Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Семья планет» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ильина Ксения Сергеевна

В документе представлен конспект беседы по окружающему миру, проведенной в рамках проекта "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_semya_planet.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №2120»

Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром: «СЕМЬЯ ПЛАНЕТ»

для детей старшей группы

Подготовила: Воспитатель Ильина Ксения Сергеевна

Москва 2019

                     

Беседа «Семья планет»

Цель: 

  • Дать детям представление о Солнечной системе, её составе из планет.
  • Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • Развивать познавательный интерес к космосу.

Организационный момент. Подведение к теме урока.

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Что нельзя сделать в космосе?

(Упасть, повеситься)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…(Комета)

На каком пути ни один человек не бывал? (Млечный путь)

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Большая Медведица)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном. (Космос)

 Воспитатель. -Как вы думаете почему я загадала вам загадки о космосе? (т.к. сегодня День космонавтики).

(Ответы детей.)

Воспитатель. Вы уже знаете. Что Земля вращается вокруг огненной звезды – Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются ещё восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему. Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце. Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу. Другие – дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы (показывает картинку Солнечной системы.)

Воспитатель. Вспомните, чем планеты отличаются от звёзд?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Звёзды состоят только из раскалённых газов, а в состав планет могут входить и жидкость, и твёрдые частицы… Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда. Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца. (в ходе беседы о планетах находим и показываем планеты).

     Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твёрдая, каменистая поверхность Меркурий во многом похож на свою спутницу – Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. Как вы думаете, на Меркурии тепло или холодно?

(Ответы детей.)

Воспитатель. На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к Солнцу. Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

     Вторая от Солнца планета – Венера. Для нас она видна на небесах, как далёкий, но яркий фонарик. Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой. Ведь в разное время она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звёзд ещё не видно. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

     Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

(Ответы детей.)

Воспитатель. Земля – средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца. Объясните, почему это важно.

(Ответы детей.)

Воспитатель. Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достаётся мало солнечного света и тепла. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает её своими горячими лучами.

      Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко. Наоборот, на удалённых от Солнца планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод. На Земле благоприятная для жизни температура. Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоёмы. А вода необходима всем живым организмам.   У Земли есть спутник – Луна.

     Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара. Марс отличается от других планет красноватым свечением. Поэтому его часто называют «Красной планетой». Поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода. В 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы! Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

(Ответы детей.).

Воспитатель. Юпитеру достаётся немного тепла от Солнца и поэтому там царит зима. У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

    Шестая планета от Солнца – Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и поэтому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Эта планета окрашена в яркий жёлто-оранжевый цвет, её окружают удивительные кольца, состоящие из глыб льда и камней.

     Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается, лёжа на боку. Поэтому к Солнцу он обращён то один, то другой его бок. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом там 40 лет царит ночь. Атмосфера Урана – холодный туман.

     Нептун – восьмая от Солнца планета. Она кажется тёмно-голубой, потому что её окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые облака.

     Плутон самая удалённая планета от Солнца. Плутон - планета – карлик. Меньше Луны. Он слабо освещён Солнцем, поэтому изучать его очень трудно. Это самая холодная планета Солнечной системы. Как вы думаете, почему?

 (Ответы детей.)

Воспитатель. Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в Солнечную систему. И всё-таки у этих планет есть кое-что общее. Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Верно! Все планеты имеют форму шара, и все вращаются вокруг Солнца.

                                            Контрольные вопросы.

Сколько планет в Солнечной системе?

Как называется самая близкая планета к Солнцу?

Какая планета наиболее удалена от Солнца?

Какая планета самая маленькая?

Какая планета самая большая?

Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

Какую планету называют Красной?

Какую планету окружают кольца?

Какая планета вращается, лёжа на боку?

Какие планеты ближайшие «соседи» Земли?

Расскажите, какие условия для возникновения и развития жизни есть на Земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Мы любим книги!» в старшей группе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №341 Дзержинского р-на г. Волгограда        Конспектнепосредственно образовательной деятельностип...

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы».

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы». Направление: Экологическое.Образовательная обла...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».

знакомить с происхождением   тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,сравнить свойства бумаги и ткани,уточнить знания о...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»...