Главные вкладки

    Познавательно-исследовательский проект «От зернышка до каравая»
    проект (старшая группа) по теме

    Бардина Наталья Викторовна

     Не напрасно народ  с давних пор и поныне
    Хлеб насущный зовет  самой первой святыней.
    Золотые слова забывать мы не вправе: 
    "Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ot_zyornyshka_do_karavaya.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность проекта.

    В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: «думает, что булки на деревьях растут». Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая.

    Также этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба. Кроме этого проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Надеемся,  что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.

    Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

    Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

         Задачи:

    *обогатить познавательный опыт детей;

    *сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;

    *развивать у детей нетрадиционное решение;

    *дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом;

    *совершенствовать трудовые навыки детей;

    *воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

    *приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.

    Разработка проекта:

    Донести до участников проекта важность данной темы.

    Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

    Подобрать материал для продуктивной деятельности.

    Составить перспективный план работы.

            Планируемый результат:

    *наличие у детей информации о злаковых культурах, производстве хлеба;

    *понимание детьми ценности и пользы хлеба, важности труда хлебороба;

    *наличие у детей умения  применять трудовые навыки, организовывать  сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;

    *проявление детьми бережного отношения к хлебу.

    Подготовительный этап:   март-апрель

    Практический этап:            май-октябрь

    Аналитический этап:         ноябрь

    Организационная деятельность: довести до участников проекта важность данной проблемы.

    Материал: земля, лопатки, зерна пшеницы, ржи, ячменя, миска для замеса теста, тестомешалки, хлебопечка.

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация».

     Перспективное планирование

    Деятельность, образовательные области

    Формы и методы организации

    совместной деятельности

    Двигательная деятельность

    «Физическая культура»

    *Подвижные игры: «Калачи»,  «Рожь-пшеница», «Хлеб, хлеб, разломись».

    *Физкультминутки: «Мы маленькие зерна», «Мельница».

    Игровая деятельность,

    «Социализация»

    *Словесные игры: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки».

    *Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош».

    * Дидактические игры: «Найди лишнее», лото «От зёрнышка до каравая», «Почемучка», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус».

    * Сюжетно-ролевые  игры: «Хлебопекарня», «Семья», «Пекари», «Магазин».

    *Пальчиковый игротренинг: «Месим тесто», «Колоски, как ручейки», «Я пеку пирожок».

    Продуктивная деятельность,

    «Труд»,

    «Художественное творчество»

    *Посадка семян 3-х зерновых культур.

    *Полив, прополка.

    *Измельчение зерен в муку.

    *Замешивание теста.

    *Уборка своего рабочего места.

    *Самостоятельное выпекание хлеба (домашнее задание родителям).

    *Рисование «Что я знаю о хлебе?»

    *Лепка «Хлебобулочные изделия»

    Коммуникативная деятельность,

    «Коммуникация»

    *Беседы о хлебе:

    «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»,

    «Пшеница».

    «Рожь».

    «Военный хлеб».

    «Почему нужно беречь хлеб».

    *Отгадывание загадок.

    Деятельность: Чтение художественной литературы,

    «Чтение художественной литературы»

    *Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом  зерна»

    *Заучивание стихотворений:

    В.Данько «Откуда хлеб пришел»

    В.Степанов «Полюшко поле»

    П.Руденко «Хлеб»

    *Заучивание пословиц, поговорок:

    «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

    «Что летом уродится, все зимой пригодится»

    «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

    «Не велик кусок пирога, а стоит много  труда»

    «И обед не в обед, коли хлеба нет»

    «Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

    «Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.

    Познавательно-исследовательская деятельность,

    «Познание»

    *Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

    *Подсчет зерен для высевания, из расчета 100 зерен на 1 метр.

    *Наблюдение за ростками пшеницы.

    *Превращение зерна в муку (камни, кофемолка)

    *Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучение вкуса получившихся булочек.

    *Опыт-исследование «Из чего делают хлеб» (тесто).

    *Экскурсия на кухню д/с.

    *Экскурсия на пекарню

    *Экскурсия в хлебный магазин.

    * Рассматривание иллюстраций, картин на тему «От зёрнышка до каравая».

    *Знакомство с профессиями пекаря, кондитера.

    «Здоровье»

    Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему; о правильном питании и заботе о своём здоровье.

    Результат

    1. Выставка рисунков «Что я знаю о хлебе?», лепки «Хлебобулочные изделия».
    2. Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.
    3. Разыгрывание сказки и сценки совместно с родителями: «Путешествие Колобка», «Колосок».
    4. Создание мини-музея в группе «Хлеб всему голова».
    5. Самостоятельно испеченный хлеб (домашнее задание).

                                                Приложение.

    Конспект НОД по экологии в старшей группе 

    «Хлеб - всему голова» 

    Задачи:

    1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
    2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
    3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

    Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».

    Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

    Ход:

    1. Организационный момент. 

    Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

    После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

    2. Актуализация знаний. 

    Педагог задаёт вопросы:

    - Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

    - Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).

    - Где растёт хлеб? (в поле)

    - Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)

    - Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)

    - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

    - Что дальше происходит с зерном?

    С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

    Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

    – Кто сеет хлеб?

    – Труден ли труд хлебопашца?

    – Как получают муку?

    Не гром грохочет, не пальба –                   Шумят, гудят грузовики,

    Гремит-грохочет молотьба.                          Стучат на мельнице валки,

    Гора зерна растет до неба…                        Гора муки растет до неба…

    Ты видишь, сколько будет хлеба?             Ты видишь, сколько будет хлеба?

    Физминутка.

    Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
    На кочку наехали
     (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
    В яму заехали
    Горки объехали
    И на поле приехали!

    Педагог предлагает детям пройти на свои места.

    - Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

    Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

    Вот на мельнице пшеница
    Здесь такое с ней творится!
    В оборот её берут, в порошок её сотрут!
    (Мука)

    Он бывает с рисом, с мясом,
    С вишней сладкою бывает.
    В печь сперва его сажают,
    А как выйдет он оттуда,
    То кладут его на блюдо.
    Ну, теперь зови ребят
    По кусочку все съедят.
    (Пирог)

    Я пузырюсь и пыхчу,
     Жить в квашне я не хочу.
    Надоела мне квашня,
    Посадите в печь меня.
    (Тесто)

    Что на сковородку наливают
    Да вчетверо сгибают?
    (Блины)

    Маленькое, сдобное
    Колесо съедобное.
    (Бублик)

    Сидит на ложке
    Свесив ножки?
    (Лапша)

    Состав простой: мука, вода
    А получается еда,
    То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
    (Макаронные изделия)

    При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.

    Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

    - Мы тесто месили, мы тесто месили,
    Нас тщательно всё промесить попросили,
    Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
    Комочки опять и опять достаём.

    4. Итог занятия 

    - Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

    - Как нужно относиться к хлебу?

    - Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

    В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

                    Вот он хлебушек душистый,

                    Вот он теплый золотистый,

                    В каждый дом, на каждый стол

                    Он пожаловал, пришел

                    В нем здоровье наша сила.

                    В нем чудесное тепло.

                    Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

                    В нем – земли родимой соки,

                    Солнца свет веселого в нем…

                    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

     В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.

    Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

    «Откуда хлеб пришёл» 

    Подготовила: педагог дополнительного образования

    по экологическому воспитанию Рябцева О.А.

    Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

    Предварительная работа: знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».

    Оборудование: картинки, тарелка с мукой. 

    Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

    Ход занятия

     Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

    (Молочная каша, булка, чай) 

    А вчера?

    (Омлет, булка с маслом, кофе)

     А что было на обед?

    (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

     Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

    Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

     Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

    (Белый, булки с изюмом, мягкий).

     Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

    (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

     Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

    Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)  

    А, как он в магазин попал, хотите расскажу?   

    Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю

    Специальными машинами, сеялками.

     Потом вырастают вот такие колоски        

    Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу.

    Там зёрна перемелют в муку.  

    Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки. 

     Физкультминутка:

     Дует ветер с высоты. 

    Гнутся травы и цветы.

     Вправо-влево, влево-вправо.

     Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

     А теперь давайте вместе.

     Все попрыгаем на месте (прыжки)

     Выше, веселей, вот так!

     Переходим все на шаг (ходьба на месте)

     Вот и кончилась игра.

     Заниматься нам пора.

     Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?  (Мука, вода)

      Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи

     Давайте их назовём. (Ответы детей).

     Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,

    его грузят в машины и везут в магазин.  Ребята, а что ещё пекут из муки?  Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

     Молодцы!

     Дидактическая игра: "Сложи правильно"

     Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»

    Игра: найди лишние ингредиенты

    В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

                    Вот он хлебушек душистый,

                    Вот он теплый золотистый,

                    В каждый дом, на каждый стол

                    Он пожаловал, пришел

                    В нем здоровье наша сила.

                    В нем чудесное тепло.

                    Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

                    В нем – земли родимой соки,

                    Солнца свет веселого в нем…

                    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

    Приложение 2

    Игра в слова

    Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

    Объясните выбор каждого слова.

    Словарь:

    мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

    Комментарий для взрослых:

    Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

    Четвертый лишний

    Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

    картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

    Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.

    Конкурс для детей «Что сначала, что потом». Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.

    Конкурс для родителей «Кто быстрее замесит тесто» От каждой команды приглашаются по одному или два представителя, и дается одинаковый набор продуктов.

    Задание для детей и родителей: «У вас имеются остатки хлеба.  Что можно из них приготовить? Дайте рецепт». Побеждает команда,  назвавшая большее количество способов использования хлеба.

    Задание для мамы и ребенка: из предложенных продуктов приготовить бутерброд. Работают одновременно все пары. Бутерброд оценивается не только по вкусовым качествам, но и по оригинальности оформления. Набор продуктов должен быть достаточно большим, чтобы участники имели выбор для развития собственной фантазии.

    Подвижная игра « Что мы делали не скажем, а как делали покажем»

    Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

    — Здравствуй, Царь.

    — Здравствуйте, дети. Где вы были?

    — На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

    — Что вы делали?

    —  Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

    Составь рассказ-описание с опорой на план

    1. Как называется злак?
    2. Как выглядит злак?
    3. Где родина злака?
    4. Какие полезные вещества содержатся в злаке?
    5. Какие блюда можно приготовить из злака?
    1. Дополнительные сведения, известные детям.

    Народные приметы

    Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

    Комары появились — пора сеять рожь.

    Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

    Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

    Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

    Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

    Пословицы и поговорки

    Почему в народе говорится:

    «До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;

    «Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез»;

    Из чего сварили кашу?

    Назовите злак, из которого сварили кашу.

    Пшенную — (просо)        

    Гречневую — (гречиха)

    Перловую (ячмень)

    Геркулесовую  (овес)

    Манную — (пшеница)

    Овсяную — (овес)

    Кукурузную — (кукуруза)

    Физкультурные минутки

    Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
    На кочку наехали
     (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
    В яму заехали
    Горки объехали
    И на поле приехали!

    Пальчиковая гимнастика

    Мы тесто месили, мы тесто месили,
    Нас тщательно всё промесить попросили,
    Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
    Комочки опять и опять достаём.

    Загадки

    Вот на мельнице пшеница
    Здесь такое с ней творится!
    В оборот её берут, в порошок её сотрут!
    (Мука)

    Он бывает с рисом, с мясом,
    С вишней сладкою бывает.
    В печь сперва его сажают,
    А как выйдет он оттуда,
    То кладут его на блюдо.
    Ну, теперь зови ребят
    По кусочку все съедят.
    (Пирог)

    Я пузырюсь и пыхчу,
     Жить в квашне я не хочу.
    Надоела мне квашня,
    Посадите в печь меня.
    (Тесто)

    Что на сковородку наливают
    Да вчетверо сгибают?
    (Блины)

    Маленькое, сдобное
    Колесо съедобное.
    (Бублик)

    Сидит на ложке
    Свесив ножки?
    (Лапша)

    Состав простой: мука, вода
    А получается еда,
    То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.

    (Макаронные изделия)

    Бьют меня палками,

    Жмут меня камнями,

    Держат меня в огненной пещере,

    Режут меня ножами.

    За что меня так губят?

    За то, что любят. (Хлеб.)

    Анкетирование детей старшего возраста (начало проекта)

    Обследовано 27 детей

    Вопрос

    знают

    Не знают

    Без чего не вырастит хлеб?

    3

    24

    Как превращается зерно в муку?

    2

    25

    Как превращается мука в тесто?

    5

    22

    Какие машины вы знаете, которые  помогают выращивать хлеб?

    3

    24

    Какие профессии тружеников села вы знаете?

    1

    26

    Анкетирование детей старшего возраста (конец проекта)

    Вопрос

    знают

    Не знают

    Без чего не вырастит хлеб?

    25

    2

    Как превращается зерно в муку?

    26

    1

    Как превращается мука в тесто?

    27

    -

    Какие машины вы знаете, которые  помогают выращивать хлеб?

    25

    2

    Какие профессии тружеников села вы знаете?

    24

    3

    Список использованной литературы

    1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.-  240с.
    2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.  - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
    3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
    4. От осени до лета (детям о природе и  временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
    5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
    6. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
    7. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 160с.
    8. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
    9. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
    10. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
    11. Шорыгина Т.А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д , 2003. -48с
    12. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с.
    13. Шорыгина Т.А. Фрукты. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 64с.
    14. Шорыгина Т.А. Ягоды. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 56с.
    15. Экологические праздники для старших дошкольников. Зенина Т.Н. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно – исследовательский проект «От зернышка до каравая»

    Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

    Презентация к Познавательно – исследовательскому проекту «От зернышка до каравая»

    Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

    Проект "От зернышка до каравая"

    Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зоветСамой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не вправе:"Хлеб всему голова!" -В поле, в доме, в державе!...

    Театральное представление по проекту «От зернышка до каравая» в старшей группе «Приключение колоска»

    В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяс...

    проект "От зернышка до каравая"

    Данный проект ориентирован на приобретение детьми новых знаний и применение их в повседневной жизни, что позволит им беречь этот важный ценный продукт....

    Проект "От зернышка до каравая"

    Краткосрочный познавательно - исследовательский проект совместной деятельности с детьми младшей группы...

    Проект «От зернышка до каравая» в старшей группе

    Проект «От зернышка до каравая»  в старшей группе...