РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)

И.Б. Соколова

Как сделать процесс обучения и воспитания детей увлекательным и разнообразным? Одним из путей решения проблемы, на наш взгляд, может быть включение в образовательный процесс нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Искусство рисования - это удивительный процесс. С одной стороны- творческий, а с другой - познавательный. Применение нетрадиционных техник рисования помогает развивать у детей творчество и воображение, а также, в процессе творчества ребёнок приобретает опыт взаимодействия со сверстниками, совершенствует навыки работы с необычными инструментами и подсобными материалами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 62» Асбестовского городского округа

Конкурсные материалы соискателей на участие

в муниципальных педагогических чтениях руководящих и

педагогических работников образовательных организаций,

подведомственных Управлению образованием

Асбестовского городского округа, в 2022 /2023 учебном году

«Традиции и инновации в педагогической деятельности»

Тематическое направление:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема работы:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:

Соколова И.Б.

педагог-психолог ВКК

Тел. 8 902 873 60 85

Лихачева А.А

воспитатель ВКК

Тел. 8 952 738 06 01

Асбест

2023

Содержание

Введение

4

1.

Основная часть

Организационно-педагогические условия и механизм реализации опыта работы

5

Сущность практического опыта

6

2.

Результативность педагогической деятельности.

7

Литература

9

Приложения

Приложение № 1

Проект «ИЗОбразим-ка»

Приложение № 2

Результаты диагностики образовательных достижений детей

Приложение № 3

Анкета для родителей по теме "Нетрадиционные техники рисования"

Приложение № 4

Фотоматериалы.

Приложение № 5

Презентационные материалы

Приложение № 6

Речевой материал к проекту

ВВЕДЕНИЕ

Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка дошкольника играет сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.

По данным исследований, проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и зрительно-моторной координации. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Развитие мелкой моторики имеет большое значение и расценивается как один из показателей психологической готовности ребенка к школьному обучению. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок стремиться делать что-то руками, тем он умнее и изобретательней.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Уровень развития мелкой моторики у ребенка определяет важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, поэтому, работу по развитию координации движений руки необходимо проводить с самого раннего возраста.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что образовательный процесс становится эффективным тогда, когда ребенок сам проявляет активность и творчество.

Как сделать процесс обучения и воспитания детей увлекательным и разнообразным?

Одним из путей решения проблемы, на наш взгляд, может быть включение в образовательный процесс нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Искусство рисования - это удивительный процесс. С одной стороны- творческий, а с другой - познавательный. Применение нетрадиционных техник рисования помогает развивать у детей творчество и воображение, а также, в процессе творчества ребёнок приобретает опыт взаимодействия со сверстниками, совершенствует навыки работы с необычными инструментами и подсобными материалами. Используя нетрадиционную технику рисования, дети не боятся сделать ошибку, потому что из неё (ошибки) легко можно придумать что-то новое, поэтому ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него восторг от собственных результатов. В связи с этим, возникла необходимость облегчить процесс рисования ребенка с целью создания ситуации успеха, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей.

Перспективными направлениями дальнейшего развития работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности можно считать следующее:

  • обеспечение реализации ФГОС ДО по созданию условий для выполнения целевых ориентиров дошкольного образования;
  • повышение собственного уровня профессиональной компетентности поиспользованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности, изучение опыта коллег, представление собственного опыта работы;
  • повышение педагогической компетенции родителей воспитанников;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Практическая значимость работы состоит в том, что она способствует эффективному развитию зрительно-моторной координации и необходимых в будущем школьно-значимых качеств личности ребенка, таких как уверенность, высокая самооценка.

Задачи:

1. Оптимизировать формы, методы и приемы организации образовательного процесса, стимулирующие использование детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности

2. Формировать мелкую моторику и зрительно моторную координацию детей, развивая их творческие способности, поощряя и стимулируя самостоятельность, вариативность и нестандартность мышления

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационно-педагогические условия и механизмы реализации

Чтобы вызвать у младших дошкольников интерес к рисованию, мы решили включить в совместную деятельность нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Они позволяют ребёнку получить максимально эффектный результат при минимальных изобразительных навыках, а это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.

Все выбранные техники мы объединили в познавательно-творческий, практико-ориентированный проект «Изобразим-ка» (Приложение № 1), который с успехом реализовали осенью 2022 года. Опыт работы по реализации данного проекта мы представляем на педагогических чтениях в 2023 году.

Цель:

Создание оптимальных условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук младших дошкольников путем использования в совместной деятельности нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Формировать мелкую моторику и координацию движений детей дошкольного возраста;
  • Расширять представление детей о разнообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Учить использовать в рисовании различные виды материала (губка, штампы, ватные палочки и т.д.) и сочетатьразличные техники в одной работе;
  • Развивать внимание, творческие способности, наблюдательность и воображение, художественно-эстетическийвкус, фантазию;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.

Предполагаемый результат

Для детей:

  • Дети могут внимательно слушать, проявляют активность, любознательность;
  • Дети проявляют эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • Дети проявляют творчество, могут выполнять творческие работы, используя нетрадиционные техники рисования, у них сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками»
  • Дети умеют прибирать свое рабочее пространство, работать аккуратно, доводить начатое дело до конца;
  • Дети умеют выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
  • У детей развито творческие способности, внимание, наблюдательность, воображение, художественно-эстетический вкус, фантазия. Воспитанники группы, участвуют в творческих конкурсах.

Для родителей:

  • У родителей сформированы представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
  • Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
  • Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
  • Оптимизация детско-родительских отношений;
  • Создание атмосферы доверия и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
  • Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Для педагогов:

  • Самореализация, повышение творческого потенциала;
  • Участие в педагогических чтениях по теме «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Публикации результатов работы по теме самообразования в интернет ресурсах.
  • Пополнение предметно развивающей среды группы новым материалом и инструментарием, для применения их в творческой совместной и самостоятельной деятельности.
  • Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогическихтехнологий.

Определили содержание проекта, программно-методическое обеспечение, информационные ресурсы, материально-техническое оснащение проекта, подобрали методики и провели диагностику, позволяющую определить уровень развития речи и познавательной сферы детей (Приложение № 2).

#1057;ущность практического опыта

(система конкретных педагогических действий, организация,

содержание, формы, методы и приемы работы)

Содержание деятельности:

I этап: Подготовительный

Мероприятие

Задачи

Содержание деятельности

1

Диагностика

Выявить уровень: мелкой моторики младших дошкольников

Констатирующая диагностика детей

2

Анкета для родителей по теме «Нетрадиционные техники рисования

Содействовать воспитанию интереса и любви к изобразительной деятельности и помочь родителям понять значимость развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста,

Вопросы анкеты (Приложение № 3)

4

Подбор наглядного презентационного материала

Обеспечение наглядности

Презентация (Приложение № 5)

5

Выставка работ выполненных детьми старших групп с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Знакомство с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

Организация групповой выставки

6

Подбор речевого материала к занятиям

Прививать интерес к речевому творчеству, развивать речь детей

Речевой материал

(Приложение № 6)

7

Картотека «Нетрадиционные техники рисования»

.

Отбор наиболее выигрышных, с точки зрения занимательности, и, в большей степени, обеспечивающих развитие мелкой моторики, технологий нетрадиционной изодеятельности

8

Консультации для родителей «Развитие творческих способностей ребенка»;

В данной консультации даются рекомендации родителям, как развить творческие способности у их ребёнка....

8

Видео-презентации «Нетрадиционные техники рисования»;

ознакомление родителей с методами и приемами, развивающими творческое воображение.

II этап Практический

Техника

Алгоритм работы

Инструментарийматериалы

1

Рисование ватными палочками

«Яркое солнышко»

Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого светлого цвета. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

Ватные палочки

Жидкая гуашевая краска

2

Печать листьями

«Красивый осенний букет

Лист дерева раскрашивается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

Свежие листья деревьев

Кисть широкая

Бумага

3

Печать овощами

«Загадки»

Срез овоща раскрашивается красками, затем прикладыва-ется к бумаге окрашенной стороной для получения отпе-чатка.

Сырые овощи

Гуашевая краска

4

Рисование пальчиками, ладонью

Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

Жидкая гуашевая краска

Блюдца.

5

Рисование цветной солью

«Репка»

Нанести набросок рисунка на картон, затем на предварительно покрытый клеем фрагмент рисунка насыпать соль нужного цвета Начинать наносить соль с самого светлого цвета.

Крашенная соль

Клей пва

Картон

6

Рисование втулками от туалетной бумаги

«Салют»

Втулку от туалетной бумаги разрезать по высоте, развернуть и нижний край разрезать на полоски 3-5 мм. Свернуть в трубочку и зафиксировать резинкой. Нарезанные полоски отогнуть как лепестки цветка. Опустить в краску и нанести рисунок на лист несколько раз, прокручивая втулку

Втулки от туалетной бумаги

Жидкая гуашевая краска

Резинка для волос

7

Рисование сухой кистью

«Усатый полосатый»

На чистом листе рисуется контур какого – либо предмета. Сухую кисть (кисть для клея) при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться «пушистый» рисунок.

Сухая кисть

8

Рисование поролоновым тычком

«Осеннее дерево»

На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета.. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка

Поролоновые тычки

9

Восковые карандаши + акварель

«Аквариум»

На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

Восковые мелки

Акварельные краски

10

Рисование воздушным шариком

«Гусеница»

Небольшой надутый воздушный шарик опустить в блюдце с красками (можно насколько цветов одновременно) и сделать оттиск на бумаге

Воздушный шарик

Жидкая гуашевая краска

11

Рисование пластилином

Пластилинография

«Листопад»

На вырезанный контур предмета нанести пластилин нескольких цветов и равномерно растереть по поверхности

Пластилин

12

Скатывание газетной бумаги

«Ежик»

Нарезанную газету скатать в шарики и равномерно распределить на намазанную клеем поверхность

Газеты

13

Скатывание салфеток

«Овощи для супа»

Нарезанную на несколько частей салфетку скатать в шарики и равномерно распределить на намазанную клеем поверхность

Салфетки

III этап заключительный

1

Итоговая диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Комплексная итоговая диагностика

2

Выставка работ детей «Отражение мира глазами и руками ребенка», сделанных совместно с родителями дома

Укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество.

Работы детей

3

Представление опыта работы над проектом для педагогической общественности

Поделиться опытом работы по данному направлению деятельности

Материалы педагогических чтений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа способствовала эффективному развитию зрительно-моторной координации и необходимых в будущем школьно-значимых качеств личности ребенка, таких как уверенность, высокая самооценка.Творческий подход к организации образовательного процесса способствовал созданию неординарных, красочных детских работ, которые присутствуют в интерьере группы, детского сада. Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми участвуют в творческих конкурсах на уровне ДОУ и города.

Позитивными результатами деятельности является то, что:

  • дети могут внимательно слушать, проявляют активность, любознательность;
  • дети проявляют эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • дети проявляют творчество, могут выполнять творческие работы, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности, у них сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками»
  • дети умеют прибирать свое рабочее пространство, работать аккуратно, доводить начатое дело до конца;
  • дети умеют выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Таким образом, использование в образовательном процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности является одним из эффективных путей развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Проанализированный практический опыт организации данной деятельности позволяет убедиться в ее большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности использования.

Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель достигнута.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

  1. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

  1. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

  1. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью. – Москва: «Теревинф», 2006.

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997
  2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М.: Сфера, 2006.

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....

Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...