Занятие Триз
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Домашенко Елена Сергеевна

Занятие с элементами Триз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказки триз220.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пополнение среды

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

ДЕВИЗ ТРИЗ:

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Занятие - не форма, а поиск истины»

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

D:\Viktor\Desktop\львенок6.png

Непослушный песок

Маленький львёнок сидел под пальмой и пытался что-то строить из песка. Но у него ничего не получалось, потому что всё рассыпалось. Львёнок был очень недоволен тем, что песок такой сыпучий и мягкий. Не получалось даже рисовать на песке: рисунки выходили нечёткие и некрасивые.

«Что это ты такой сердитый?» - спросила львёнка умная черепаха, вернувшаяся с озера. «Понимаешь, я так стараюсь, а у меня ничего не получается!» - жаловался раздосадованный львёнок. «И не получится! - твёрдо сказала черепаха. - Ведь песок очень мягкий и сыпучий». «Что же мне теперь делать? - расстроился львёнок. - Песок должен быть мягким, чтобы я мог поваляться и покувыркаться, и должен быть твёрдым, чтобы можно было рисовать и строить».

«Молодец! - похвалила его черепаха, - ты почти нашёл правильное решение». «Неужели? - удивился маленький львёнок. - А как же сделать песок твёрдым?». «Подумай хорошенько, ведь ты прекрасно знаешь ответ», - посоветовала черепаха. Львёнок немного подумал и сказал: «Послушай, черепаха, я, кажется, придумал».

Что же придумал львёнок?

 

Львёнок учится плавать

Как-то раз, когда маленький львёнок и большая черепаха снова пришли на озеро, львёнок спросил: «Скажи, черепаха, как ты научилась так хорошо плавать?». Черепаха подумала и ответила: «А я всегда умела хорошо плавать». «Научи меня, пожалуйста», - попросил маленький львёнок. «Ну хорошо, - согласилась умная черепаха, - но учти, чтобы научиться плавать, ты должен хорошенько грести лапами».

«Понял! Понял!» - закричал львёнок и прыгнул в воду. Он изо всех сил начал бить лапами по воде, но только распугал рыбок. «Вот видишь, - огорчился львёнок, - у меня ничего не получается». «А ты зайди поглубже и попробуй ещё раз», - предложила черепаха. Львёнок зашёл поглубже, но через минуту уже звал на помощь: «Тону! Спасите!».

Когда черепаха вытащила испуганного львёнка, он, фыркая, с обидой сказал: «Никогда я не научусь плавать, меня всё время тянет вниз!». Тут умная черепаха посоветовала львёнку: «Сделай так, чтобы тебя не тянуло вниз». «Ну как же меня не будет тянуть вниз, если я тяжёлый?» - возразил львёнок.

«Значит, найди то, что поможет тебе стать лёгким, а я пока поплаваю», - сказала черепаха и нырнула в воду. Когда львёнок вернулся, черепаха уже лежала на тёплом песке. Увидев львёнка, она похвалила его: «Я всегда знала, что ты очень сообразительный!»

Что же нашёл львёнок для того, чтобы научиться плавать?

Как спрятаться львёнку?

Весь день маленький львёнок бегал по саванне, а вечером усталый, но довольный прибежал к большой черепахе. «Ну расскажи, львёнок, где ты был, что видел?» - начала спрашивать черепаха. Львёнок устроился поудобней, чтобы не упустить ничего из того, о чём он хотел рассказать. «Я видел жирафов, зебру, бабочек...» - начал перечислять львёнок. «И что же они делали?» - спросила черепаха.

«Знаешь, умная черепаха, они так здорово прятались! - увлечённо рассказывал львёнок. - Жирафы зашли под дерево, и их совсем не было видно...». «Конечно, - согласилась черепаха, - ведь жирафы пятнистые, и очень трудно разглядеть их в ветках деревьев». «А зебры очень хорошо прятались в саванне...», - продолжал львёнок. «Да, - поддержала черепаха, - ведь зебры полосатые, и они сливаются с травой».

«Послушай, умная черепаха, даже ты можешь спрятаться в панцирь, а где же спрятаться мне так, чтобы никто не заметил? - вдруг заволновался маленький львёнок. -Ведь у меня нет ни пятен, ни полос, ни панциря...». «А ты подумай хорошенько, что поможет тебе спрятаться и в саванне, и в песке», - предложила черепаха. «Интересно, - задумался львёнок, - что же это поможет мне спрятаться?»

Подумайте и ответьте, где и как спрятаться львёнку.

Канава

После того как дожди размыли весь песок, маленькому львёнку по пути к озеру всё время нужно было обходить длинную и глубокую канаву, которая к тому же была полна воды. Искупавшись уже однажды в луже, львёнок больше не хотел быть мокрым и грязным. Он тратил много времени и приходил к озеру очень усталым.

«Что с тобой?» - спросила львёнка умная черепаха, когда он в очередной раз приплёлся еле дыша. «Ты знаешь, черепаха, мне так надоело обходить эту широкую канаву!» - львёнок жадно пил воду и был крайне недоволен. «Что же тебе мешает пройти прямо?» - поинтересовалась черепаха. «Как что?! - изумился львёнок. - Я же не могу её перепрыгнуть, а переплывать без тебя боюсь».

Черепаха подумала и сказала: «Значит, канаву не нужно переплывать или перепрыгивать». «Как же я пройду, у меня же нет крыльев, чтобы перелететь?» - совсем растерялся маленький львёнок. «Для этого нужно посмотреть по сторонам и найти то, что поможет тебе перейти канаву», - рассудительно предложила умная черепаха. Львёнок посмотрел по сторонам и хлопнул себя лапой по лбу: «Ну конечно! Как же я раньше не додумался?» Что же придумал львёнок?

 

Как сделать ветер?

Жаркое африканское лето было в самом разгаре. На небе не было ни облачка, и даже непоседливый львёнок устал от изнывающей жары. Умная черепаха пряталась в панцирь и вылезала оттуда только вечером. Не спасала и тень пальмы. «Хоть бы ветерок подул», - мечтательно произнёс маленький львёнок.

Черепаха высунула голову из панциря и задумчиво сказала: «Если ветерка нет, нужно его сделать, и тогда будет прохладно». «Как же можно сделать ветер?!» - изумился львёнок. «А ты посмотри по сторонам и придумай, из чего и как можно сделать ветер», -предложила черепаха и опять спряталась в панцирь. Львёнок немного подумал и весело запрыгал: «Ура! Придумал!»

Что же придумал львёнок?

Жаркий день

Был очень жаркий день. Солнце раскалилось, воздух нагрелся так, что тяжело было дышать, и все прятались от жары, кто где мог. Маленький львёнок и умная черепаха отдыхали в тени кокосовой пальмы. Черепаха дремала, а львёнок размышлял вслух: «Вечером песочек такой тёплый, приятный, можно поваляться, покувыркаться, а днём даже побегать негде». «А ты не бегай, - сонно пробормотала умная черепаха и добавила: - Сиди в тени и отдыхай». «Но я не хочу сидеть, я хочу бегать, а песок очень горячий, и можно обжечь лапы», - сказал львёнок.

«Когда очень жарко, нужно залезть в воду и сидеть там», - медленно произнесла черепаха. «Но я же не рыба, чтобы всё время сидеть в воде!» - возразил маленький львёнок. «Какой же ты неугомонный! - умная черепаха окончательно проснулась и предложила: - Значит, придумай, как можно побегать по горячему песку, не обжигая лап». Львёнок сел и сказал: «Это было бы здорово!»

Помогите львёнку решить эту задачку.

Сезон дождей

Наконец-то начался долгожданный сезон дождей. Воды было много, вновь наполнилось озеро, там опять появилась рыба. Теперь не надо было искать воду, чтобы напиться. Вот только маленький львёнок не очень любил дожди, потому что сырой песок проваливался под лапами. Умная черепаха учила львёнка своим премудростям: «Для того чтобы не проваливаться в песке, нужно ходить медленно и осторожно, а не бегать». Но львёнок любил бегать, да к тому же ему не хотелось прятаться, пока идёт дождь.

«Послушай, черепаха, мне так хочется погулять, но дождь почему-то не кончается», - сказал маленький львёнок. «А ты погуляй под дождиком, как я», - предложила черепаха. Но львёнок только поёжился и недовольно фыркнул: «Тебе хорошо, ты сразу можешь спрятаться в панцирь, а я весь промокну». Умная черепаха подумала и посоветовала: «Значит, придумай, как можно гулять под дождём и не намокнуть». Львёнок сел и задумался: «Разве такое возможно?»

Помогите львёнку решить эту задачку.

 

Как достать банан?

Маленький львёнок сидел под банановым деревом, прячась от жаркого африканского солнца, и вдруг увидел, что на самой верхушке его висит большая гроздь спелых бананов. «Хорошо бы достать эти бананы», - подумал львёнок и попробовал залезть на дерево. Но это ему никак не удавалось, и львёнок всё время скатывался вниз.

За этим занятием его застала умная черепаха, которая спросила: «Зачем ты катаешься с бананового дерева?». «А я вовсе не катаюсь, - ответил львёнок, - я достаю бананы, вон, видишь, на самой верхушке». «Но ты же не обезьяна, чтобы забраться на дерево», - заметила черепаха. «Всё равно я хочу бананы!» - сказал львёнок и опять начал карабкаться по стволу.

Когда он в очередной раз скатился вниз, черепаха предложила: «Давай-ка лучше сядь и подумай, как можно достать бананы, не залезая на дерево». Львёнок задумался: «И правда, зачем лезть на дерево, если можно по-другому достать бананы?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Ведущая деятельность детей 3-7 лет - игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ....

Создание картотеки игр для занятий ТРИЗ

Ведение личных картотек - удобная и эффективная форма привлечения к творчеству не только детей, но и взрослых....

Игры для занятий ТРИЗ с детьми. Картотека игр.

Игры для занятий ТРИЗ с детьми.Картотека игр....

протоколы занятий ТРИЗ

протоколы занятий ТРИЗ в средней группе...

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗС ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА  Ведущая деятельность детей 3-7 лет - игра [1]. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевы...

Занятия ТРИЗ «6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению» для детей 6 и 7 лет

Занятия ТРИЗ «6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению» для детей 6 и 7 лет...