Конспекты по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспекты по экологическому воспитанию детей в средней группе д\с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_ogorod.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по экологии «Наш огород»

Конспект  № 1   «Подготовка огорода»  

Цели: Рассказать детям о пользе почвы. Подготовка огорода к посадке: перекопка почвы ,рыхление, формирование грядок.

Задачи: Формировать знание детей о  пользе земли, об условиях для  роста и развития растений. Формировать представление ,что прежде чем посадить что-то в  землю ее необходимо обработать: вскопать, взрыхлить, сформировать грядки для посадки.

Средства: Наблюдение за трудом воспитателя, объяснение, показ, отгадывание загадок, игра.

Ход занятия.1.Организационный момент. В гости к детям приходит ГОРОХ и приглашает посмотреть, где растут растения.

Сегодня мы с вами ребята отправимся посмотреть, что такое огород? Для чего он нужен?

2.Рассказ воспитателя, что такое огород, что там  будут выращивать  овощи.

 Ребята ,чтобы вырастить овощи на грядках нужно сначала вскопать землю. Земля – это плодородный слой почвы, богатый питательными веществами,  необходимыми для роста растений.

Воспитатель вскапывает землю, обращает внимание детей на состав почвы.(рыхлая,мягкая, влажная, рассыпчатая или одним комом,) В земле есть корешки растений. Растения питаются корнями.В земле живут дождевые червяки. Дождевые черви рыхлят землю, чтобы в почву проникали воздух и вода.

Вопрос детям: Земля  какая? (ответы детей).Чем питаются растения?( ответы детей)

3.Воспитатель загадывает загадки:

   *Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались  оттуда бусинки дробинки. (горох)

*Сидит бабка на грядке_

Вся в заплатках.

Кто ни взгянет-

Всяк заплачет.(лук)

*В огороде рос хрустящий

Наш зеленый молодец.

Этот овощ настоящий

Длинный вкусный – (огурец)

4.Игра с пением «Огородная –хороводная».

КОНСПЕКТ № 2  «Посев семян»  

Цель: Посадка семян гороха.

Задачи:  Закрепить представление о том ,что семена сажают в подготовленную землю, что для роста семян необходимы условия: земля, вода, свет, тепло, уход человека. Познакомить с последовательностью посадки семян. Развивать интерес  к выращиванию растений.

Словарная работа: семена,сеять,посадить,горох,огород,растение.

Материалы: подготовленные семена гороха, грабли, лопата, лейка.

Ход занятия.1.Организационный момент.

Приходит в группу дедушка (кукла) просит помочь бабке посадить горох.

Мотивация – поможем деду с бабкой посадить горох.

2.Рассказ воспитателя, показ картинки с изображением гороха, чтобы вырастить горох нужно посадить в землю его маленькую детку горошинку (показывает). Потом из одной маленькой горошинки вырастает вот такой высокий большой горох(показ картинки).

3.Рассматривание горошинки. Какая? (гладкая,овальная,маленькая,твердая)

4.Физминутка.  «Посадили мы горох».Движения со словами. Посадили мы  в землю маленькие горошинки, росла росли горошины и стали большими. Показ.

5.Посадка гороха воспитателем.

Ребята чтобы горох вырос ,что для этого нужно?(ответы детей)Правильно, нужно поливать семена, нужно чтобы было тепло, еще нужно убирать сорняки и тогда  у нас в огороде вырастет вкусный спелый горох для деда и баки и для ребят.

Конспект занятия № 3  «Посадка фасоли»

Материал: 
- фартуки на подгруппу детей (10 штук); 
- проросшая фасоль; 
- фасоль (в коробочке); 
- иллюстрация растения; 
- мышка – игрушка; 
- мольберт. 

Словарная работа: лук, росток, посадка, корень,

Ход занятия: 
Подгруппа детей стоит полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним в группу пришел Мышонок с просьбой о помощи в посадке лука. Он очень хочет, чтобы у него весной был маленький огород. Но как это сделать, он не знает. 
- Поможем мышонку? (ответы детей) 
- Ребята, посмотрите, что принес Мышонок (в лапках – иллюстрация фасоли)
- Картинку. 
- Что на ней нарисовано? (фасоль) 
- Давайте внимательно рассмотрим её. Предлагает пройти и сесть на модули. При рассматривании иллюстрации воспитатель выделяет стебель, листья, цветок, корень растения по отдельности. Дети называют части растения (воспитатель поочередно выделяет их указкой, обобщает ответы детей). Затем убирает иллюстрацию. 
Далее педагог обращает внимание детей на красивую коробочку, которая находится в лапках у Мышонка. 
- Мышонок, а это что у тебя? Воспитатель достает фасоль из коробочки и раздает каждому ребенку. Далее предлагает покатать фасоль между ладонями. 
- Какая фасоль? (гладкая, овальная) 
- Какого она цвета? (ответы детей) 
− Давайте нашему гостю покажем пальчиковую гимнастику про фасоль. Гимнастика выполняется стоя, 2-3 раза. 
«Соль – соль – соль – соль 
Посадили мы фасоль. 
Расти, вырастай, 
Деток угощай». 
Далее дети проходят за столы. Воспитатель каждому раздает проросшее семя фасоли, показывает последовательность посадки: стекой делаем лунку, ростком вверх садим семя фасоли, засыпаем землей, поливаем из лейки. Далее педагог ставит перед каждым ребенком материал и оборудование для посадки фасоли. В ходе посадки воспитатель поощряет детей, советует, помогает. 
По окончании работы Мышонок благодарит детей за помощь. Посадки выставляются на окно (огород). Огород оформляется забором и пугалом.

Конспект занятия  № 4  «Наблюдение за луком». 

Материал занятия способствует воспитанию у детей, прежде всего их интереса к окружающему миру, правильному отношению к здоровью. Наблюдения за луком – это ознакомление детей с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения и зарисовки помогут дошкольникам укрепить понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.

Цели: Наблюдение за луком.

Задачи:
Продолжать воспитывать правильное отношение к здоровью, учить как поддерживать его (витамины, зеленый лук); продолжать формировать представление о том, что растение - живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло; что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья). 
ХОД ЗАНЯТИЯ 

1-я часть (на улице) На участке «появляется» доктор: здоровается с детьми; спрашивает, как они себя чувствуют, кто болеет. Рассказывает о том, что организм,  становится слабым из-за нехватки витаминов; о пользе  солнца (оно дает жизненную энергию организму, укрепляет его). 
Доктор просит детей повернуться к солнцу, открыть лицо, освободить руки и принять солнечную ванну: закрыть глаза, подставить лицо и руки солнцу, поворачиваться к нему то одной щекой, то другой. Обходит детей, каждого гладит по щеке или руке, говорит хорошие слова. 
Воспитатель. Уважаемый Доктор с,егодня у нас на обед зеленый лук. Мы тебе расскажем, как его растили.

 2-я часть (осмотр и зарисовка луковицы) Прибегает  Чиполлино. Воспитатель с детьми подходит к  грядке на которой растет лук.

Чиполлино. Ах, какой зеленый! А у меня на голове ничего нет! (Плачет.) 
Воспитатель. Подожди, Чиполлино, не плачь! Мы сейчас лук рассмотрим и тебя выслушаем. 
Воспитатель просит доктора послушать, а детей рассказать, что произошло с луком за неделю, объяснить, почему произошли эти изменения. Вместе с детьми делает последнюю зарисовку лука. 
Доктор интересуется, зачем дети рисуют луковицу. Воспитатель достает шесть зарисовок, раскладывает их на столе. 
Воспитатель. Сейчас, доктор, ты все увидишь: как мы посадили  луковицу на грядку, как она росла. Мы зарисовали его. Прошла неделя, мы опять рассмотрели лук и опять зарисовали и т.д. 
Предлагает детям, глядя на зарисовки, рассказать о том, как они наблюдали за ростом  луковиц, как поливали и ухаживали за луком. Доктор хвалит детей. И предлагает им отгадывать загадки.

Загадка: 
В золотой одежке 
Ни одной застежки. 
Он целитель врач и друг 
Лечит он любой недуг. 
(ответ: лук) 

Все меня любят, 
а как раздевать — 
слезы проливать. 
(ответ: лук) 

Золотистый и полезный, 
Витаминный, хотя резкий, 
Горький вкус имеет он… 
Обжигает… Не лимон. 
(ответ: лук) Доктор хвалит детей и рассказывает о пользе лука, что в луке содержатся витамины группы «С». Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. 
Чиполлино (плача). Я тоже хоте, вырасти. Залез в таз с водой, стоял стоял, думал, сейчас корни вырасту! А ничего не появилось. Потом: голову опустил в таз, думал, листочки будут расти. А они тоже не выросли. 
Дети успокаивают его и объясняют, почему так произошло (растут только живые существа, и то если есть нужные условия; зато с игрушкой можно играть, а за живыми растениями только наблюдать). 

Лук растёт на огороде, 
Он большой хитрец в природе, 
В сто одёжек он одет, 
Ребятишки на обед 
Не хотят его срывать, 
Зачем слёзы проливать!? 

3-я часть (осмотр луковой грядки) Воспитатель предлагает посмотреть на грядку с луком и собрать урожай; срезанный лук просит своего помощника помыть. 
Во время обеда воспитатель раздает перышки лука к супу и ко второму блюду; поясняет, что нерезаный лук полезнее, чем разрезанный. Куклы обедают за отдельным столом. На этом занятие заканчивается, дети идут спать, а куклы исчезают.

Конспект  занятия № 5 «Наблюдение за ростом свеклы»

Цели: Уход, полив, рыхление и прополка свеклы.

Задачи: Продолжать формировать представление детей , что растения живые, для роста им нужны вода, воздух и тепло, уход. Понаблюдать перед прополкой за всходами на грядке, расширять знания о травянистых растениях, отмечая их различия и сходства(сорняки и культурные растения).

Методы: словесный(рассказ воспитателя),наглядный(наблюдение на огороде),практический(полив свеклы).

Ход занятия.

1.Воспитатель обращает внимание детей на грядку со всходами,

растения не все одинаковые, давайте сравним их!

Деи рассматривают всходы, отмечая ,что всходы разные.

Воспитатель: Правильно ребята, всходы свеклы растут в рядок ровненько -это мы с вами посадили ее. А вокруг свеклы растут сорняки, трава которую не садят, она растет сама по себе из земли.

Растения, которые посадили люди называются культурные, давайте вспомним, какие же растения сажают?

Дети перечисляют, воспитатель помогает.

Растения, которые вырастают сами  по себе летом, называют сорняками. Сорняки мешают на грядке культурным растениях, поэтому нужно пропалывать грядки.

2.Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Угадай какое растение - сорняк или культурное».

3.Воспитатель показывает ,как нужно пропалывать грядку, аккуратно, чтобы не повредить всходы свеклы. После прополки дети  вместе с воспитателем поливают грядку свеклы.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 6 «Уход за горохом»

Цели: Уход, полив, рыхление, подвязывание гороха.

Задачи: Расширять представление детей о растениях, наблюдение за ростом гороха, закреплять знания детей о пользе растений, о способах ухода за ними на огороде.

Методы: словесный(рассказ воспитателя),наглядный(наблюдение на огороде),практический(подвязывание гороха).

Ход занятия.

1.Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Голова на ножке, в голове горошки?(горох)

Дом зеленый тесноват,

Узкий,длинный,гладкий.

В доме рядышком сидят

 Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий.

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.(горох)

Молодцы отгадали загадки!

А вы ребята пробовали горох, любите его?

Ответы детей.

В: Смотрите-ка,  что это там катится? Прикатывается «Горошина».

Горошина ,пойдемте ребята посмотрим на наш домик!

Дети с воспитателем подходят к грядке с горохом. Стебли гороха расползлись по земле.

Горошина : «Там в маленьких стручках растут мои братишки и сестренки, маленькие горошинки, чтобы горох вырос большой ,вкусный да сладкий за ним нужно ухаживать. Давайте я вам расскажу как. Стебли гороха нужно подвязать к палочке, тогда солнышко будет прогревать все стручки, они будут сильными и созреют быстрее».

Воспитатель: Давайте ребятки рассмотрим внимательно горох. У гороха есть стебель; он вырастает длинным над землей, на стебле растут листья и стручки-домики, в них растут и созревают горошинки. Питается растение корнями ,которые растут под землей.

Что нужно гороху чтобы вырасти? Ответы детей: (вода, солнце, тепло, свет).

Подвижная игра «Стручки и горошинки».

Стручки – дети берутся за руки, горошинки – дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: пришло время поработать и помочь горошинке. Надо воткнуть палочку около стебля и привязать его. Дети наблюдают и помогают воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

Конспект по экологии в старшей группе "Клад старичка Боровичка"

Цели: - способствовать развитию  у детей правильного отношения к животным и растениям- уточнять знания о взаимосвязи растений, животных, среды обитания, приспособленности к условиям жизни, зависи...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"...

Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...

презентация к конспекту по экологии " Как стать юным экологом"

Презентация "Как стать юным экологом", знакомство с понятием сокодвижения в деревьях  весной...