Проектирование развивающей предметно - пространственной среды на участке ДОО
методическая разработка

Ясько Татьяна Петровна

Развивать, обогащать и активизировать деятельность детей помогают элементы РППС, которые я изготовила в совместной деятельности с детьми и родителями. Этим самым мне удалось не только вызвать интерес к ознакомлению с природой, но и сформировать  основы познавательного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yasko_tp_dokument_microsoft_office_word.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Создание элемента РППС на участке ДОО «Декоративный пруд»

воспитатель Т.П.Ясько

Проблема развития эколого – развивающей предметной  среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина Э.Ф.Алиева, С. Л. Новосёлова, Ю.С.Мануйлов, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова Л.П.Стрелкова). Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

Согласно ФГОС ДО обязательным требованием является создание РППС на участке  ДОО.         

Именно поэтому в последнее время дизайну территории  ДО уделяется все больше внимания.  

Одной из важнейших задач образовательной области познавательное развитие является  развитие представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Природа – это вся вселенная с существующими в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все  жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли – в биосфере, составной частью которой являются живые существа – мир растений и животных, человек. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ухудшение экологической ситуации, усиление рассогласованности взаимодействия общества и природы, очевидная угроза жизни для всего живого на планете заставляют по новому подойти к вопросам экологического образования детей начиная с дошкольного возраста, так как именно в это время закладываются основы интеграции целостной личности, а приобретенные

По определению И.Д.Зверева экологическое образование рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих, экологическую ответственность  личности за состояние социоприродной среды .

В экологии центральными понятиями  являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия  в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка – дошкольника могут быть ему представлены и стать основой развивающегося взгляда на природу и отношения к ней

Формирование ценностного отношения к природе, эмоционально – положительного опыта общения с природой – наиболее важный  результат экологического образования в дошкольном детстве (3,  с. 5).

Именно поэтому необходима целенаправленная систематическая работа по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Каждый педагогический коллектив стремиться создать на участке ДОО оригинальную и неповторимую среду, которая будет  не только радовать  глаз, но которая  предоставит возможность  для  выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении.  

Элементы, которые украшают ландшафт, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от цели и образовательных задач, а также творческого потенциала педагогического коллектива.

Искусственный водоем (сухой ручей, пруд и т.д.) пришел к нам из далекой Японии, где распространено создание искусственных каменных садов. Ручей получил название сухого, поскольку в нем действительно нет ни капли воды, а сам он является искусственной имитацией пересохшего русла.

Цели:

  • Развивать познавательную активность и любознательность;
  • Учить умению последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  • Обратить внимание детей на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых существ от меняющихся факторов внешней среды;
  • Привлечь внимание детей в установлении взаимосвязи между явлениями живой и неживой природой;
  • Познание природы, выработка гуманного отношения к ней, осознано правильного поведения  в природной среде;
  • Расширение словарного запаса;
  • Воспитание бережного отношение ко всему на Земле, любви к природе;

Главным преимуществом сухого ручья является то, что устроить его можно в любом месте на участке, в отличие от обыкновенных водоемов и ручейков.

Сухой водоем в ландшафтном дизайне — это удачный и оригинальный вариант обустройства участка детского сада. Есть целый ряд причин, которые смогут побудить вас внести данный элемент в дизайн участка:

  • не нужна помощь специалистов;
  • экономия времени;
  • экономия материалов;
  • простота ухода;
  • разнообразие дизайнерского оформления.

Декоративный сухой ручей можно создать самостоятельно, не прибегая к помощи дизайнеров и специалистов. На выполнение работ по обустройству сухого ручья не потребуется столько усилий, сколько пришлось бы потратить на создание искусственного водоема. На устройство настоящего искусственного водоема может уйти уйма времени. Сухой водоем может быть создан всего лишь за пару дней, достаточно определиться с расположением и заполнить его камешками, разнообразными материалами, плюс посадить вокруг растения.

Сухие водоемы красиво дополняют ландшафт, не требуя для создания большого количества материалов и затрат. Вам не потребуется много усилий, чтобы осуществлять уход за внешним видом сухого ручья, его можно сравнить с уходом за обычной клумбой. В то время, как водоем нуждается в более тщательном и кропотливом уходе и не всегда соответствует требованиям Сан Пин. Дизайн оформления сухого ручья может быть весьма разнообразным. Чаще всего вокруг него высаживаются растения, причем выбор их практически  ничем не ограничен (санитарные требования).

Этапы обустройства сухого водоема

Сухой ручей очень прост в уходе, так как в нем не надо менять воду, использовать насосы, фильтры и компрессоры, чтобы исключить застой воды.

В процессе обустройства каменного ручья в саду можно выделить несколько основных этапов:

  • планирование. Выбор места расположения и дизайн будущей композиции;
  • подготовительный этап. Подбор камней и растений, которые дополнят существующий ландшафт, строительных материалов и инструментов, садового инвентаря;
  • выполнение работ;
  • укладка камней;
  • этап декорирования (высадка растений).

В первую очередь предстоит определиться с тем, где в на участке вы хотели бы видеть свой сухой водоем. Важно помнить о том, что он должен гармонично вписаться в общий ландшафт участка и удачно дополнить его. Следует решить, каким будет дизайн будущей композиции, в какой форме она будет выполнен.

Сухой водоем можно украсить не только с помощью растений, можно добавить к нему и красивые декоративные элементы.

Определившись с местом и формой, можно приступить к выполнению работ. Для начала нужно подготовить место. После чего можно приступить к выкладыванию камня. Этот этап будет наиболее увлекательным.

С выбором камней по цвету, размерам, форме нужно определиться заранее, учитывая при этом ландшафт и дизайн участка. Укладывают сначала большие камни, которые будут имитировать берега. В широкий сухой ручей можно положить большой камень. Расположенный в центре, он будет красиво смотреться, создавая вид островка. Русло ручья засыпается мелкой галькой. Завершает работу декорирование объекта растениями, которые могут быть расположены как по берегам, так и в русле. Растения для сухого ручья могут быть использованы самые разные, все будет зависеть от вашей фантазии и пожеланий.

Однако наиболее удачно подчеркнет его достоинства растительность, которую можно расположить вблизи сухого водоема. Особенно удачно будут смотреться растения, которые смогут создать визуальное впечатление водной зоны. Побережье можно украсить разнообразными декоративными элементами, поделками, фигурками, сказочными персонажами. По соседству с сухим водоемом можно расположить зону отдыха.

Для оформления подойдут любые местные растения, желательно, чтобы они были низкорослыми и не сильно разрастались, иначе они станут прикрывать собою водоем. Ландшафт берегов ручья удачно дополнят узколистные растения и голубые цветы. Растения повыше тоже можно использовать, однако их лучше расположить на заднем плане.

Если говорить непосредственно о наиболее подходящих для оформления видах растений, то к ним можно отнести:

  • лилейник;
  • мискантус — китайский тростник;
  • голубую овсяницу;
  • пампасную траву;
  • колокольчики;
  • ирисы;
  • незабудки;
  • осоку;
  • лобелию;
  • хосту.

Сухой водоем будет замечательно смотреться в любом детском саду, создавая красивую композицию, которая может иметь еще и функциональное значение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

«Нет такой стороны воспитания, на которуюобстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира.Среди н...

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена развивающая предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пос...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в образовательной области «Познание» для детей 4-5 лет.

Среди объектов для исследования в действии большее место занимают объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для ...

Статья «Проектирование развивающей предметно пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Проектирование развивающей предметно пространственной среды  в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...