите, что у вас изображено на картинках? (называют) Как одним словом всё это можно назвать? (Хлебобулочные изделия)

    - Вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О хлебе)

    А сейчас давайте, присядем, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка» 

    Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

    Туда — сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

    Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

    И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

    «Ты кто такой? » – спросили дети, забыв на время про футбол.

    «Я — пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.

    Воспитатель: Скажите, ребята, почему пекарь отобрал у детей булку?

    (ответы детей)

    Вот сегодня мы с вами и узнаем, сколько труда вложено в булку, будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, составлять предложения с союзом «а», проводить исследования как настоящие учёные, рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинным и современным способами.

    А теперь давайте вспомним, в какое время года колхозники начинают готовиться к севу? (весной)

    Как подготавливали землю? (боронили, вспахивали, удобряли)

    Игра «Сравни»

    Давайте сравним, как было в старые времена и как сейчас.

    Перед детьми ноутбук.

    Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?

    Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг (слайд «Пахота»)

    Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?

    Дети: Раньше самый опытный член семьи — дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (слайд «Посев»)

    Воспитатель: В какое время года начинается жатва?

    Дети: Осенью (слайд «Время года — осень»)

    Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?

    Дети: В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны (слайд «Жатва»)

    Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?

    Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе (слайд «Мельница«, «Мукомольный завод»).

    Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?

    Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе (слайд «Изба с русской печью», «Хлебозавод»).

    Воспитатель: Ребята, а в какое время было легче выращивать хлеб в прошлом времени или сейчас? Почему?

    Дети: Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.

    Воспитатель: А сейчас на мельнице поработают наши ладони.

    Пальчиковая гимнастика «Мельница»

    Мельница, мельница мелет зерно (потирают ладони круговыми движениями)

    Ветер дует посильнее: с с с с с….(дуют на поднесенные ко рту ладони)

    Мелет мельница быстрей! (потирают ладони, ускоряя темп)

    Ветер дует все сильнее: с с с с с…(дуют на поднесенные ко рту ладони, ещё

    ускоряя темп)

    Мельница еще быстрее (потирают ладони, еще ускоряя темп)

    Из муки, из муки (соединяют пальцы в щепоть, потирают их)

    Напекли мы пирожки (лепят пирожки)

    Ладушки, ладушки (хлопают)

    Напекли оладушки (хлопают правой ладонью по левой)

    Экспериментальная деятельность

    Воспитатель: Я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.

    Из меня пекут ватрушки,

    И оладьи, и блины.

    Если делаете тесто,

    Положить меня должны. (Мука)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат колоски пшеницы, давайте рассмотрим их.

    Сколько зерна в колоске? Какого цвета?

    (ответы детей: в колоске много зерен, есть усики, стебель — соломка, хрупкий)

    А теперь посмотрите, на тарелочках у вас лежат зерна.

    (на тарелочках лежат зерна пшеницы, овса, гречки)

    Возьмите одно зерно пшеницы и одно зерно овса.

    А почему никто из вас не взял вот эти зерна? (потому, что это зерна гречки и из неё варят гречневую кашу)

    Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Чем отличается зерна пшеницы и овса?

    (зерно пшеницы крупнее, у зерен нет шелухи, на зернышке можно заметить продольную полоску; овес – зернышко длинное, покрытое шелухой)

    Воспитатель: А какая мука получится из пшеницы? (пшеничная мука, белая)

    А что пекут из пшеничной муки? (из пшеничной муки пекут белый хлеб, пироги, булочки, блинчики)

    А какая мука получится из овса? (овсяная мука) А что пекут из овсяной муки? (из овсяной муки пекут овсяное печенье, из крупы варят овсяную кашу)

    Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку.

    ( Зерно — крупное и твёрдое, а мука — мелкая и мягкая, белая, рассыпчатая)

    Воспитатель: давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы, как это делали в старину. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 2 минуты.

    Дети растирают зерно пшеницы с помощью дощечек и камней)

    Получилась у вас мука? (ответы детей)

    Спустя какое-то время люди придумали ступку и пестик.

    А теперь, давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы пестиком в ступке. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 1 минуту.

    Дети толкут зерно с помощью пестика

    Получилась мука? (нет. Тяжело)

    Скажите ребята, а сколько времени мы потратили на помол муки ручными приспособлениями (3 минуты)

    Потом, чтобы облегчить труд появились ручные жернова, а после них мельница. В наше время людям везде помогает техника.

    Дети рассматривают электрическую кофемолку

    Я сейчас засыплю зерна пшеницы в кофемолку и включу её, а вы понаблюдайте, сколько времени понадобится, чтобы получилась мука.

    Сколько времени прошло? (меньше минуты)

    Посмотрите, ребята, получилась у нас мука? (воспитатель просеивает муку)

    А теперь скажите, каким способом людям легче молоть муку ручными или с помощью техники? (ответы детей)

    Воспитатель: Ну, что мельники мои, устали, давайте немножко отдохнём. Представьте, как в поле из зёрнышка появляется колосок.

    Пластический этюд «Колосок» (звучит лирическая музыка)

    В поле зернышко сидит,

    Словно дремлет, словно спит (приседают, прижимают голову к коленям,

    обхватывают плечи руками)

    Его солнце пригревает, (потирают предплечья)

    Теплый дождик поливает. (постукивают пальцами по полу)

    Из зерна в короткий срок

    Появляется росток. (медленно встают)

    К небу тянется, высок,

    На верхушке колосок. (встают на цыпочки, тянут руки вверх)

    Колосок качается,

    Солнцу улыбается. (улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками)

    Воспитатель: Хлеб ребята – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя. Хлеб считается самым дорогим подарком, иногда люди шутят, что хлеб передал зайчик. Так вот сегодня мы с вами нарисуем такого зайчика не красками, а мукой.

    Дети под музыку рисуют контур зайчика мукой с клеем

    Воспитатель: вы сегодня на славу потрудились, скажите, если бы вы увидели, что на улице кто-то играет хлебом, чтобы вы ему сказали.

    (хлеб нужно беречь, нельзя играть хлебом, в него вложено много труда.)

    Воспитатель: Правильно, хлеб надо беречь, он — наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу.

    Давайте расскажем «Какой хлеб?» 

    проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения

    Хлеб — румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий, душистый, пахучий, пшеничный, аппетитный, самый главный на столе.

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось? (ответы детей)

    Вы сегодня молодцы, все старались, а завтра мы будет с вами сеять пшеницу и овёс. А сейчас давайте угостим наших гостей хлебом.

    Человек привык трудиться-

    Люди пашут, сеют, жнут.

    В каждом зернышке пшеницы

    В каждой крошке хлеба – ТРУД!

    Угощаем хлебом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " От зернышка до каравая"

    Бинарное занятие по фгт  в подготовительной группе к школе....

    НОД в средней группе "От зернышка к караваю"

    Непосредственно образовательная деятельность в рамках интеграции образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Труд»  с дошкольниками 5 лет. Тема: «От зернышка к караваю».   ...

    тема: «От зернышка до каравая»

    Познавательно-исследовательская деятельность тема: «От зернышка до каравая»  Подготовительная группа...

    Познавательно – исследовательский проект «От зернышка до каравая»

    Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

    Презентация к Познавательно – исследовательскому проекту «От зернышка до каравая»

    Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

    Познавательно-исследовательский проект «От зернышка до каравая»

    Не напрасно народ  с давних пор и понынеХлеб насущный зовет  самой первой святыней.Золотые слова забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!...

    Проект "От зернышка до каравая"

    Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зоветСамой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не вправе:"Хлеб всему голова!" -В поле, в доме, в державе!...