Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Самсонова Ирина Владимировна

 

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня».

 

Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни.

               Сравнить особенности жизни в пустыне с другими климатическими зонами.

               Учить ориентироваться на карте.

               Закреплять навыки работы со знаками.

                Развивать активный и пассивный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pustyinya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии.

Тема: «Климатическая зона – пустыня».

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня».

Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни.

               Сравнить особенности жизни в пустыне с другими климатическими зонами.

               Учить ориентироваться на карте.

               Закреплять навыки работы со знаками.

                Развивать активный и пассивный словарь.

                     

                     Ход занятия.

Дети входят в группу и останавливаются полукругом.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас уже взрослые или еще маленькие?

Дети: Еще не взрослые.

Воспитатель: А вот когда вы станете взрослыми, к вам и обращаться станут по-другому. Будут называть вас по имени отчеству. Меня, например, зовут Ольга Анатольевна, а вас?

Дети: (называют себя по имени и отчеству).

В дверь стучат.

1 Воспитатель: Тише, ребята, мне показалось, что кто-то скребется!

Дети: Не скребется, а стучится.

Воспитатель: Посмотрите, кто там.

Почтальон вносит письмо.

Воспитатель: Что это нам принесли?

Дети: Конверт.

Воспитатель: А что в нем может быть?

Дети: Письмо, открытка, фотография.

Воспитатель: Для того чтобы узнать что внутри конверта, что мы сделаем?

Дети: Откроем конверт и посмотрим что там внутри.

Вскрывается конверт и в нем находят рисунки : верблюда, черепахи и змеи.        

Воспитатель: Интересно, что это значит?

Дети: Это животные.

Воспитатель: А где же они живут?

Дети: Они живут в пустыне.

Воспитатель: Я предполагаю, что вам что-то известно о пустыне, по этому предлагаю вам объединиться в компании и обсудить в них все что знаете ,а уже потом поделиться со всеми.

Как же нам это сделать? Давайте посмотрим на сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Возьмите себе один и найдите свою компанию.

(дети собираются по компаниям)

Назовите свою компанию.

Воспитатель: Пообсуждайте в компаниях, что вы знаете о пустые и когда будете готовы – подайте сигнал.

(Компании поочереди рассказывают)

Воспитатель: А на карте вы бы смогли найти пустыню?

Дети: Да.

Воспитатель: Каким цветом она обозначена?

Дети: Коричневым.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что песок, который там есть - коричневого  цвета.

Воспитатель: Давайте подойдем и найдем все пустыни на карте. (дети показывают пустыни)

Воспитатель: А мне кажется, что пустыня – вот это(показывает на леса, моря; дети опровергают эти предположения и обосновывают свои утверждения )

Воспитатель: Ну, чтож, на карте мы с вами пустыню отыскали, а теперь можно отправиться в путешествие по ней. Кстати, кто такие «путешественники»?

Дети: Это те, кто посещает разные города и страны.

Воспитатель: Для путешествия нам понадобятся  фотографии и картинки о жизни в пустыни.

Каждая компания получит свои задания – картинки, подготовится рассказать о них. Вся компания выберет того, кто расскажет об этом. Другие компании их внимательно выслушают и, если надо, дополнят.

1-я компания рассказывает о климате пустыни( мнемо- таблицы)

Вопросы по климату: Почему вы отобрали эти значки? Там вообще не выпадает осадков? У нас в Сибири светит солнце, а в пустыне оно также светит или кА-то по-другому? Какие там дуют ветра? Что такое «барханы»? Где люди берут воду?

2-я компания рассказывает о животном мире пустыни ( найти их среди других животных)

Вопросы о животных: Как верблюд может жить долго без воды? Почему ящерицы и змеи не сгорают на солнце? Как животные приспособились прятаться в пустыне? Где они берут воду?

3-я компания рассказывает о растительном мире пустыни (найти и отобрать среди других растений)

Вопросы о растениях: Какие должны быть корни у растений в пустыни? Почему у растений листья маленькие или колючки? Когда у них появляются семена?

Воспитатель: А люди в пустыне живут? Чем они могут там заниматься?

Дети: Люди в пустыне живут, но им там очень трудно т.к. там  всегда жарко и не везде есть вода. Они занимаются сельским хозяйством – выращивают верблюдов и перевозят на них грузы через горячие пески. Роют глубокие колодцы для воды.

Воспитатель: Действительно, людям в пустыне очень трудно, но они там живут, занимаясь скотоводством, добычей полезных ископаемых. Как вы это понимаете?

Дети: Скотоводство – это выращивание домашних животных, а полезные ископаемые – это то, что человек находит нужного для своей жизни под землей (нефть, газ, уголь и т.д.)

Воспитатель: Также люди в пустыне работают в заповедниках, где сохраняют животных, находящихся на грани исчезновения. Пустыни, находящиеся ближе всего к нашей стране – это Каракумы  и Кызылкум.(показывает на карте) Знаменитая пустыня Сахара самая жаркая в мире.(показывает на карте) Каракумы и Кызылкум менее жаркие и в них хоть и редко, на выпадают дожди и тогда пустыня оживает прямо на глазах. Люди поддерживают в порядке источники воды, стараются не дать пустыне расшириться, высаживая кусты и деревья, которые задерживают движение песков.

2 Воспитатель: Ребята, вы, наверно, устали? Давайте поиграем в одну интересную игру «Что бывает, что не бывает в пустыне?»

3 Воспитатель подбрасывает вверх разноцветные квадраты – зеленые, пестрые, белые. Дети берут по одному и рассматривают.

Воспитатель: На что похожи эти квадраты? (дети высказывают свои предположения) А на какую природную зону они могут быть похожи?

Дети: Белые - зона Арктики, зеленые – зона лесов и тайги, пестрые – зона степей, как в нашем Красноярском крае.

Воспитатель: Ребята, найдите свои семейки (дети объединяются).Объясните, почему вы так объединились?

Дети: Мы собрались в семейки по климатическим зонам.

Воспитатель: Ваше следующее задание – тихонько в своих семейках сравнить вашу природную зону с зоной пустыни. Кто-то один, выбранный вами, рассказывает, а остальные, если нужно, дополнят. (Рассказы детей)

4Воспитатель: Да, много мы услышали о пустыне, значит загадки отгадаете легко.

«Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге

Голова торчит да ноги».(черепаха)

        

«Зверь я горбатый

А нравлюсь ребятам!» (верблюд)

«Вьется веревка,

На конце – головка».(змея)

«Она как змейка

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оторвет –

Другой наживет».(ящерица)

«Он сети как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит».(паук)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете пустыню. Я предлагаю вам теперь слепить обитателей этой интересной зоны и разместить их в «песках.». (дети лепят и расставляют поделки на листе ватмана, выкрашенного «под песок».

Лепка проходит под музыку «Болеро» Равеля.

По окончании лепки дети делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологии в подготовительной группе "Волшебница вода".

Цели.1.Образовательные: =ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может растворять предметы.= объяснить детям, почему вода иногда н...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Путешествие капельки"

Разговор пойдет о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек ( людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в...

Конспект по экологии для подготовительной группы

Предлагаю конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. "Солнечные лучики"...

конспект по экологии в подготовительной группе «Солнце источник тепла и света»

Дать детям представление о том , что солнце является источником света и тепла .Развивать умение мыслить ,рассуждать ,доказывать;Воспитывать бережное отношение к природе....