Использованием природного материала для развития мелкой моторики у дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики .22.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Использованием природного материала для мелкой моторики у дошкольников.»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика - координированные движения пальцев и кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела, так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка. Поэтому

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Работая по данной темой, я искала наиболее эффективные и рациональные методы и приемы и решила обратиться к природе.

Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения.

Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Исходя из этого, я определила цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Задачи:

• Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Укрепить общую двигательную активность;

• Содействовать нормализации речевой функции;

• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Я постаралась подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму посредством игр и упражнений с использованием природного материала.

Как использую природный материал для развития мелкой моторики:

Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.

Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.

Игры:

Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.

Игры с крупой и семенами.

На ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке.

В подносы тонким слоем насыпать манку или песок Нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль.

Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой.

Выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Схемы- картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.) .

Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.

На гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными) ; поиграть на «пианино»)

Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.

Соленое тесто - это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.

Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Угости колобка», «Волшебные бусы», «Сосчитай-ка», «Мозаика».

Очень интересно проходят занятия, когда дети занимаются поделками из природного материала.

Изготовление поделок из природного материала:

шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Сегодня я  предлагаем вашему вниманию мастер –цветы из семян, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики , мелкой моторики рук ,связной речи детей дошкольного возраста.

Создание картин и поделок из природных материалов – особый вид творчества, который называется флористикой. В произведениях флористики используют сухие листья, цветы, травы, семена и плоды растений, кору деревьев.

Посмотрите на семена тыквы, дыни, арбуза. Что они вам напоминают? Конечно лепестки цветов. Попробуйте собрать эти лепестки в красивые цветы. Вот что получилось.

Для составления композиции из семян потребуются следующие материалы и инструменты:
- рамка, голубая ткань;
- плотная белая бумага;
- семена тыквы, гречка;
- засушенные листья кукурузы, соломка;
- береста;
- ножницы, краски гуашь, кисточка;
- клей «Титан»;

Подготовьте рамку. Уберите стекло и на картон натяните ткань или приклейте лист цветной бумаги.

Разметьте на твёрдой бумаге круги диаметром 2-3см, 4см, 6-7см и вырежьте их. Я воспользовалась разного размера баночками.

По краю круга нанесите клей «Титан» и приклейте семена тыквы. Получились цветочки.

Смешайте жёлтую краску с небольшим количеством клея ПВА и аккуратно покрасьте лепестки. Дайте высохнуть и нанесите бесцветный лак для ногтей. 
Затем хорошо смажьте середину цветка клеем и посыпьте гречкой.

Пока краска на лепестках будет сохнуть, займёмся приклеиванием  листьев.

Для веточек возьмите соломинки.

Делаем вазу. Дайте простор своей фантазии. Вазу, например можно сделать: из бумаги, обсыпанной мелкими семенами; из высушенных листьев; из соломки. Мы сделаем её из бересты. Возьмите плотный картон, сложите пополам, нарисуйте вазу и вырежьте.

Формируем букет. Приклейте вазу, затем расположите веточки – соломинки.
Начинайте заполнять букет листьями. Сначала задний план, а затем передний, придавая композиции нужную форму и силуэт. Слегка приглаживайте ладонью листья через бумагу. 2-3 листа оставьте приподнятыми. Это создаст объём.

Приклейте цветы. Крупные располагайте снизу, более мелкие – выше, а бутоны в верхней части букета.

Золотой подсолнушек,
Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка
И весенней тучки.
Утром просыпается,
Солнышком лучится.
Ночью закрываются
Жёлтые ресницы.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики в быту». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Составила презентации

«Поделки из природного материала». «Игры и упражнения с природным материалом». Составила буклеты по данной теме.

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, изготовлены различные авторские игры с природным материалом, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

В дальнейшем я планирую поиск искать новых методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Используемая литература:

• Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

• Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

• Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

• Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

• Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М. : «Карапуз», 2006.

• Пименова Е. П. Пальчиковые игры.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Развитие мелкой моторики с использование природного материала

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. Ведь наряду с развитие мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

данная презентация позволяет показать всю пользу природного материала при ее использовании при развитии мелкой моторики...

Развиваем мелкую моторику рук с использованием природного материала

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается  плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда,когда дв...

Использование природного материала при организации игр с дошкольниками

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами,...

Использование природного материала при организации игр с дошкольниками

Использование природного материала при организации игр с дошкольниками    Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Основные принципы игр с природными материалами:...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

ÒОт того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Работ...