Консультация для педагогов Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно- нравственных ценностей, также интереса к своей малой Родине»
консультация (подготовительная группа)

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Семья является традиционно главным институтом воспитания.

Семья - первая и самая важная ступень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

При формировании целостной картины мира. духовнонравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Взаимодействие с родителями должно проводиться по принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство». Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Каждый воспитатель в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта оказывает помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Что мы сейчас заложим в душу ребёнка? Воспитание души ребенка – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности, которое не затрагивает эмоциональное состояние ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовнонравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

«Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств», - писал В. А. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание - сложный психологопедагогический процесс. Моральные требования общества, нравственные принципы служат верным компасом и стержнем духовнонравственного воспитания в повседневной жизни.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Культура - это, прежде всего, система ценностей. Во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, художественной литературой, изобразительным и театральным искусством - является мощным источником духовно-нравственного воспитания.

Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт.

Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей дошкольного возраста - является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве.

Освоив народные традиции, наши дети узнают историю своей семьи, страны, праздники, обычаи.

Народные праздники, стали средствами выражения национального характера, яркими формами отдыха взрослых и детей, объединенными совместными действиями, общими переживаниями, которые играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества нашло отражение в традиционных праздниках: День

Республики, День пожилого человека, День матери, День защитников Отечества, День Родного языка, День Космонавтики, День Победы, участие в акции «Бессмертный полк».

Понятие патриотизм многогранно. По своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Существует такая притча:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: —

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках».

Да, уважаемые коллеги! Все в наших руках.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и любви.

В своей работе педагоги должны стараться:

  • широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы»,
  • передать своим воспитанникам любовь к родным местам, рассказывать о том, чем они знамениты, какова природа родного края, каким трудом заняты люди, живущие в Адыгее.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему и чувство гордости.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родные места, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-

нравственных ценностей, также интереса к своей малой Родине»

Воспитатель:Создашова И.В.

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Семья является традиционно главным институтом воспитания.

Семья - первая и самая важная ступень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

При формировании целостной картины мира. духовнонравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Взаимодействие с родителями должно проводиться по принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство». Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Каждый воспитатель в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта оказывает помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Что мы сейчас заложим в душу ребёнка? Воспитание души ребенка – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности, которое не затрагивает эмоциональное состояние ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовнонравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

«Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств», - писал В. А. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание - сложный психологопедагогический процесс. Моральные требования общества, нравственные принципы служат верным компасом и стержнем духовнонравственного воспитания в повседневной жизни.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Культура - это, прежде всего, система ценностей. Во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, художественной литературой, изобразительным и театральным искусством - является мощным источником духовно-нравственного воспитания.

Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт.

Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей дошкольного возраста - является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве.

Освоив народные традиции, наши дети узнают историю своей семьи, страны, праздники, обычаи.

Народные праздники, стали средствами выражения национального характера, яркими формами отдыха взрослых и детей, объединенными совместными действиями, общими переживаниями, которые играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества нашло отражение в традиционных праздниках: День

Республики, День пожилого человека, День матери, День защитников Отечества, День Родного языка, День Космонавтики, День Победы, участие в акции «Бессмертный полк».

Понятие патриотизм многогранно. По своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Существует такая притча:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: —

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках».

Да, уважаемые коллеги! Все в наших руках.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и любви.

В своей работе педагоги должны стараться:

  • широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы»,
  • передать своим воспитанникам любовь к родным местам, рассказывать о том, чем они знамениты, какова природа родного края, каким трудом заняты люди, живущие в Адыгее.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему и чувство гордости.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родные места, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования у дошкольников целостной картины мира

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ (апрель 2015 г.)...

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Компьютерные презентации - как современное средство формирования у дошкольников целостной картины мира.

Презентация дает возможность педагогу  проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий.Презентация обеспечивает педагогу  возможность для:·...

МПО "Взаимодействие специалистов ДОО и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира".

quot;Использование приемов арт-технологий в совместной работе психолога, воспитателя и семьи"....