Конспект НОД Мир природы и развитие речи в подготовительной группе: «Разговор о рыбах».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Волкова Марина Аннадурдыевна

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_rybah.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД Мир природы и развитие речи в подготовительной группе: «Разговор о рыбах».

Автор НОД: Волкова Марина Аннадурдыевна, воспитатель МДОУ

г.о. Саранска Центр развития ребенка Детский сад №46,

Республика Мордовия.

Программное содержание:

− расширение представлений о строении, жизни рыб, о пользе, приносимой рыбами;

− нахождение сходства и различия;

− выработка общего темпа работы;

− развитие памяти, воображения, речи.

Предварительная работа:

− рассматривание картинок с изображением различных морских суден;

− знакомство с несколькими видами рыб;

− рисование рыб.

Методы и приёмы:

− показ;

− вопрос;

− объяснение;

− рассказ;

− физкультминутка.

Материал и оборудование:

− раковина;

− магнитная доска;

− указка;

− картинка с изображением корабля;

− рыбка (вырезанная из бумаги и разукрашенная);

− лист, разлинованный на 9 равных квадратиков;

− цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель:

− Мне недавно подарили (показывает раковину) что?

− Раковину.

− И сказали, что, когда поднесешь ее к уху (подносит к уху) говорят, что слышен шум. Раковина рассказала мне историю…Хотите услышать? Корабль (выставляет картинку) встретился с рыбкою (рыбку выставляет на середину доски) или на середину листа, разлинованного на 9 равных частей (квадратов). Вот корабль и говорит: «Рыбка, мы с тобой связаны». Дети, в чем связаны корабль  рыбка? (на картинке корабль желательно с парусами и веслами).

− Корабль и рыбка плавают. У рыбки плавники, у корабля весла, как плавники. Оба они живут в воде и т.д. (что найдут дети).

− А рыбка и говорит кораблю: «Плыви за мной и узнаешь, кто мои братья. Как ты думаешь, корабль, где я живу? А нас много?».

Дети помогают кораблю с ответом (под водой, в реке, океане, озере, могут назвать и озера, и реки, и океаны, которые знают).

− А это хорошо или плохо? (рыб много – это хорошо).

Воспитатель предлагает детям сказать, почему, если рыб много – это хорошо? А рыбы много – плохо, почему? (много рождается хищной рыбы…). А как сделать, чтобы рыбы было много? (подкармливать, меньше ловить…). Хорошо, если здесь ребята обратят внимание на чистоту воды, если нет, то подвести к этому.

− А что мы можем сделать, чтобы рыбы было много? (все, что скажут дети, и не забыть о том, что когда они отдыхают у речки, озера, нельзя сорить; посадить деревья, а если лежат, гниют – убрать.

− А что дают деревья рыбам? (кислород, укрепляют берег…). Рыба спросила у корабля, как же рыб называют (ребята перечисляют, каких знают рыб).

Корабль: «Что это ты расхвасталась? Я то вот какой мощный. Я весь такой, во мне есть все, что есть на земле. А ты хрупкая, маленькая…».

Рыбка обиделась и говорит, что в ней есть тоже все, что на земле, хотя она и маленькая.

− Поможем ей? Давайте опустимся, превращаемся в лучик и ты, и ты, и ты… и попадем в рыбку и выложим рыбку маленькими человечками. Проникли тоненьким лучиком? Что увидели? Чешуйки – это твердые человечки, кровь – это жидкие человечки, рыба дышит – это газообразные человечки. Пробежим лучиком и перечислим друг за другом человечков (выкладывают моделями). А теперь: раз-два-три-четыре-пять – превращаемся в ребят. Все превратились? Ничего не потеряли?

Рыба: «Вот видишь, какая я!».

Корабль: «Откуда ты взялась такая? Кем ты была? (дети помогают: икринкой, мальком…).  Заполняют экраны.

− А кем она будет? (большой рыбой, а еще чем? – икрой, паштетом…).

− А частью чего рыба является? (частью воды? а вода – это река, озеро…). А чем река будет? (большой рекой, океаном, озером, может быть сухим местом, облачком, останутся одни камешки и пр. объяснять почему).

− А какие части вы увидели у рыбы, когда превратились в лучик? Вот и корабль узнал, откуда она такая умница.

Корабль: «А людям зачем ты нужна? Я вот вожу людей, грузы…».

Воспитатель: Ребята, поможем рыбке. Нарисуйте, только очень быстро, зачем нужна людям рыба? А чтобы быстрее вспомнили, я вам включу музыку (1-1,5 мин), затем дети показывают свои рисунки и перечисляют (салат, селедка под шубой, суп рыбный, рыба жареная, рыбий жир).

− Вот, оказывается, зачем я нужна людям. А сейчас я уйду от тебя в маленькую-маленькую речку. Когда ты сломаешься, тебя отвезут на свалку, а от меня останется много-много деток-рыбок.

Корабль задумался, и вдруг что-то ударилось о корабль, оказалось, бутылка, а в ней записка (а в записке вопросы).

Может рыба утонуть в воде? (почему?)

А говорит ли рыба?

Если дети не могут ответить, не ждать долго, а предложить им несколько детских книг, где они с родителями или воспитателем потом прочитают об этом.

− Вот, что рассказала мне раковина. А что расскажет в следующий раз? послушаем. А может быть она и вам что-нибудь расскажет? Послушайте, а потом нам расскажите (дети подходят и слушают раковину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....