Проект "Лук- здоровью друг"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Карпухина Елена Сергеевна

Формирование  навыков экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития . Учить детей ежедневно ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Расширять знания детей о луке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.r._luk.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации проектной деятельности у детей второй младшей группы в целях формирования навыков исследования на примере проекта:

« Лук – здоровью друг»

                                                           Подготовила:

                                                        Воспитатель:

                                                            Карпухина Е.С.

Вводная часть

Актуальность:

Метод проектов – уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов  ДОУ и родителей.

Дошкольное детство –это   уникальный период в жизни детей в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.  Это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

Перед  дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно – человеком настоящего и будущего времени: свободным, открытым , инициативным, осознанно ответственным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

В целях воспитания такого человека и для реализации новых принципов и задач в своей работе я использую  проектную деятельность. Мой девиз: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» .

Использование метода проектов в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно  разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод проектов – это уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов  ДОУ, а также родителей, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Проблемный вопрос:

 Что полезного в луке, как его можно применять еще? Как его выращивают?

Дети являлись полноправными участниками проекта, принимали активное участие в посадке, уходе, наблюдениях, проводимых играх и беседах.

При реализации проекта  использовались наглядные, практические и словесные методы, как наиболее соответствующие целям проекта и возрастным особенностям детей данного возраста: показ воспитателем картинок с изображением растений, опрос «Что знаем мы об овощах?», беседа «Бабушкин огород», чтение художественной литературы, поговорки, стихи, сказки, иллюстрации и загадки о луке, проведение дидактических игр «Узнай и назови овощи», «Найди и принеси», «Узнай на вкус».  Лепка «Я вырастил лучок» ,  посадка  и уход за луком.

Значимость данного проекта определяется потребностью развития личности ребёнка в деятельности.

Цель проекта:  Формирование  навыков экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития .

 1. Учить детей ежедневно ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

3. Расширять знания детей о луке.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

 а.   Наблюдения за ростом растений;

  б . Беседы о значении овощей в жизни человека;

   в.   Опытно-экспериментальную деятельность.

2.Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4.Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2.Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями и детьми.

3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4.  Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: воспитатель , дети младшей группы ,родители.                    

Время реализации проекта:  декабрь 2014г-  январь 2015г

 Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к

растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с

природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, выбор нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений,

самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Принципы реализации проекта:

  1.  Принцип развития – ориентация на развитие личности.

  2.  Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

  3. Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

 4. Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных

особенностей семейных отношений.

5. Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,

продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: пластиковые контейнеры, земля,  лук  ,совочки, лейки с водой,

грабельки.

Тип проекта: краткосрочный.

 3 этапа:

 1) подготовительный- постановка проблемного вопроса;  подготовка к посадке лука( родители принесли луковицы), организовали место для посадки, куда сажать, приготовили землю.

2) основной- предварительная работа. Знакомство с землей, с художественной литературой о луке. Посадка лука. Ухаживание за ним.

3) заключительный - результаты проекта.

- оформление огорода на окне

- развитие изобразительного творчества, проявившегося в детских рисунках о луке, в лепке лука.

-познавательная активность детей, которая нашла отражение в книге «Все о луке» с рассказами детей и родителей, с фотографиями, с загадками и стихами.

- дидактические игры про овощи.

Проектная деятельность.

1.Знакомство с землёй.
Беседа: "Бабушкин огород".

Цель: Выявить свойства земли: сыпучая, черного цвета.
Оборудование: кукла бабушка Арина, мини-огород, контейнер с землёй.

Ход проведения:

Педагог приглашает  ребят в гости к бабушке Арине в огород, рассматривают, что там растёт: лук, укроп.  Дети рассматривают растения и землю в огороде. Бабушка обращает внимание, что земля черного цвета, рыхлая, сыпучая, предлагает потрогать её руками. Бабушка Арина дарит ребятам контейнер, для посадки растений. Воспитатель беседует с детьми о том, что, можно посадить в землю,  как правильно ухаживать за ними.

Дидактическая игра: «Найди и принеси»

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры:

 Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки, затем вызывает ребенка, даёт ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает найти такую же картинку (с изображением овощей).

Стихотворение "Лук"

«Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад»

2. Чтение художественной литературы и отгадывания загадок об овощах.

Чтение русской народной сказки «Пых»

Цель: учить детей внимательно  слушать русскую народную сказку, рассматривать иллюстрации к сказке, побуждать малышей отвечать на вопросы педагога.

Ход занятия:

Педагог рассказывает  детям сказку «Пых», сопровождая показом иллюстраций. Дети внимательно слушают. По иллюстрациям проводится беседа по содержанию сказки. Дети отвечают на вопросы педагога, рассказывают, что им понравилось.

Загадки об овощах

Лежит меж грядок, зелен и сладок.

                                                (Огурец)

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
                                          (Лук)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

                                (Капуста)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
                                      (Лук)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

                           (Помидор)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

                    (Морковь)

3. Посадка лука.

Цель: учить детей сажать лук, воспитывать трудолюбие и желание ухаживать за растениями.

Оборудование: пластиковые  контейнеры ,  земля, лейки,  луковицы по количеству детей.

Ход проведения:

Педагог рассказывает и показывает  последовательность посадки лука в землю: сделать углубление в земле маленьким совочком, посадить лук на оптимальную глубину т.е. так, чтобы верхняя часть луковицы выступала из земли, засыпать землёй, полить лук из лейки. Дети самостоятельно приступают к посадке лука, педагог в случае необходимости помогает ребятам.

4. Лепка на тему: « Лук»

Цель: закреплять знания детей о форме предметов, учить различать предметы по форме и величине.  Закрепить умение раскатывать круг, тонкие «колбаски», присоединять детали между собой. Развивать интерес, воспитывать аккуратность при работе с  пластилином. Закреплять знание цветов-желтый и зеленый.

Оборудование  салфетки, пластилин, доска для лепки, муляж лука.

Ход проведения:

Педагог рассматривает с детьми  выращенный на окне лук.  Закрепляют знания  о нем. Для чего он нужен? Уточняет вместе с детьми, какой он формы, цвета. Какого цвета перья лука, на что похожи?

 Дети скатывают желтый круг- это луковица, затем из зеленого пластилина катают «колбаски»- это перья лука и присоединяют к луковице. В конце занятия организуется выставка работ, дети любуются полученным результатом.

        Раскрашивание раскрасок « овощи» в самостоятельной деятельности

4. Уход за растениями.

Цель: Формировать представление детей о необходимости света, тепла для роста растения.

Ход проведения:

Педагог,  рассматривая с детьми зелёные перья лука, говорит о том, что для роста лука необходимы свет и тепло.  Чтоб он рос хорошо,  необходимо его вовремя поливать и взрыхлять землю. Предлагает проверить, как растение будет себя чувствовать без солнечного света, накрыть один из контейнеров непрозрачным бумажным колпаком. Через два дня открыть и сравнить с теми растениями, которые получали достаточно солнца.  Объяснить что     д ля   хорошего роста растениям нужен свет.

5. Наблюдение за луком.

Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;  формировать представление о  пользе зеленого лука.

Ход проведения:

Педагог рассаживает ребят вокруг стола. На столе ёмкость с луком.   Дети рассказывают насколько выросли зелёные перья лука. Педагог говорит о пользе лука, что в нем есть витамины, они защищают нас от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.  Предлагает одному из малышей полить из лейки лук, другому малышу взрыхлить землю.

Настольно-печатная игра: «Овощи»

Цель: учить сравнивать предметы, находить признаки сходства и различия.

Ход проведения:

Педагог раздает детям карточки с изображением овощей. Дети по образцу находят такие же картинки.

                            6.Работа родителей с детьми

  Родители и дети приготовили загадки , стихи и сказки про лук. Рисовали рисунки на тему «Я выращиваю лук». Придумывали рассказы о пользе лука.

Стихи: Ох, уж этот злющий лук!

               С ним узнаешь столько мук!

             Жжет глаза и жжет язык,

            Заставит плакать в один миг.

          Баба Таня чистит лук

         Убежал из кухни внук

          Он хоть мал , но твёрдо знает

          Лук  за глазки покусает! 

Загадки: Под землёй не велик

               В шубе золотой старик.

                                                 (Лук)

            Сидит дед во сто шуб одет

             Кто его раздевает , тот слёзы проливает.

                                                                             (лук)

7. Сбор урожая.

Цель: формировать представления о росте растений, учить радоваться   результату своего труда.
Оборудование: нож, контейнеры с луком.

Ход проведения:

Воспитатель перед обедом предлагает посмотреть на выросший лук, вспомнить, какой он был раньше. Дети обращают внимание, как выросли перья лука, любуются ими. Педагог предлагает собрать урожай: срезает перья лука, измельчает лук и  во время обеда добавляет в  первое блюдо.

Дидактическая игра: «Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в узнавании   овощей на вкус.

Ход проведения:

Педагог приносит детям подарок от зайчика в мешочке. Там находятся заранее вымытые овощи: помидор, огурец, морковь, лук. Воспитатель достает из мешочка тарелочку с овощами, режет овощи, приглашает  ребёнка к себе, предлагает  с закрытыми глазами попробовать любой овощ. Ребёнок узнает и называет овощ.

Заключение.

Вывод. Познавая окружающий мир посредством проектной деятельности, дети получили  первый опыт коллективного труда, научились простейшим трудовым умениям, уточнять представления о луке: лук- это овощ , растет в земле , чтобы он рос, за ним надо ухаживать: рыхлить землю, вовремя поливать, узнали о пользе этого овоща. В процессе проекта  у детей сформировались представления  о необходимости света, тепла,  воды, земли  для роста лука ,а также и для любого овоща или растения. Дети с интересом и желанием сажали лук, поливали , рыхлили землю бережно относились к овощу, ждали когда он вырастет. В конце месяца мы с детьми собрали первый урожай зелёного лука. Дети увидели и оценили результат своего труда: зелёный лучок дети с большим удовольствием ели  за обедом и очень радовались , что это они сами вырастили его. Мы вместе с детьми решили  , что следующий раз посадим на своём огороде петрушку , укроп и другие овощи.

После завершения проекта  был оформлен фото стенд , родители  были очень довольны результатами  и красивыми фотографиями своих детей.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лук - здоровью друг"

Экологический проект...

паспорт проекта "Зеленый лук - здоровью друг"

Цель проекта: формировать исследовательские  навыки  у ребенка дошкольного возраста средней группы....

презентация проекта "Зеленый лук - здоровью друг"

Цель проекта: формировать исследовательские  навыки  у ребенка дошкольного возраста средней группы....

Экологический проект на тему «Лук - здоровью друг» в старшей группе

Данный проект предназначен для детей старшей группы ДОУ. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в о...

Проект по экспериментированию "Зеленый лук-здоровью друг!"

Актуальность проектаДети дошкольного возраста обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах, о том, где он может произрастать, о необходимых условиях роста.Их интерес к...