Педагогическая копилка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Набор дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_kopilka.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая копилка

                              Составила: воспитатель первой квалификационной категории Жуковская Елена Викторовна


Игры, собранные в данной копилке - лишь пример того, как можно знакомить детей с разнообразием значений признаков материального мира. По аналогии и в зависимости от поставленных задач можно разработать другие варианты. Мы приглашаем коллег к самостоятельному поиску. 

"ОВОЩИ - ФРУКТЫ"

Цель: упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик. 
Материал: предметные картинки с изображением овощей и фруктов. 
Задания: 
1. Обыгрывание наглядного материала: 

  Разложи картинки на две группы. По какому признаку ты это сделал? 

  Раздели картинки по признаку "цвет" (величина, форма). 

  Найди все картинки с овощами и фруктами, которые ты когда-либо пробовал. Расскажи, какие они на вкус. 

  Разложи картинки на три группы: что едят только сырым, и сырым и варёным, только варёным? 

  Разложи овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому (от самого светлого к самому тёмному, от самого мягкого к самому твёрдому, от самого тобой любимого к самому нелюбимому). 

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании. 

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 

  Это яблоко (деление ряда на 2 части)? 

  Этот фрукт (овощ) слаще (кислее), чем яблоко? 

Примечание: аналогично строится работа на основе другого признака: этот фрукт (овощ) твёрже, чем…, ты любишь его больше, чем…

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: 

  Это фрукт? 

  Это фрукт едят сырым? 

  Его кладут в компот? 

  Он растёт в наших садах? 

  Мы ели его когда-нибудь на полдник? 


"ЖИВОТНЫЙ МИР"

Цель: Отработка навыков классификации, закрепление знаний о природном мире (животный мир), умение строить сериационный ряд по заданному признаку. 
Материал: картинки с изображением различных представителей животного мира (картинки должны включать изображения представителей разных классов) 
Задания: 
1. Обыгрывание наглядного материала: 

  "Что мы знаем?" - обыгрывание характеристики животных, изображенных на картинках по плану: 

  • кто это изображен? 
  • характеристика представителя животного мира
  • место обитания
  • энциклопедические сведения о нем. 

  Игра "Кто больше..." (подобрать слова, относящиеся к характеристике одного животного, например, белого медведя). 

  Игра "Наоборот" (ведущий указывает картинку и называет какое-либо значение признака. Дети находят картинку с противоположным значением того же признака) Например, медведь лохматый. А змея - гладкая. Заяц белый. А крот чёрный. 

  Игра "Построй ряд" (по заданному воспитателем признаку дети из картинок строят сериационный ряд от самого… до самого… Например, от самого крупного до самого мелкого, от самого опасного до самого безопасного для человека, и т.д.) 

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании.

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд 
(игры с серриационными рядами, построенными по разным признакам):
 

  От самого опасного для человека до самого безопасного, 

  От самого крупного до самого мелкого, 

  От самого пушистого к самому гладкому, 

  От самого смелого к самому пугливому…

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: 

1. Игра в рамках биологической классификации. 
2. Игра с набором признаков по разным основаниям: 

  Это домашнее животное? 

  Это хищник? 

  Это млекопитающее? 

  Это животное самое высокое? 

  Это животное гладкошерстное? 

  Это животное опаснее для человека, чем…?

"СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ"

(данная серия игр основывается на методике И.Н. Мурашковской "Сказка, отворись")
Цель: 
упражнять в выстраивании сюжетной линии знакомых произведений с помощью схематизации, закреплять знание последовательности сюжетных событий в литературном произведении. 
Материал: "раскадровка" (схематизация сюжета литературного произведения, подготовленная вместе с детьми после первого чтения). 
Задания: 
1. Обыгрывание наглядного материала:

  Нарисуем "мультик" - подготовка раскадровки. 

  "Быстро-быстро рассказываем сказку" - называние каждого кадра одним предложением. 

  "Что за чем?" - выкладывание перетасованных кадриков. 

  "Всё в сказке перепуталось?" - исправить неправильный порядок кадров. 

  "Лови ошибку" - все кадры выкладываются правильно, а местами меняются только 2. 

  "Что было раньше, а что позже по событиям?"

  "Что потерялось?" - прячем один кадр. 

  "Сказка задом наперёд" - перевирание сказки. 

2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании. 

2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 

  "Я загадала какое-то место из сказки".

  Это тот момент, когда (называние события, которое на схеме обозначено примерно в центре)? 

  Это было до этого события? Это было после того, как…

2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: 

  В этом событии участвует… (герой)? 

  Это событие в первой половине сказки? 

  Это было до появления … (героя)? 

  Это происходило в лесу?… 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...