Конспект по НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Знакомство с календарём" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомтсво детей с календарём и праздничными датами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №71»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему:

« Знакомство с календарём»

 в старшей группе

                                         Составитель:

                                                                вос-ль  Мельничук Е.П.

г. Энгельс

Образовательная область:  Познавательное развитие.

Цель: Формирование у детей представлений о календаре и его значение.

Обучающие задачи: Познакомить детей с разными видами календарей. Закрепить знания о праздничных днях календаря. Уточнить у детей  знания о днях недели, временах года, месяцах.

Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, сообразительность. Активизировать словарь:  отрывной, настенный, перекидной, карманный календари.

Воспитательные задачи: Воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие задачи: Способствовать снятию усталости и напряжения.

Виды деятельности:  Познавательная,  игровая, восприятие художественной литературы,  музыкально – художественная, двигательная.

Формы деятельности: фронтальная, совместная.

Методические приёмы: Игровой (организация выставки календарей, игра «Назови дни недели»).

Наглядный (Выставка календарей, иллюстрации праздников).

Словесный (напоминание, указание, художественное слово, вопросы, поощрение).

Предварительная работа: Беседа о временах года, о праздничных днях календаря, чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Материал и оборудование:  Календари разного вида, иллюстрации с изображением праздничных дней по календарю, мяч, магнитная доска, мольберт, лента, ножницы, карманные календари по количеству детей.

Ход НОД:

Вос-ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить на выставку. Вспомним правила поведения. Как надо себя вести на выставке?

Дети: Не шуметь, слушать внимательно, руками экспонаты желательно  не трогать.

Вос-ль: Открываю выставку (перерезает ленту).

- Что же представлено на нашей выставке?

Дети: На выставке представлены календари.

Воспитатель читает стихотворение:

Кто не знаком с календарём

Смотрите – это он.

Ведь без него календаря не начинают дня.

Вос-ль: Ребята,  для чего нужны календари?

Дети: Календари нужны для того, чтобы знать какой день недели, какой месяц, какое число, время года, какой год.

Вос-ль: Молодцы! Ребята, посмотрите, сколько  существует разных видов календарей.  И все они отличаются оформлением, размером.

Вос-ль:  Рассмотрим их. Первый календарь, придумали египтяне - они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь. А уже значительно позже в Древнем Риме очень точно подсчитали, сколько дней в году, и создали календарь, которым мы  пользуемся и сейчас.

Вос-ль: Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Дети: 14 января, среда.

Вос-ль: Еще бывают настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети: Потому что столько месяцев в году.

Вос-ль: Назовите осенние  месяца.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вос-ль: Назовите зимние месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Вос-ль: Назовите весенние месяца.

Дети: Март, апрель, май.

Вос-ль: Назовите летние месяца.

Дети: Июнь, июль, август.

Вос-ль: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для того или иного  месяца и времени года. Назовите,  какие вы знаете времена года.

Дети: Осень, зима, весна, лето.

Вос-ль:  А  рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек?

Дети: Потому что семь дней в  неделю.

Вос-ль: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день. Вспомним дни недели. Поиграем в игру «Назови дни недели».

Вос-ль: «День недели называй – мяч соседу передавай».

Вос-ль: Молодцы, справились с заданием.   Это  тоже настенный  календарь в виде плаката, на верхней части которого могут располагаться разные картинки, а на нижней части все 12 месяцев.

Вос-ль: А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают. Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Вос-ль: И так, в  каждом календаре есть месяц, год, дни недели, числа. Одни числа обозначены чёрным цветом, а другие красным цветом. Как называются дни обозначенные чёрным цветом?

Дети: Чёрным цветом обозначены рабочие дни.

Вос-ль: Как называются дни обозначенные красным  цветом?

Дети: Красным цветом обозначены выходные и праздничные  дни.

Вос-ль: Правильно, молодцы. Пожалуйста, пройдите,  сядьте на стульчики. И мы с вами вспомним   праздничные  дни календаря. Но для начала скажите,

ребята, с какого времени года и месяца начинается новый календарь?

Дети:  С зимы с января месяца.

Вос-ль: Совершенно верно.  Открываем календарь – начинается январь.

Декабрь заканчивает год, а январь начинает. 1 января мы отмечаем первый праздник по календарю. Как он называется?

Дети: Новый год.

Вос-ль: Что это за праздник?

Дети: Это когда приходит Дед Мороз, приносит подарки, ставим ёлку.

Вос-ль: Вспомним и споём песню «Новый год»

Земля по кругу вертится, листая календарь.

Прошло двенадцать месяцев в окно стучит январь.

Когда пурга полночная закружит хоровод,

Пробьют часы кремлёвские наступит Новый год.

Вос-ль: А какой праздник мы отмечаем 7 января?

Дети:  7 января мы отмечаем Рождество.

Вос-ль: Что это за праздник?

Дети: Рождество – это день рождения Иисуса Христа. Этот праздник православный, светлый, семейный. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.

Вос-ль: Назовите праздник,  который мы отмечаем в феврале  месяце.

Дети: В феврале мы отмечаем День защитника Отечества.

Вос-ль:  Кого мы поздравляем в этот день? Почему?

Дети: Мы поздравляем пап, дедушек, потому что они служили в армии, защищали нашу Родину.

Вос-ль: А у  нас мальчики будущие защитники Отечества. Споём песню о бравых солдатах.

Бравые солдаты с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.
Эх! Левой! Левой! С песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.
Храбрые мальчишки нечего тужить,
Скоро вы пойдёте в армию служить.
Эх! Левой! Левой! Нечего тужить,
Скоро вы пойдёте в армию служить.

Вос-ль: А кого мы поздравляем в марте? Что это за праздник?

Дети:  Мы поздравляем мам, бабушек, всех женщин. Это праздник 8 Марта -  Международный женский день.

Вос-ль: Расскажем стихотворение об этом празднике.

Ребёнок рассказывает стихотворение.

С Днем восьмого марта, 
С праздником весенним!
Солнышко приносит
 
Звонкое веселье.

Пусть тепло настанет, 
И уйдут морозы,
Пусть подарит нежность
 
Веточка мимозы!

Вос-ль: Ребята, а какие ещё праздники календаря вы знаете? Назовите.

Дети: Пасха (12 апреля), 1 мая – Праздник весны и труда,  9 мая – День Победы (70-летие Победы),  12 июня – День России,  4 ноября - День народного единства в России.

Воспитатель ответы детей сопровождает показом иллюстраций с изображением праздников.

Вос-ль: Молодцы!  А какой праздник вам больше всего нравиться, ребята?

(Ответы детей).

Вос-ль: Но  есть и праздники, которые в календаре не отмечены красным цветом, но их тоже отмечают. Один из них особенный праздник 1 июня – Международный день защиты детей.  Профессиональные праздники: День воспитателя, День Учителя, День полиции, День работников почты, связи, день писателя  и многие другие. А также отмечают очень интересные праздники такие как,  День космонавтики, День птиц, Пробуждение медведя, День театра, книги, День весеннего равноденствия.

Вос-ль: Ребята, сколько  интересного вы сегодня  узнали,  рассказали о календаре и о том,  как важен он для нас.

Календарик,  календарь, 
Целый год ты – государь,
 
Дни ты нам диктуешь,
 
Праздники даруешь,
 
И не деться никуда нам,
Без тебя, о календарь,
 
Потому ты самый нужный
Незаменимый, ценный дар!

На нашей выставке есть ещё один вид календаря, он самый маленький, называется карманным, который можно носить в кармане или в сумке. Я хочу вам сегодня их подарить на память о нашей выставке.

Итог: Вам понравилась выставка календарей? Что нового вы узнали? Вспомним, какие бывают виды календарей. (Отрывной, перекидной, настенный, карманный). Для чего нужен календарь? (Чтобы знать какой день недели, какой месяц, какое число, время года, какой год).

Вос-ль: Ребята, сколько  интересного вы сегодня  узнали,  рассказали о календаре и о том,  как важен он для нас.

Календарик,  календарь, 
Целый год ты – государь,
 
Дни ты нам диктуешь,
 
Праздники даруешь,
 
И не деться никуда нам,
Без тебя, о календарь,
 
Потому ты самый нужный
Незаменимый, ценный дар!

Кто не знаком с календарём

Смотрите – это он.

Ведь без него календаря не начинают дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе "Во саду ли, в огороде"....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».

знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,сравнить свойства бумаги и ткани,уточнить знания о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»

интересное занятие  по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «КАЗАЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ» Старшая группа

Цель: формировать нравственно – патриотические качества и духовность детейформировать представление детей об истории возникновения донского казачества,познакомить с творчеством, символикой, трад...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Семья планет» для детей старшей группы

В документе представлен конспект беседы по окружающему миру, проведенной в рамках проекта "Космос"....