Конспект НОД "Воздух - первое знакомство"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ларионова Екатерина Арнольдовна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larionova_konspekt_zanyatiya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Воздух – первое знакомство»

Цель: сформировать представления о воздухе, показать способы обнаружения воздуха при помощи органов чувств.

Задачи:

- дать детям представления о воздухе и его свойствах; помочь в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве;

- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать речь, мышление;

- воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование:

«Посылка», воздушный шарик, целлофановые пакеты, стаканы по количеству детей,  Центр воды и песка, баночки,  музыкальные инструменты (дудочка, гармошка, свисток),  карточки -  символы.  

Для рисования: акварельные краски,  бумага, кисти, стаканчики, соломинки для коктейля.

№ этапа

Содержание

Примечание

1

Введение в игровую ситуацию

В круг широкий, вижу я,

Встали вы, мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

И на место мы вернемся,

Улыбнемся, подмигнем

И знакомиться начнем.

Предложить детям встать в круг и взяться за руки.

Знакомство с детьми

2

Мотивационная игра

 В центре на столе стоит посылка.

- Что это?

- Откуда могла прийти такая посылка?

 - Ребята,  давайте посмотрим, что нам прислали из страны Почемучек?

Из посылки вылетает воздушный шарик, к нему прикреплена открытка с символическим изображением воздуха.

- Что это нарисовано? Мы сможем узнать, что это, отгадав загадку.

                            Он нам нужен, чтоб дышать,

                            Чтобы шарик надувать,

                            С нами рядом каждый час,

                            Но невидим он для нас.

(Прикрепить на доску символ воздуха)

-Ребята, а воздух действительно никак нельзя обнаружить? Жители волшебной страны, откуда пришла эта посылка, тоже искали ответ на этот вопрос, но не смогли найти. Давайте поможем жителям Страны Почемучек и  тоже  отправимся в эту страну. А как  нам можно попасть в сказочную страну?

На  чем передвигаются  сказочные герои по воздуху?

- Полетим на ковре-самолете?

-Вот мы и прилетели. А в этой волшебной стране все жители – ученые. Давайте, тоже превратимся в ученых.  

Крибли - крабли -вилс - в ученых превратись!

- Посылка

Ответы детей

Ответы детей

Музыкальное сопровождение

3

Затруднение в игровой ситуации

Итак, мы с вами ученые,  и сегодня мы исследуем воздух. Как  мы можем обнаружить воздух?

У человека есть помощники -    органы чувств – глаза, уши…

Ответы детей

Предложить детям назвать остальные органы чувств

(показать карточки)

4

Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

-Как  вы думаете, на какой вопрос мы будем искать сейчас ответ?

-Правильно, можно ли увидеть воздух.

- Вы видите воздух? Попробуем поймать его, чтобы разглядеть.

 С помощью чего мы можем это сделать?

-Посмотрите, как я могу поймать воздух пакетом.

(опыт№1: расправляем пакетик: ничего в нем нет, «ловим» воздух, крепко закручиваем)

-Хотите попробовать?

- Что произошло с вашими пакетами? Что внутри? Мы можем увидеть воздух? Почему?

- А сейчас проткните ваши мешочки.  Поднесите к лицу. Что происходит?

- Давайте возьмем веера. Что вы чувствуете?

 

- А стакан может поймать воздух?

- Опыт №2: я на дне стакана закрепила вату. Переворачиваю стакан и ловлю воздух. Я держу стакан ровно, не выпускаю воздух и осторожно опускаю стакан в воду до самого дна. Потом также, держа стакан ровно, поднимаю его. Что произошло с ватой? Почему вата осталось сухой?

 - Правильно, вата  осталась сухая, так как мне помог воздух.

-Теперь вы попробуйте провести  такой опыт.

- Получилось?

- А теперь попробуйте наклонить стакан. Что произошло? Почему?

- На какой вопрос сейчас будем искать ответ?

- Чем пахнет воздух?

- Сейчас  мы оставим только одного нашего помощника – нос, и попробуем угадать запах?

Игра «Угадай по запаху».  Закройте, пожалуйста,  глаза ладонями. Попробуйте определить и  называть запахи, а наши гости посмотрят, угадаете вы или нет.

 - Откройте глаза, расскажите, какие запахи из какой баночки.

- А вот из этой бутылочки чем пахло?

- Что в ней находится? Мы можем доказать, что там есть воздух?

- А имеет ли воздух свой вкус? Как можно попробовать воздух на вкус?

-Ребята, мы выяснили, что воздух невидимый, но мы можем его почувствовать,  он не имеет своего запаха.  А мы можем услышать воздух?

-А вы знаете, что многие музыкальные инструменты звучат с помощью воздуха.

 (На доску вывешивается карточка «Глаз»)

Можно ли увидеть воздух

(На столе предметы: шарик, целлофановый пакет, стакан)

Ответы детей. Карточка перечеркивается.

(Дети выполняют опыт)

Вывод: мы не можем увидеть воздух, потому что он прозрачный и бесцветный, но мы можем его почувствовать.

(вывешиваем карточку «Рука»)

Один ребенок пробует.

Ответы детей. Вывод: воздух невидим, но он заполняет все вокруг. Мы можем увидеть  пузырьки воздуха в воде

.

(На  доску  вывешивается карточка «Нос»)

(Баночки с запахом: апельсин, чеснок, огурец, шоколад, пустая баночка).

Вывод: у воздуха нет собственного запаха, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества.

(На  доску  вывешивается карточка «Рот»)

Вывод: воздух не имеет вкуса (перечеркнуть карточку)

(Вывешивается карточка «Ухо»)

Перед детьми выложить музыкальные инструменты. Обсудить.

Вывод: Если воздух встречает на своем пути преграду, то получается звук.

6

А сейчас мы с вами полетим на самолете обратно в детский сад.

Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолёт». 
Мы отважные пилоты 
За штурвалом самолёта. (Руками изображают, как крутят штурвал). 
Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох). 
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание). 
Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох). 
Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание). 
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох). 
И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание). 
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох). 
Мы летаем высоко (руки поднять вверх). 
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают ,как если бы человек смотрел в бинокль). 
Мы летали , утомились 
И на стульчики приземлились! (Присесть). 

5

Самостоятельное применение новых знаний в другой игровой ситуации

-Мы побывали в волшебной стране,  где  провели опыты, пытаясь обнаружить воздух с помощью наших органов чувств. Итак, наши помощники глаза что определили?

Опустить карточку.

- Я буду опускать карточки вниз, а вы рассказывать, что вы узнали о воздухе.

- Ребята, Что вы узнали новое? Что понравилось? Что расскажете дома?

А еще жители этой страны любят рисовать. Но страна волшебная и рисуют тут по-волшебному,  с помощью воздуха. Жители этой страны поделились со мной секретом.

Для этого нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель.  Мы нарисуем необыкновенные    пейзажи с помощью воздуха.

- Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня вышло(показать рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники.

(Подойти к доске с карточками)

Дети самостоятельно формулируют выводы, опираясь на карточки - символы.

7

Итог занятия

Выполнение работы под музыку ветра.

Дети работают в своем темпе и решают сами, когда  закончить свою работу. Убирают рабочее место.

 

Музыкальное сопровождение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-досуга на воде: Первое знакомство.Для детей средней группы детского сада с ЗПР.

Конспект занятия составлен на сентябрь месяц для средней группы детского сада, для детей с задержкой психоречевого развития.....

Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема: «Первое знакомство с библиотекой»

Тема: «Первое знакомство с библиотекой» Цель: Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном ...

Конспект в первой младшей группе по математике Тема: «Знакомство с геометрической фигурой - овалом»

Конспект в первой младшей группе по математике Тема: «Знакомство с геометрической фигурой - овалом»Цель: Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геом...

конспект в первой младшей группе знакомство детей с профессией Воспитатель

конспект в первой младшей группе знакомство детей с профессией Воспитатель-познавательное развитие...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Первое знакомство с театром»

Театр приобщает ребенка к правилам и нормам поведения в обществе. Здесь вы не увидите шумных и бегающих без дела детей, громко разговаривающих и вызывающе одетых зрителей. В этом месте все пронизано к...

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе на тему " Первое знакомство с блоками Дьенеша".

Логические блоки Дьенеша знакомят детей с формой, цветом и размером обьектов. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а также память, внимание и воображение....