НОД по ознакомлению с окружающим миром "Корабль пустыни"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korabl_pustyni.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Корабль пустыни

Бейко Ольга Николаевна

Воспитатель

МБДОУ №12 «Ладушка»

Г.Тихорецка

Краснодарского края

Подготовительный возраст 6-7 лет

Интегрированное занятие   по ознакомлению с окружающим миром.

Длительность занятия 30 минут

Тема: Корабль пустыни

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, позновательно-исследовательская. 

Предварительная работа:  Рассматривание с детьми иллюстраций в журналах,  тематических словарях в картинках, открыток на тему:      «Животные жарких стран», «Растительность пустыни», «Пустыня». Оформление коллективного альбома с рисунками, аппликациями, работами детей по пластилинографии  по данной тематике; беседа с детьми о жарких странах и их обитателях растительного и животного мира; дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Угадай, о каком животном я говорю», «Что растёт в пустыне?». Изготовление на занятиях по ручному труду разных моделей кактусов, лепка из пластилина змейки (из двух жгутиков разного цвета). Экспериментальная деятельность: изучение свойств песка: когда сухой – сыпучий, а мокрый лепиться; по песку идти труднее, чем по твёрдой поверхности – в песке вязнут ноги.

Цели: Создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии. Вызвать интерес к занятию и эмоциональный отклик.

Задачи:

Обучающие: Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о животном и растительном мире пустыни, их приспособленности к жаркому и сухому климату; упражнять детей в штриховке предметов горизонтальными линиями. Учить детей передавать  характерные признаки пустыни средствами  нетрадиционной техники изобразительной деятельности (песочные картины) и моделированием.

Развивающие:  развивать фантазию, воображение, активизировать мыслительную деятельность; создавать условия для свободного выражения мыслей;  развивать у детей глазомер и упражнять их в счете и отсчете предметов. развивать творческие способности и творческий потенциал детей. Развитие коммуникативных способностей детей. Развивать умения детей правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, снятие психомышечного напряжения.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру. Воспитывать у детей нравственные качества: отзывчивость, сопереживание, доброе отношение; желание помочь в трудную минуту; бережное отношение к растительному  и животному миру. Воспитание у детей самостоятельности и уверенности в своих способностях и возможностях.

Ход занятия

Вводная беседа

Ребята, я вчера была в цирке и видела там грустного верблюжонка, вот такого (ставит на стол игрушку – верблюжонка). А хорошо или плохо быть артистом для верблюжонка? Как вы думаете, почему он может грустить? Ведь в цирке так интересно и весело!

Высказывания детей:

-Верблюжонку скучно.

-Он устал.

-Верблюжонок хочет домой к маме.

-Верблюжонок хочет жить на своей родине, а не в цирке.

Воспитатель: У каждого есть своя родина. Где родина верблюжонка?

-Пустыня.

- Почему её так называют?

-Потому что там пусто. Там много песка и мало растений.

-Правильно! Пустыня – от слова «пусто». Ребята, а как же верблюжонок там живет, если там  совсем пусто? (дети рассуждают, вспоминают растения и животных пустыни, показывая их на иллюстрации.)

-Молодцы, ребята! Вы совершенно правы: там не совсем пусто. В пустыне есть и растительный и животный мир.

Загадки

-Узнайте растения и животных в загадках:

        1.Панцирь каменный – рубаха,

        А в рубахе -… (Черепаха).

Дети отгадывают.

В-ль: Назовите ласково отгадку.

Дети: черепашка, черепашечка.

В-ль: одна черепаха, а много …

Дети: черепах.

 2.Вьется веревка.

 На конце головка.

 Та веревка шипит,

 Подходить не велит. (Змея)

Дети отгадывают.

В-ль: Назовите ласково отгадку.

Дети: черепашка, змейка.

В-ль: одна змея, а много …

Дети: змей.

 3.Удивительный на вид –

 Весь в шипах,

 Но не шипит.  (Кактус)

Дети отгадывают.

В-ль: Назовите ласково отгадку.

Дети: кактусик.

В-ль: один кактус, а много …

Дети: кактусов.

 4. Зверь я горбатый,

 А нравлюсь всем ребятам. (Верблюд)

Дети отгадывают.

В-ль: Назовите ласково отгадку.

Дети: верблюжонок.

В-ль: один верблюжонок, а много …

Дети: верблюжат.

Беседа о пустыне.

-Надо же, как пустыня населена. А что вы еще знаете о пустыне? (Дети рассказывают о климате пустыни: там жарко, редко идут дожди, дует горячий ветер, бывают песочные бури.) И как же в такой жаре могут жить растения и животные?  (Дети рассказывают о приспосабливаемости растений и животных к условиям жизни в пустыне на примере кактусов и верблюдов.)

-А знаете, ребята, верблюда называют кораблём пустыни. Как вы думаете, почему?

-Потому, что верблюд может перевозить людей и грузы через пустыню.

-Но путь дальний и трудный, как же он обходиться без воды и пищи?

-Верблюд за один раз может выпить очень много воды и потом долго без неё обходиться.

-А в горбах у верблюда жировые запасы, поэтому он долго может обходиться без пищи.

-Да  ребята, он как корабль идет по пескам, несёт на себе груз и долго может обходиться без воды и пищи.

-Мы так много рассказали о верблюдах и о жизни в пустыне, а наш верблюжонок все равно грустит. Может верблюжонок забыл, что такое радость? Давайте расскажем ему о радости.

Развитие эмоциональной сферы «Радость»

Дети отвечают на вопрос «Что такое радость?»

-«Радость» - это когда мама рядом.

-«Радость» -это когда у всех праздник.                                                                                -«Радость» -это когда все радуются, всем весело.

-«Радость» - это когда никто не плачет и не грустит.

-«Радость» - это когда нет войны.

        Ребята, давайте на лице изобразим, как грустит верблюжонок. (Дети делают грустное выражение лица) А теперь покажем радость (дети изображают радость.) и этой радостью поделимся с верблюжонком.

Психогимнастика «Ручеек радости»

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются, в центр круга  воспитатель ставит верблюжонка.

-Мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке – чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, что чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши руки переливается и передает радость друг другу по кругу. (Включается запись шума ручейка на фоне спокойной классической музыки.) Как приятно «течёт» водичка по нашим ладошкам и передаёт нам свою радость. А мы, давайте дотронемся до верблюжонка и поделимся с ним  этой радостью. (Дети дотрагиваются до верблюжонка).

         Верблюжонок все еще грустит. Как вы думаете, почему ему все еще грустно?  (Ответы детей). Правильно, наша игра ему не напомнила о его родине, потому что в пустыне нет ручейков, а верблюжонок очень хочет увидеть свою Родину. А давайте построим ему  модель   пустыни!  

Моделирование

(Коллективный коллаж.)        Нам для этого потребуется песок, растения и животные пустыни… (Дети совместно с воспитателем моделируют пустыню. Картонные листы тщательно смазываются клеем (клей-карандаш) и обмакиваются в ящик с песком, затем выкладывают из этих листов пустыню– так получается песочный макет пустыни, который дети дополняют животными – игрушками: ящерица, скорпион, змейки и растениями: верблюжьей колючкой и  кактусами из бумаги (оригами, нарисованными и вырезанными из картона)

- Ну вот, теперь у нашего верблюжонка есть кусочек его родины, а еще мы стали его друзьями, а он подружился с нами. Чтобы вы хотели пожелать ему? (Дети высказывают пожелания.)

-Самое заветное желание для верблюжонка – это попасть к себе на родину. Но это очень далеко, на другом материке. И путь лежит через океан.

Как же ему преодолеть это расстояние?

Ответы детей:

-Можно полететь на самолёте.

-Можно переплыть океан на корабле.

-А у меня как раз есть кораблик, только его нужно немного подремонтировать. (Воспитатель показывает кораблик, у которого нет нескольких  дощечек разного размера и запасные дощечки, которые нужно подобрать по размеру и выполнить соответствующую штриховку.)

Ремонт корабля

Дети выполняют «ремонт»   корабля: подбирают по размеру дощечки к пробоинам, выполняют соответствующую штриховку и крепят их к кораблю.

 По окончании работы дети сажают верблюжонка в кораблик и желают ему счастливого пути.

Игровое упражнение «Добрые слова»: 

Воспитатель:  Давайте скажем верблюжонку  добрые пожелания, добрые слова.

 Дети говорят свои пожелания.

-Мы тебя любим.

-Ты самый хороший

-Ты самый добрый

-Верблюжонок, ты нам настоящий друг

-Удачного тебе пути! И.д.

Итог НОД

Воспитатель: Ребята, вам понравился верблюжонок? Как можно про него сказать, какой он? Почему он грустил? Как мы ему помогли? Ребята, вы молодцы, не оставили в беде верблюжонка! Вы настоящие и надёжные друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по пустыне»

Познакомить детей с природной зоной «пустыня»,  закрепить знания о   некоторых  представителях пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях...

конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Караван пустыни"

Цель нашего занятия - научить детей отражать в рисунке представление о пустыне и ее обитателях .Достигали цели путем решения следующих задач:вызвать интерес к рисованию каравана верблюдов на бумаге; у...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомство с пустыней»

Формирование экологического представления детей, интереса к различным природным зонам.Ознакоминие детей с климатическими условиями пустыни. Продолжение формирования представления  о взаимосв...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Пустыня"

Цель: Познакомить детей с пустыней, ее растительностью и животным миром. Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни. Освоение действия использования...