КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Волшебные тайны магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Cтяжкина Наталия Юрьевна

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе  собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка» д. Рябиновщина Нолинского района

 Кировской области

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Тема: «Волшебные тайны магнита»

Автор составитель: Стяжкина Наталия Юрьевна –

 воспитатель первой квалификационной категории

 

Пояснительная записка

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения  дошкольников, ориентируя педагогов использовать в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

От дошкольника требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является, детское экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.

Экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям. Дошкольник учиться ставить цели, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы

В процессе экспериментирования   дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную познавательную активность.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе  собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

В своей работе я использую нестандартные формы, приемы и средства организации деятельности, которые способствуют развитию познавательной активности. Применение инновационных технологий – использование ИКТ стимулирует познавательный интерес дошкольника.  

Разработка была апробирована в 2013 году с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты:

- Проявление детьми инициативы в экспериментальной деятельности, наличие интереса к познанию окружающего мира.

- Развитие диалогической речи, умение общаться с взрослыми, со сверстниками.

- Умение самостоятельно выражать доброжелательность, оказывать помощь и сотрудничать со сверстниками, согласовывать свои действия с партнером, высказывать свое мнение и вносить предложение.

- Умение соблюдать правила безопасного поведения во время экспериментальной деятельности.

Цель:  создание условий для развития познавательной активности у детей через экспериментальную деятельность.

Задачи:

 - способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

- создать условия для  развития  любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения, желание приходить на помощь другим.

Приоритетная образовательная область – познание.

Интегрируемые образовательные области: социализация, коммуникация, музыка, безопасность, здоровье.

Оборудование:

Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, музыкальная шкатулка, контейнера, карточки с изображением различных предметов для игры «Найди пару», картонная «трасса» - крышка от картонной коробки, машинки с пластмассовым и металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой, стаканы,  скрепки.

Техническое оснащение: мультимедиа.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент, эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

Собрались все дети в круг,

        Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, что есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы.

     Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому, ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства, рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.

Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.

Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.

Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее     освободиться и освободил всех рыцарей.

  • Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
  • Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).

Воспитатель показывает камень – магнитный железняк.

Воспитатель: Вот из этого камня люди научились  получать магнит.

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть, он притягивает и другие предметы?

Воспитатель: А давайте вместе узнаем, какие секреты в себе хранит магнит? И проверим, действительно ли он  обладает способностью притягивать к себе различные предметы.

Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?

Дети: Нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.

Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?

Дети:  Я, я, я……

Воспитатель: Здорово, значит,  отправляемся все вместе! Чтобы легче было в пути и веселее, чтобы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару – того, у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.

Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.

Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Теперь закройте глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети считают, по окончании звучит волшебная  музыка.

Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте  глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, превратимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.

Дети одевают колпачки.

Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:

Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись

 В маленьких волшебников скорее превратись!

Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.

Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?

Дети высказывают свое мнение (главным волшебником).

Воспитатель: Здорово! Я согласна.

Надевает свой колпак.

Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с  правилами поведения в волшебной стране. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать:

1. Нельзя ничего брать в рот!

2. Будь осторожен со стеклянными предметами!

3. Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!

Воспитатель: Ну что ж, мои  волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.

Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?

Дети:  Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту.

Воспитатель:  А другие предложения есть?

Дети предлагают другие (провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту).

Ну что ж, мне  нравятся ваши предположения. Решайте сами, как вам поступить.

У вас на столе вперемешку лежат предметы. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите  предметы,  которые  реагируют на магнит, а остальные оставьте на столе.

Самостоятельная работа в парах.

 Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Дети рассказывают и делают вывод:  Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?

Дети:  Пластмассовую пуговицу, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над контейнерами, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.

Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Молодцы, мои волшебники, а теперь, для того чтобы мы запомнили и еще другим рассказали,  запишем  результаты эксперимента  в таблице при помощи знаков «+» и « - ». 

Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался  магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет « - ».

Работа в парах.

Дети ставят условные значки, сверяют данные с образцом на доске. 

(Для тех детей, которые не умеют читать, читает педагог)

Рабочий лист «Магнит»

резина

-

дерево

-

железо

+

пластмасса

-

бумага

-

Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита мы узнали?

Дети:  Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: Молодцы! Но это только первый секрет магнита. Продолжим работу и узнаем другие его секреты?

Дети:  Да.

Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?

Для этого мы проделаем следующий эксперимент.

Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.

Дети, как вы думаете, можно ли достать скрепку, не замочив рук и не выливая воду из стакана?

Дети выдвигают гипотезы

Воспитатель: Узнаем, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности  выполняется этот эксперимент.

Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло?

Дети самостоятельно проделывают эксперимент.

Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?

Дети:  Я! Я! Я!

Воспитатель: Что же двигало  скрепку?

Дети: Магнитная сила.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод: Магнитные силы проходят через стекло.

Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?

Дети:  Не помешала.

Воспитатель: Тогда  сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?

Дети делают вывод: Магнитные силы проходят через воду.

Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте со мной на ковер. Я  покажу вам фокус, смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса. Но я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную тишину, иначе фокус не получится, согласны?

Воспитатель проделывает фокус «Магнитные гонки».

Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?

Дети:  Машинки двигались с помощью магнита.

 Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.

Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не получается. Почему?

Дети высказывают свои догадки.

Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.

Дети рассматривают машинки.

Дети:  Одна машинка пластмассовая, а  другая из металла.

Воспитатель: Ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!

Дети:  Нет, магнит притягивает только металлические предметы!

Воспитатель: Молодцы ребята, разгадали мой секрет. А картонная коробка не мешает магнитным силам?

Дети делают вывод: Нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.

Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли о времени, но нам надо возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране.

Снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг), закрывайте глаза. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети считают, по окончании звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте  глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка?

 

Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.

Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!

Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок.  Посмотрим, что в ней.

Дети открывают волшебную шкатулку, а там магнит.

Воспитатель: Магнит.  А зачем он нам нужен? Где он используется?

Дети перечисляют, где используется магнит.

Показ  презентации «Волшебный магнит»

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодня быть волшебниками? Если понравилось, поставьте магнитик к радостному солнечному зайчику, а если не понравилось – к грустному.

Мне тоже понравилось сегодня быть с вами волшебницей. У меня есть для вас маленький сюрприз. Это диск с мультфильмом «Лунтик и магнит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познание". Тема: "Волшебная бумага".

Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание» Тема: «Снежные комочки»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»        Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Снеж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие со звездочетом»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»       Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Путешестви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Водичка-водичка»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»               Конспект непосредственно образовательной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Математика»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»           Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «По...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие к звездам»

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Задачи:-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти-умение находить посл...