Главные вкладки

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Волшебные тайны магнита»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Cтяжкина Наталия Юрьевна

    «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе  собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Березка» д. Рябиновщина Нолинского района

     Кировской области

    КОНСПЕКТ

    непосредственно образовательной деятельности

    по образовательной области «Познание»

    Тема: «Волшебные тайны магнита»

    Автор составитель: Стяжкина Наталия Юрьевна –

     воспитатель первой квалификационной категории

     

    Пояснительная записка

    В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения  дошкольников, ориентируя педагогов использовать в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

    От дошкольника требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является, детское экспериментирование.

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.

    Экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям. Дошкольник учиться ставить цели, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы

    В процессе экспериментирования   дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную познавательную активность.

    «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе  собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

    В своей работе я использую нестандартные формы, приемы и средства организации деятельности, которые способствуют развитию познавательной активности. Применение инновационных технологий – использование ИКТ стимулирует познавательный интерес дошкольника.  

    Разработка была апробирована в 2013 году с детьми старшего дошкольного возраста.

    Предполагаемые результаты:

    - Проявление детьми инициативы в экспериментальной деятельности, наличие интереса к познанию окружающего мира.

    - Развитие диалогической речи, умение общаться с взрослыми, со сверстниками.

    - Умение самостоятельно выражать доброжелательность, оказывать помощь и сотрудничать со сверстниками, согласовывать свои действия с партнером, высказывать свое мнение и вносить предложение.

    - Умение соблюдать правила безопасного поведения во время экспериментальной деятельности.

    Цель:  создание условий для развития познавательной активности у детей через экспериментальную деятельность.

    Задачи:

     - способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

    - создать условия для  развития  любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    - воспитывать доброжелательные взаимоотношения, желание приходить на помощь другим.

    Приоритетная образовательная область – познание.

    Интегрируемые образовательные области: социализация, коммуникация, музыка, безопасность, здоровье.

    Оборудование:

    Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, музыкальная шкатулка, контейнера, карточки с изображением различных предметов для игры «Найди пару», картонная «трасса» - крышка от картонной коробки, машинки с пластмассовым и металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой, стаканы,  скрепки.

    Техническое оснащение: мультимедиа.

    Ход образовательной деятельности:

    Организационный момент, эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

    Собрались все дети в круг,

            Ты – мой друг и я – твой друг!

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, что есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы.

         Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому, ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

    Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства, рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.

    Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.

    Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.

    Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее     освободиться и освободил всех рыцарей.

    • Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
    • Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).

    Воспитатель показывает камень – магнитный железняк.

    Воспитатель: Вот из этого камня люди научились  получать магнит.

    Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть, он притягивает и другие предметы?

    Воспитатель: А давайте вместе узнаем, какие секреты в себе хранит магнит? И проверим, действительно ли он  обладает способностью притягивать к себе различные предметы.

    Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?

    Дети: Нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.

    Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?

    Дети:  Я, я, я……

    Воспитатель: Здорово, значит,  отправляемся все вместе! Чтобы легче было в пути и веселее, чтобы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару – того, у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.

    Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.

    Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Теперь закройте глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

    Дети считают, по окончании звучит волшебная  музыка.

    Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте  глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, превратимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.

    Дети одевают колпачки.

    Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:

    Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись

     В маленьких волшебников скорее превратись!

    Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.

    Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?

    Дети высказывают свое мнение (главным волшебником).

    Воспитатель: Здорово! Я согласна.

    Надевает свой колпак.

    Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с  правилами поведения в волшебной стране. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки.

    Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать:

    1. Нельзя ничего брать в рот!

    2. Будь осторожен со стеклянными предметами!

    3. Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!

    Воспитатель: Ну что ж, мои  волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.

    Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?

    Дети:  Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту.

    Воспитатель:  А другие предложения есть?

    Дети предлагают другие (провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту).

    Ну что ж, мне  нравятся ваши предположения. Решайте сами, как вам поступить.

    У вас на столе вперемешку лежат предметы. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите  предметы,  которые  реагируют на магнит, а остальные оставьте на столе.

    Самостоятельная работа в парах.

     Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

    Дети рассказывают и делают вывод:  Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

    Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?

    Дети:  Пластмассовую пуговицу, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

    Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над контейнерами, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.

    Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.

    Воспитатель: Молодцы, мои волшебники, а теперь, для того чтобы мы запомнили и еще другим рассказали,  запишем  результаты эксперимента  в таблице при помощи знаков «+» и « - ». 

    Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался  магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет « - ».

    Работа в парах.

    Дети ставят условные значки, сверяют данные с образцом на доске. 

    (Для тех детей, которые не умеют читать, читает педагог)

    Рабочий лист «Магнит»

    резина

    -

    дерево

    -

    железо

    +

    пластмасса

    -

    бумага

    -

    Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита мы узнали?

    Дети:  Магнит притягивает только металлические предметы.

    Воспитатель: Молодцы! Но это только первый секрет магнита. Продолжим работу и узнаем другие его секреты?

    Дети:  Да.

    Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?

    Для этого мы проделаем следующий эксперимент.

    Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.

    Дети, как вы думаете, можно ли достать скрепку, не замочив рук и не выливая воду из стакана?

    Дети выдвигают гипотезы

    Воспитатель: Узнаем, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности  выполняется этот эксперимент.

    Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло?

    Дети самостоятельно проделывают эксперимент.

    Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?

    Дети:  Я! Я! Я!

    Воспитатель: Что же двигало  скрепку?

    Дети: Магнитная сила.

    Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

    Дети делают вывод: Магнитные силы проходят через стекло.

    Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?

    Дети:  Не помешала.

    Воспитатель: Тогда  сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?

    Дети делают вывод: Магнитные силы проходят через воду.

    Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте со мной на ковер. Я  покажу вам фокус, смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса. Но я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную тишину, иначе фокус не получится, согласны?

    Воспитатель проделывает фокус «Магнитные гонки».

    Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?

    Дети:  Машинки двигались с помощью магнита.

     Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.

    Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не получается. Почему?

    Дети высказывают свои догадки.

    Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.

    Дети рассматривают машинки.

    Дети:  Одна машинка пластмассовая, а  другая из металла.

    Воспитатель: Ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!

    Дети:  Нет, магнит притягивает только металлические предметы!

    Воспитатель: Молодцы ребята, разгадали мой секрет. А картонная коробка не мешает магнитным силам?

    Дети делают вывод: Нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.

    Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли о времени, но нам надо возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране.

    Снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг), закрывайте глаза. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

    Дети считают, по окончании звучит волшебная музыка.

    Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте  глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка?

     

    Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.

    Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!

    Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок.  Посмотрим, что в ней.

    Дети открывают волшебную шкатулку, а там магнит.

    Воспитатель: Магнит.  А зачем он нам нужен? Где он используется?

    Дети перечисляют, где используется магнит.

    Показ  презентации «Волшебный магнит»

    Рефлексия

    Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодня быть волшебниками? Если понравилось, поставьте магнитик к радостному солнечному зайчику, а если не понравилось – к грустному.

    Мне тоже понравилось сегодня быть с вами волшебницей. У меня есть для вас маленький сюрприз. Это диск с мультфильмом «Лунтик и магнит».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познание". Тема: "Волшебная бумага".

    Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; разви...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание» Тема: «Снежные комочки»

    МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»        Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Снеж...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие со звездочетом»

    МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»       Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Путешестви...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Водичка-водичка»

    МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»               Конспект непосредственно образовательной деятельности....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Математика»

    МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»           Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «По...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие к звездам»

    Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Задачи:-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти-умение находить посл...