Конспект ОД в средней группе на тему: "Свойства речного песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Исхакова Диля Фаизовна

Конспект ОД в средней группе на тему: "Свойства речного песка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_na_temu_svoystva_rechnogo_peska.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Свойства речного песка»

Выполнила:

воспитатель II кв. категории

Исхакова Диля Фаизовна

Казань, 2015

 Цель: Развивать познавательно-исследовательские способности детей.

 Задачи:

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

-развивать представления о свойствах песка;

-обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, закорючки, песок пропускает воду.

Методы:

-словесные (рассказы воспитателя, детей, вопросы, рассуждения, объяснения).

-практические  (показ, самостоятельное проведение опытов).

-наглядные  (рассматривание).

 Предварительная работа: заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок»; чтение сказки «Песок и солнечный свет»; игры с сухим   песком; просмотр фильма «Рисование песком. Сказка»; рисование на тему: «Где живет песок»; беседы о том, что песок - неживая природа, о мерах осторожности во время игр с песком.

 Оборудование:

Доска для рисования на песке;  выставка «Изделия из песка»;  песочные часы; емкость с игрушками, закопанными в песке; кувшин с водой; волшебная палочка; сосуд – бутылка, аудиозапись звуков природы, песочные часы.

 Раздаточный материал:

- на каждый стол: скатерти;

-на каждого ребёнка: песок в пластмассовых тарелках, стаканы с водой, чистые листы и мелок, лупы, фартуки и колпаки, влажные салфетки.

Прогнозируемые результаты:

-Знание свойств песка.

-Проявление интереса к опытам.

-Увеличение словарного запаса детей по теме.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с волшебным миром природы. Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. Ребята, скажите,   а что у вас под ногами летом на улице? (Трава, земля, песок). Сегодня мы узнаем, что такое песок. Садитесь удобнее и послушайте сказку.

В:- Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни!  Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы  капать и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал дуть и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они покатились, а когда катились, друг о друга ударялись, крошились и превращались в песок.

-Ребята, вы знаете, что  песок  нужен людям.

 Проводится беседа о сказке.

-Как вы думаете, кто такие горы - великаны? (вулканы)

-Как успокоили вода и ветер вулканы? (налили на них воды,  а ветер обдувал)

-Что стало с горами? (они стали распадаться)

-Что произошло с камнями, когда ветер играл с ними? (они ударялись друг о друга и крошились в песок)

Рассматривание выставки «Изделия из песка»

- Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

- Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.)

- Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)

2.Основная часть

Воспитатель: - А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает волшебный песок?

-Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать! », где вы станете учёными, художниками и волшебниками.  Вашими помощниками сегодня будут пальчики и ручки. А мне будет помогать волшебная палочка.

-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Протирайте руки влажными салфетками. Дети надевают шапочки и фартуки. (включается аудиозапись)

Опыт «Получаем песок из камней»

В:- Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? (желтого, темно-желтого). Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он? (рассыпчатый). Если ветер подует, что с ним будет? (разлетится).

В: - Ребята, сейчас зима, как выдумаете рыбкам холодно в воде? (Да). Где рыбки могут прятаться в воде? (в песке). Значит, от песка есть польза не только людям, но и рыбам, животным, так как животные тоже могут прятаться в песке от жары.

- Вы хотите стать рыбками? (Да)

-Своей волшебной палочкой я превращаю вас в рыбок.

-Фокус-мокус, превращаю вас в рыбок!

Выполняется пальчиковая гимнастика «Рыбки».

(Ладони сомкнуты, чуть округлены)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Выполняем волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! "

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)) 

А третья сказала: "Мне хочется спать! "

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит))

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Быстро качаем ладонями (дрожь))

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот)) 

Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают))

В: - Давайте с вами поиграем в игру с песком, где спрятались рыбки.

Игра - забава «Найди рыбок»

Дети ищут ручками рыбок в  тазу с песком  и выпускают их в воду.

В: - Молодцы, ребята всех рыбок нашли!

-А сейчас я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.

- Фокус-мокус, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу.

Опыт с песком и рассматривание его через лупу.

1.В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песка, воспитатель выясняет его свойства:

-Какой песок? какого цвета? он прилипает  к рукам?

(сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;)

-Рассмотрите из чего состоит песок?

(состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;)

-Можно ли из этого песка слепить куличики? Почему?

(из него нельзя лепить куличики, потому что он сухой)

2. Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:

- пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.);

-Какой песок не рассыпается и липнет к рукам?

(мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;)

-А по цвету он какой?

( он темнее, чем сухой песок)

-Можно ли из этого песка слепить куличики?

- из влажного (мокрого) песка можно лепить.

В: - Давайте вспомним, как мы летом играли с песком в песочнице.

(Поставить доску с песком. Убрать тарелки с песком, воду, лупы и разложить листы с песком и мелками).

Самомассаж.

Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, сжимать, перетирать его между ладонями. Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п…

В:- Продолжаем дальше, ребята. Сейчас я своей волшебной палочкой превращу вас в художников.

- Ахалай-махалай! Ребят в художников превращай!

-Мы будем рисовать закорючки на песке.

На доске с песком рисуется много закорючек, дети соединяют их, после чего получается общая картина.

В: - Сейчас  я превращаю вас в маленьких волшебников.

-Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!

-Ребята, какого цвета песок? (Темно-желтый)

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он стал разноцветным? (Добавить краски)

-Хотите  сделать радугу из цветных мелков и песка? (Да).

Поделка "Радуга в бутылке». (Выполняется под аудиозапись).

Воспитатель вместе с детьми изготавливает поделку по плану работы:

В: - Ребята, возьмите мел сначала  одного цвета, затем другого  цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаг. Старайтесь посильнее нажимать на  песок, ему не больно, так как он неживой. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Старайтесь, у вас все получится. А теперь закрутим крышку.

В: - Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!

3.Заключительная часть.

Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось? (мы изучили свойства песка, понравилось проделывать опыты с ним, понравилось изготавливать поделку)

-Понравился ли вам опыт? (Да) Хотите ли вы исследовать ещё что – нибудь, узнать, что – то новое о песке, глине, камушках? (Хотим).

Воспитатель: - Я благодарю ваши ручки, пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком. Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз, два, три, нас в ребяток преврати! Пора в детский сад!

Ребята снимают фартуки, колпаки и идут мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект HOД в средней группе на тему «Свойства воды»

Конспект занятия, в ходе которого дети проводят опыты, знакомятся со свойствами и состояниями воды....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе на тему "Свойства и качества бумаги и ткани"

Конспект НОД по зкспериментированию в средней группе на тему "Свойства и качества бумаги и ткани"...

Конспект НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по теме: "Свойства воздушного шарика"

Вашему вниманию предоставленно непосредственно-образовательная деятельность в средней групппе по теме:"Узнай все о себе, воздушный шарик"...

Конспект занятия в средней группе на тему « Свойства воздуха».

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах....

Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха».

Конспект занятия в средней группе на тему «Свойства воздуха»....