Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования у дошкольников целостной картины мира
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Плоцких Лариса Львовна

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ (апрель 2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_protsesse_formirovaniya_tselostnoy_kartiny_mira.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12

Выступление на педагогическом совете

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА»

(из опыта работы)

Воспитатель:

Плоцких Лариса Львовна

Елец – 2015 г.

В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. В области образования информатизация оказывает определяющее влияние на содержание и технологии образовательной деятельности в детском саду, в том числе на процесс формирования целостной картины мира дошкольника.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер может и должен стать в детском саду важным компонентом  развивающей предметной среды.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение  следующих задач:

- сенсорное развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Под картиной мира мы понимаем сложившуюся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

По К.Д. Ушинскому целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов.

Однако мы можем наблюдать, что в результате бессистемного использования различных информационных источников (телевизор, компьютер, детская энциклопедическая литература) в интеллектуальном багаже у ребенка старшего дошкольного возраста содержится множество ярких, но обрывочных знаний, которые ему самому самостоятельно сложно соединить в единую картину. Еще сложней формирующейся психике, определить причинно-следственные связи между явлениями.

В связи с этим у педагогов дошкольных учреждений появляется актуальная проблема формирования у дошкольников элементарных представлений о целостной картине мира; развития познавательной активности и любознательности, стремления к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Достижению данной цели подчинены следующие задачи: воспитывать различным способам познания; формировать элементарные представления об окружающем мире; развивать познавательную активность дошкольников.

Использование разработанных средств ИКТ позволяет повысить качество процесса формирования целостной картины мира, а также возможности применения его в повседневной практике любого ДОУ.

При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Актуальность проблемы внедрения ИКТ в  дошкольное образование в том, что  компьютерные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации, обучение становится захватывающим, что позволяет усилить мотивацию ребенка. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет сделать процесс получения новой информации более наглядным, а значит, более доступным и понятным. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников детского сада и усиливают усвоение нового материала. Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности с детьми позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Систематическое использование ИКТ, дозированное педагогом, использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.

Использование ИКТ на занятиях ФКЦМ  помогает детям:

 - лучше ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

 - овладеть практическими способами работы с информацией,

 - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Для формирования целостной картины мира, расширения кругозора в детском саду широко используются мультимедийные презентации.

Что же такое презентация?

Презентация (от лат. praesentatio) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации. Понятие создание презентаций может включать в себя  компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковой ряд, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации.  Программа Microsoft Power Point из пакета Microsoft Office, это удобный и результативный способ предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Программа позволяет создать анимированную презентацию и включить в нее картинки, фотографии, видеоклипы, звук, мультипликационные спецэффекты, что значительно улучшает восприятие информации. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении образовательной деятельности, в том числе и по ФЦКМ. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью.

Презентации содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что вызывает интерес у дошкольников к учебному процессу и создает положительные эмоции. Они не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей, развивает воображение,  помогают классифицировать и объединить по типу и виду предметы, окружающий мир. У ребенка формируется неделимый взгляд о мире.

Преимущества мультимедийных презентаций:

  • легко использовать для демонстрации;
  • использование различных мультимедийных технологий оживит любой материал и упрощает восприятие презентации;
  • динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов;
  • созданная презентация к определённому событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией.
  • разработанные презентации можно использоваться как иллюстрирующий материал.

Воспитатели нашего ДОУ широко используют презентации на занятиях по формированию целостной картины мира.

С помощью Microsoft Power Point были составлены презентации для дошкольников «Зимняя Олимпиада», «Осень в картинах русских художников-пейзажистов», «Зимушка-зима», «Витамины – наши друзья», «Правила дорожного движения», «Блокада Ленинграда» (к 70-летию празднования Дня Победы), «Наша Родина – Россия» и другие. Педагоги отмечают преимущества программы Microsoft Power Point: интерактивный способ представления информации по принципу «рассказываю и показываю», широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика), включение в презентацию текстовые, картинные, фото и видеоматериалы, а также доступность для ее освоения.

На базе ДОУ создан «Банк презентаций», в котором педагоги  могут быстро найти много полезной, нужной и наглядной информации для занятий с детьми. Банк презентаций включает в себя разделы «Живая и неживая природа», «Мир вокруг нас», «Профессии», «Праздники», «Безопасность». Такая систематизация позволяет педагогам экономить время на подготовку к образовательной деятельности, а так же активизирует творческую активность каждого участника педагогического коллектива.

Какие же технические средства ИКТ используются в нашем детском саду? На данный момент это: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, магнитофон, телевизор, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все педагоги применяют все ИКТ в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Многие педагоги испытывали трудности в применении программ из пакета Microsoft Office, поэтому процесс освоения компьютерных технологий стал частью годового плана работы ДОУ.

В целях ликвидации «компьютерной неграмотности» мною была разработана программа  по внедрению ИКТ в педагогический процесс. Задачи данной  программы:

- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса в ДОУ;

- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

- расширение использования информационно-компьютерных техноло-гий в воспитательно-образовательном процессе;

- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

В целях образования и самообразования с педагогами ДОУ проводились индивидуальные практические занятия, организовано наставничество более опытных педагогов над «новичками» в мире современных технологий. Для начинающих педагогов был разработан алгоритм создания презентации, сформулированы правила, по которым составляется любая презентация, и требования к ее оформлению.

В результате увеличилось количества методических разработок, основанных на использовании ИКТ в образовательном процессе, повысилась профессиональная компетентности и компьютерная грамотность воспитателей ДОУ, наблюдается положительная динамика уровня освоения дошкольниками образовательной программы детского сада, в том числе и ФЦКМ.

Таким образом, исходя из опыта применения ИКТ в образовательной деятельности ДОУ, можно сделать вывод, что использование информационных технологий в детском саду позволяет сделать процесс формирования целостной картины мира ребёнка более действенным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Инновационный опыт "Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира".

Материал из опыта работы на тему:" Использование технологии дизайна над формированием целостной картины мира"...

Компьютерные презентации - как современное средство формирования у дошкольников целостной картины мира.

Презентация дает возможность педагогу  проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий.Презентация обеспечивает педагогу  возможность для:·...

Формирование у дошкольников целостной картины мира посредством тактильной книги.

Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно....

МПО "Взаимодействие специалистов ДОО и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира".

quot;Использование приемов арт-технологий в совместной работе психолога, воспитателя и семьи"....

Консультация для педагогов Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно- нравственных ценностей, также интереса к своей малой Родине»

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является гуманистический характер образования, приоритет жизн...