Развитие мелкой моторики через аппликацию из бумаги, природного материала, нетрадиционных видов материалов.
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

-    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_melkaya_motorika_ruk.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75 комбинированного вида»

Проект по самообразованию:

Развитие мелкой моторики через аппликацию из бумаги, природного материала, из нетрадиционных видов материалов.

Воспитатель: Александрова Маргарита Гавриловна

МБДОУ №75

Группа «Гулливер в стране сказок»

Красноярск, 2016


Актуальность:

  • В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
  • «Рука - это своего рода внешний мозг» - писал Э. Кант.
  • Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка - это долгий непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

Сегодня, в век информации и компьютеризации дети стали физически гораздо менее активны. У технического прогресса есть и обратная сторона - ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Начиная работу с детьми в группе с общим недоразвитием речи, обратила внимание, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость.

Многие дети не в полной мере не овладели навыками самообслуживания, пользованием столовыми приборами. Находясь за столом, разливали содержимое, пачкая стол и одежду.

Многие дети испытывают сложности в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, в работе с ножницами.

Недостаточное развитие мелкой моторики проявляется в развитии речи детей группы.

В результате всего была поставлена цель: Развитие мелкой моторики через аппликацию из бумаги, природного материала, из нетрадиционных видов материалов (создание системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей логопедической группы; формирование положительно-эмоционального отношения к результатам своей деятельности).

В ходе реализации создания системы необходимо решить следующие задачи:

  • развивать мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр, самомассажа;
  • развивать умения производить точные движения пальцами рук;
  • развивать творческую активность, фантазию, способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Ожидаемый результат:

  • повышение уровня развития мелкой моторики рук у детей логопедической = группы.

Сроки реализации:        

Сентябрь 2014 - май 2015 г.


Перспективный план

Месяц

Неделя

Тема занятия

Содержание задания

Сентябрь

1

«Овощи»

Лепка овощей из пластилина по заготовкам — силуэтам, используя метод расплющивания, разглаживания. Украшение овощей сменами тыквы, арбуза, подсолнечника, гороха и др.

2

«Кудрявые деревья»

Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев», просмотр репродукций картин, с разнообразными кронами и ветвями, симметричная аппликация из фактурной бумаги (буклеты, журналы, рекламные проспекты)

3

«Золотая осень»

Беседа об отличительных особенностях разных деревьев, лепка стволов из пластилина, использование разных семян (зеленый горошек, кукуруза и др.)

4

«Осенний ковер»

Рассматривание образца иллюстрация на тему «Осень». , Изготовление различных фигурок для орнамента из различных материалов, выполнение работы.

Октябрь

1

«Тихо ночь ложится на вершины гор»

Чтение отрывка из рассказа К. Ушинского «гонная страна, стихотворения Н Никитина «Тихо ночь ложится на вершины гор», подбор фактурной бумаги к фону, аппликация гор путем использования фактурной бумаги.

2

«Веточка рябины»

Рассматривание образца аппликации, беседа о содержании работы, выполнение работы из бумаги, поролона красного цвета.

3

«В лес за грибами»

Рассматривание грибов, образца работы, изготовление шляпок грибов из выкрашенных ватных дисков.

4

«Гуси-лебеди»

Беседа по содержанию сказки «Гуси- лебеди», рассматривание образца работы, обсуждение плана работы, выполнение работы с помощью трафарета, пластилина, различных семян.

Ноябрь

1

«Ворона»

Рассматривание картинки с изображением вороны, обсуждение ее отличительных признаков, лепка птицы, приклеивание к фигуре черных семян подсолнуха под наклоном сверху вниз, не прижимая, п/игра «Воронье».

2

«Сова»

Отгадывание загадок о совах, беседа об их

образе жизни, рассматривание образца: из каких частей состоит, выполнение работы из ватных дисков.

3

«Овечка»

Рассматривание образца, из какого материала сделано, выполнение работы из ватных палочек, бумаги.

4

«Цыпленок»

Отгадывание загадок по теме, рассматривание образца, выбор материала (пряжа для цыпленка, бумага, ватные диски и др.), выполнение работы.

Декабрь

1

«Украшение вазы»

Рассматривание образца работы, обсуждение: из чего сделана вазочка, какие материалы нужны, размазывание пластилина по поверхности «вазочки», накладывание на пластилин риса, гречки, липкой белой фасоли, различных семян.

2

«Зайчонок пол елкой»

Отгадывание загадки, рассматривание образца, из какого материала будем делать? Какие детали фигурки: выполнение зайчика из ватных дисков, ветки ели из зеленой бумаги, снег из ваты.

3

«Новогодняя открытка»

Беседа о подготовке к новому году, рассматривание различных новогодних открыток, рассматривание образца открытки, выбор цвета основы и фона аппликации, наклеивание деталей аппликации.

4

«Панно с новогодним шариком»

Отгадывание загадок о зиме, Новом годе, рассмотрение образца: материала для выполнения, изготовление веточки ели из бумаги и мишуры, шарика из ватных дисков.

Январь

1

«Зимняя картина»

На занятии отрабатываются приемы работы с разными материалами: бумагой, ватными дисками, поролоном, рассматривание образца, выполнение работы поэтапно: снеговик, дерево, снег.

2

«Коробочки с сюрпризами»

Рассматривание образца, беседа об этапах работы, знакомство с новым материалом для аппликаций - «фетр», раскрашивание коробочек в разные цвета, рисование контура рисунка, нарезание фетра на кусочки, наклеивание на контур рисунка.

Февраль

1

«Улица ночью»

Рассматривание домов на улице, какой дома формы, какой формы окна, крыши, рассматривание образца, выполнение работы из пластилина и гречневой крупы,

белой и коричневой фасоли, гвоздики, семян, хвои.

2

«Валентинка»

Беседа о празднике «День святого Валентина», рассматривание иллюстраций цветов, обратить внимание на форму, цвет, количество лепестков, рассмотрение образца, выполнение поделки из синтетических салфеток, картона.

3

«Открытка к 23 февраля»

Беседа о празднике «День Защитника Отечества», рассмотрение образца ' открытки, работа с трафаретами, с пластилином, белым рисом, зеленой чечевицей, бумагой.

4

«Рамочка для фотографий»

Беседа об обитателях морских глубин, рассматривание образца, из какого материала выполнена работа, выполнение работы из простого и гофрированного картона, синтетических салфеток разного цвета для аппликации рамки.

Март

1

«Верба»

Отгадывание загадки о вербе, рассматривание образца, из каких частей состоит, какой материал использован, изготовление вазы, стебельков из бумаги, цветы вербы из ваты, листочки из синтетических салфеток, расположение на основе.

2

«Букет цветов в вазе» (подарок маме)

Составление красивого декоративного букета в вазе, используя чечевицу, черный рис, кукурузу, фасоль, семена яблок, арбуза.

3

«Подснежник»

Рассматривание образца, выполнение аппликации из ватных дисков, бумаги, картона.

4

«Сказочная птица»

Рассматривание образца и иллюстраций с изображением сказочных птиц, работа с трафаретом, размазывание пластилина на основу, выкладывание силуэта птицы различными семенами.

Апрель

1

«Мимоза»

Отгадывание загадки о мимозе, рассматривание образца, обсуждение: из чего сделано, как располагаются части, как будем выполнять работу, выполнение аппликаций из картона, синтетических салфеток, картона.

2

«Щенок»

Отгадывание загадки о щенке, рассматривание образца, обсуждение хода работы, используемого материала, работа с

трафаретом, изготовление поделки из пластилина и арбузных семян, цветного картона.

3

«Звезды и кометы»

Чтение стихотворения В. Набокова «Движенье», рассматривание изображения кометы, обсуждение из чего она состоит: голова и хвост, хвост выполняется из различного материала: ниток, лоскутов ткани, гофробумаги и тому подобного.

4

«Роза»

Беседа о комнатных и садовых цветах, рассматривание иллюстраций с различными цветами, выполнение поделки из синтетических салфеток поэтапно.

Май

1

«Салют над городом»

Беседа о празднике Победы, рассматривание иллюстраций, фотографий с салютом, фейерверков, рисование' города, выполнение салюта из различных круп (рис, гречка, пшено и другого.)

2

«Закладка для книги»

Отгадывание загадок о книге, рассказ о девочке, которая очень любила читать, но все время забывала, где закончила читать накануне. Как помочь ей? Рассматривание образца закладки, обсуждение хода работы, материала, изготовление из бумаги узкой ленточки и синтетической салфетки.

3

«Бабочка»

Беседа о насекомых, рассматривание иллюстраций с их изображением, рассматривание образца, какие материалы нужны для работы, выполнение работы из поролона, самоклеящейся пленки, бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды аппликации

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды аппликацииУровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий ур...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

ÒОт того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Работ...

Развитие мелкой моторики через аппликацию

Ребёнок растёт, а вместе с ним растёт его познавательная активность и интерес к окружающему миру. И главная задача взрослого - поддержать эту активность. В младшем возрасте рекомендуется развитие таки...

Проект" Развитие мелкой моторики через дидактическую игру" (Подобран весь материал и реализован)

Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация дви...