Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала
презентация к занятию (средняя группа) по теме

 

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №17 «Гнездышко» г. Воркуты

Мастер- класс для воспитателей

Тема: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала»

Воспитатель:

Первой квалификационной категории

Педанова Екатерина Викторовне

г. Воркута

2012 г.

Цель: Систематизировать знания у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием природного материала.

Задачи:

1.Расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики    рук детей дошкольного возраста.

2. Познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в  качестве ручных тренажеров природного материала.

3.Развивать творческий потенциал участников мастер- класса.

Материал: 6 подносов с крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи – 12 шт., схемы- картинки, доски, тарелочки, соленое тесто разных цветов, галька -12 шт, кисти, акриловые краски.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Участники мастер – класса  приглашаются пройти за столы,    на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой, соленое тесто, галька, акриловые краски, кисти, наклейки.

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите внимательно и полюбуйтесь своими руками. Сколько тайн хранит в себе рука. По определению древнегреческого философа Аристотеля рука- это "инструмент инструментов". В пещерах человека каменного века наряду с абстрактными знаками и изображениями зверей сохранились отпечатки кистей рук, вероятно имевшие сакральное значение. Имея разные инструменты, скульптор лепит из глины, пластилина или гипса руками; живописец в ответственный момент отбрасывает кисть и растирает краску на холсте пальцем. Более совершенного инструмента, чем руки, в природе не существует.         

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей отмечается общее моторное отставание  и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в  жизнь современного человека, облегчающим  его быт.  Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу? Раньше  это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины…  Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.

Мы с вами сталкиваемся в своей работе с  проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые вы используете у себя на группах при решении этой задачи. ( Ответы участников мастер класса).

При изучении методической литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом. Он  всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом  способствуют  развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных  и количественных отношений, знакомству  со свойствами  природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Ежедневно  я провожу   массаж рук. Он  оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж  рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.  

Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.

(Ведущий предлагает участникам попробовать провести массаж, используя  грецкие орехи: катать орех между ладонями, катать его между пальцами, удерживать орех между растопыренными пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.) 

А теперь проведем с вами веселые  соревнования:

Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете каштанами, шишками, косточками от персиков, слив.

Игры с крупой и семенами

(Участникам  предлагается на ощупь определить и назвать крупу и семена , находящиеся  в мешочке.). Очень интересны  для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Нарисуйте   пальцем   что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если вам что то не понравилось вы можете одним движением все разровнять.

Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы  для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок  крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Ведущий предлагает отгадать загадку:

 Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (солнце)    и выложить отгадку с помощью семян)

        Еще использую схемы- картинки. На них можно выкладывать  изображения контуров предметов,  дорисовывать то, что пропустил  художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. (Ведущий  предлагает участникам выполнить задание по карточке:  Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя  и т.п. ).

         Еще работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись  под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.

(Ведущий предлагает выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя     зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино»)

Конструктор из камушков.

Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки  и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки.  Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Ведущий предлагает участникам раскрасить  камушки краской или наклейками)

Соленое тесто

Соленое тесто - это экологически  чистый  материал, который можно смело доверять  ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы  доступны и дешевы, легко  отмывается не оставляет следов,  можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение.  (Ведущий предлагает вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами).

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Это показала диагностика по развитию речи. (Н: во второй младшей  группе на начало учебного года  низкий уровень составил -34 %, при систематической работе по данной теме на конец года количество детей с низким уровнем сократилось на 7%). Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, был проведен семинар – практикум для родителей с детьми по пальчиковым играм, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса  и позволю спросить вас:

  1. что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
  2. какие выводы вы для себя сделали?
  3. есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?  (вопросы участников)

Ведущий вручает каждому участнику буклет «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала»

Сейчас  известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала

Развитие  мелкой моторики у дошкольников посредством  использования  доступного материала...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности

Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна пе...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

ÒОт того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Работ...