Проект «О чем нам расскажет березка?»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стоянова Нелли Владимировна

Проект

                             «Что нам расскажет березка?»

 

Проект  исследовательский, экологический, коллективный, краткосрочный

Проблема: Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цель проекта: В ходе  исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №25»

Проект

«О чем нам расскажет березка?»

Исследовательский, экологический, коллективный, краткосрочный.

                                                        Автор проекта:

                                                        Стоянова Нелли Владимировна,

                                                        воспитатель II категории

                                                        Участники проекта:

дети старшей группы №2,

родители

                                                Кимры

2015

        Аннотация

Проект

                          «Что нам расскажет березка?»

Проект  исследовательский, экологический, коллективный, краткосрочный

Срок: 23 марта по 3 апреля (две недели).

Проблема: Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цель проекта: В ходе  исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;

 Задачи:

Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края. Дать представления о  строении дерева.

Ожидаемые результаты:

  1. 1. Дети получат представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком.
  2. 2. В ходе опытно-исследовательской деятельности будут сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.

Будет оформлена выставка «О чем молчат деревья?».

 Проект

                          «Что нам расскажет березка?»

Проект  исследовательский, экологический, коллективный, краткосрочный

 Срок: 23 марта по 3 апреля.

Проблема: Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цель проекта: В ходе  исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;

 Задачи:

1. Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края. Дать представления о  строении дерева.

2. Сформировать представления о жизни дерева, как живого существа (оно растёт, развивается,  размножается, может быть здоровым и больным);  строении,  функциях и назначении частей дерева (корень, ствол, ветки), экологически  грамотном  поведении человека в природе.

3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

  1. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Актуальность.  

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

Значимость проекта:

Формирование у детей экологического мышления.

Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Этапы проекта:

Этапы

Содержание работы на этапе

    Сроки

     Результаты

Подгото-

вительный

Обсуждение проблемы

Наблюдение

 Наблюдения с детьми за деревьями на территории детского сада.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».

3. Познакомиться со своим деревом (подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ).

Постановка проблемы.

Игра «  Если бы я был деревом»

Предложить детям  изобразить своих   друзей (любимое дерево).   Обратить внимание на то, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку.  

Что будет?  

Вы дети можете сказать, что вам больно, а вот дерево не говорит?

Что же скажет нам  дерево, если бы оно умело говорить, давайте узнаем? Березка  нам и расскажет.

Понедельник Прогулка

Вторник

Утро

Дети обратили внимание на все деревья, растущие на участке, уточнили название каждого дерева, его отличительные особенности.

Дети учились ставить себя на место другого живого существа, представлять его чувства, мысли, ощущения.

Вместе с детьми  обсудили интересующую тему, пришли к выводу, что  будет интересно узнать о деревьях больше.

Исполни-

тельский этап

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года. (Самостоятельная деятельность)

Ознакомление с окружающим миром:

  «Здравствуй, березка»  - интегрированная совместная деятельность.

Опытно-исследовательская совместная  деятельность:

  «Сколько лет дереву».

Рассматривание энциклопедий с материалами  о природе, строении дерева – совместная деятельность.

Художественно – эстетическое развитие.

Выставка художников-пейзажистов

 И.Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», «Рожь», «В лесу графини Мордвиновой», «Дождь в дубовом лесу»;

 И. Левитана «Октябрь»; А Мухина «Последний снег».

Беседа по содержанию картин.

Аппликация «Березка» - НОД.

Рисование «Мое любимое дерево» совместная подгрупповая деятельность.

Подготовка к театрализованной деятельности -

 спектакль «Полянка» (изготовление масок, атрибутов, отработка точности движений).

Социально-коммуникативное развитие

Экологические игры:

«Слово на ладошке»,

«Похлопали – потопали»,

«Найди свое дерево»,

«Если бы я был деревом…»,

«Угадай, что в мешочке», 

Игра-разминка «Передача энергии».

Хоровод «Во поле березка стояла»

Беседы:

 «Дерево живое?»

 

Речевое развитие

Чтение художественной литературы по теме.

 

Заучивание стихотворений, песен.

(стихотворение П. Воронько «Берёзка», И.Токмакова «Дуб»). Русск. нар. песня «Во поле березка стояла»

Распределение, заучивание ролей, репетиция  спектакля            « Полянка»  

Придумывание сказки:

«Если бы я был деревом – НОД.

Работа с родителями:

 Совместная экскурсия в парк.

        

Оформление папки-передвижки для

родителей: «Экологическое воспитание детей».

Оформление выставки  « Мое любимое дерево»

Понедельник

Утро

Вторник

НОД

Прогулка

Четверг

Прогулка

Среда

 Вечер

Вторник. Утро.

Вторник

Четверг

Понедельник-             пятница

 Вечер

Пятница. Утро

Вторник. Прогулка

Среда Прогулка

Вторник Вечер

Четверг Утро

Пятница Утро

 

Вторник Прогулка

 

Среда Утро

Вторник-пятница

Перед сном

 

Четверг, пятница утро

 Вторник,

четверг вечер

Пятница

Пятница

Прогулка

Понедельник

Четверг Вечер

Дети обратили внимание на разнообразие вариантов изображения деревьев художниками-иллюстраторами.

Дети  больше узнали о березке, о ее способности выделять сок, и о бережном отношении к деревьям.

В    ходе     исследова-тельской дея-ти дети познакомились  со строением  дерева, корой и ее функциями; кольцами, по которым можно определить возраст дерева. В качестве примера рассмотрели  спил старых деревьев.

Дети  заинтересовались новыми энциклопедическими знаниями о природе нашего  края и дальних стран, об удивительных и необычных деревьях мира.

Дети с большим интересом рассматривали  произведения искусства известных художников,  познакомились с видом живописи  -  пейзаж.

Дети познакомились с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; 
 научились выполнять работу в технике обрывной аппликации,
позволяющей более ярко передавать красоту берёзки.

Дети смогли с помощью известных приемов рисования изобразить свое любимое дерево.

Дети с удовольствие участвовали   в подготовке  к спектаклю, заинтересовались  изготовлением масок и атрибутов.

Игры способствовали

формированию у  детей представлению об окружающем мире, живой и неживой природе.

В ходе беседы дети  получили представление о дереве как о живом существе.

Дети познакомились  с произведениями К. Паустовского «Стальное колечко», М. Пришвина «Лесной доктор», И. Крылова «Листы и корни» и д.р.

Дети через художественное творчество выражали свое отношение к природе.

Дети учились внутреннему перевоплощению, умению встать на позицию другого живого существа, понимать его чувства.

В совместной прогулке с родителями дети  уточнили и закрепили свои знания о строении и видах деревьев и их многообразии, о живой и не живой природе.

Привлекли внимание родителей к экологическому развитию и воспитанию детей.

Каждый ребёнок имел возможность рассказать о своём любимом дереве.

Презентация

Совместное развлечение «Деревья – наши друзья»:

мини КВН;  

представление выставки «Мое любимое дерево»;

чтение стихотворений о природе;

спектакль «Полянка».

Пятница Вечер

Дети получили много положительных эмоций,

делились своими впечатлениями о празднике.

Подведение итогов и постановка новой задачи

Игра «Что будет, если...».

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы?

Пятница Прогулка

 

По окончании проекта уровень знаний детей о строении дерева, о его коре и ее функциях    повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о живой природе   повышению познавательного интереса, дети стали внимательнее и бережнее к природе и окружающему миру.  

Практическая работа «Здравствуй,  березка!»

Цель: Познакомить детей с характерными признаками деревьев, развивать любовь к живому.

Оборудование: Гербарные листы (заготовленные предварительно родителями с детьми), бумага,  клей, краски, карандаши. Бинт. Игрушки медвежонок и лесовичок.

Исследования листьев своего дерева (гербарий). Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.) Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист? 

Показать грибы - трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Все это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели.

Проводится аппликация «Березка»

 

Воспитатель приглашает детей на прогулку - к березке на участке детского сада.

Дети подходят к берёзке (на её стволе рисунок – «мнимая рана»), на ветке которой висит письмо: «Дорогие ребята! Наконец - то вы ко мне пришли! Уж так я вас ждала, так ветками качала, чтобы вы меня услышали. Кто-то приходил, сделал надрез на коре, собирал сок. Я боюсь заболеть и погибнуть. Помогите мне. Ваша берёзка»

Воспитатель: Как вы думаете, можно собирать берёзовый сок?

Дети: Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с берёзовым соком.

Воспитатель: Значит, вы думаете, что можно собирать берёзовый сок? Я вот что по этому поводу скажу. В парках, в лесах самовольный сбор сока запрещён. Промышленная же его заготовка происходит в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется заготовка сока по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь берёзке? ( Замазать ранку глиной или землей. Забинтоватьё ранку)

Дети вмести с воспитателем бинтуют ствол березы.

Воспитатель: А чем мы можем порадовать березку?

Дети водят вокруг берёзы хороводы «Во поле берёза стояла», читают стихотворения П. Воронько. «Берёзка».

Воспитатель: Я думаю мы развеселили берёзку и порадовали её. А чтобы нашу берёзку не обижали, мы повесим вот такой запретный знак. (В круге нарисована перечеркнутая банка, в которую капают капли из надреза на коре.) О каком запрете этот знак?

Дети: Не повреждай кору деревьев, не собирай берёзовый сок. Помни: это вред дереву.

Появляются Лесовичок и медвежонок. (игрушки)

Медвежонок: Простите меня пожалуйста. Я больше не буду обижать деревья.

Лесовичок: Простим его ребята?

Дети: Да

Медвежонок: Спасибо ребята! Я больше не буду допускать таких ошибок.

Лесовичок: До свидание ребята мне пора в лес.

Медвежонок: И мне пора уходить. А вот вам ребята угощение.

 

Игра «Похлопали – потопали». Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Дети возвращаются в группу.

 

Художественное творчество «  Мое любимое дерево». 

Предварительно на прогулке:

Воспитатель: Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте.  Весной можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону.   Предложить детям нарисовать  дерево.

Оформление выставки.

Игра «Угадай что в мешочке»

В мешочек помещаются  предметы и дерева (карандаш, ложка, стаканчик, игрушка,  пазл, кубик,, шар, кольцо от пирамидки,  расческа и др.)

 

 Презентация  

 

Ход организованной деятельности:

Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся за руки и встанем в круг. Передаем друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передается от человека к человеку по цепочке.

Пошлите энергию сначала в одном направлении, затем в другом. Затем посылайте энергетический импульс в обе стороны. Затем приступайте к самому главному - посылайте энергию с закрытыми глазами, а через 10 секунд – в оба конца.

 

Мини КВН  «Деревья наши друзья»

Дети разбиваются на 2 команды.

За правильный ответ смайлик -улыбка

Воспитатель: дети я вам буду задавать вопросы, вы отвечайте:

  1. Дерево живое?
  2. Если на улице жарко и ярко светит солнце, как поможет нам дерево?
  3. А если вдруг  неожиданно пойдет  сильный дождь?
  4. Деревья могут болеть?
  5. Кто лечит деревья?
  6. Для кого дерево дом?
  7. У какого дерева вместо листочков иголки?
  8. Какое дерево с нами встречает Новый год?
  9. У какого дерева белый сарафан?

Раздаются карточки с изображением дикорастущих и  плодово-ягодных деревьев и кустарников.

Команды по очереди берут по 1 карточки и раскладывают на  подставки с  иллюстрациями на одном, лес на другом сад.

Игра "Слово на ладошке".

Воспитатель (темп медленный): Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб.).

Воспитатель (темп быстрый): Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...)

 

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!  

 

 Инсценировка по сказке Н.В. Гернет «Полянка»

Действующие лица.

1. Сказочница.

2. Девочка.

3. Гриб.

4. Кузнечик.

5. Лягушата.

6. Бабочки.

7. Деревья.

8.Солнышко

9.Тучка

10.Елочки

 

Музыкальное оформление.

1. «Сказочная» фонограмма (на усмотрение педагога).

2. Музыкальная фонограмма   «Звуки природы»   на начало и конец занятия.

Реквизит:

1. Узелок

3. Плоскостные листики с деревьев, цветы.

 4.Маски (лягушат, солнца, кузнечика), крылья бабочек, шляпа гриба, накидка тучи)

Пролог.

Звучит сказочная мелодия

Сказочница: Слушайте сказку дети! Это сказка, в которую можно играть.

                        Вот мы вместе и поиграем!

                        Слушайте! Стоят в лесу деревья – зеленые веселые!

                        Солнышко светит!

Дети «деревья» - образуют лес. В руках – листики из бумаги. Солнышко обегает деревья.

Звучит мелодия

Сказочница: Посреди леса – зеленая полянка. А посреди полянки, елочки.   А около елочек и кузнечики, и лягушата, и бабочки. Танцуют и поют песню.

 

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

Слушай песню вся земля!

Сказочница: Вдруг деревья замахали ветками, пошел по лесу громкий шепот.

Деревья: Слышим шаги! Тише! Слышим шаги! Ш-ш-ш…

Сказочница: Замолчал кузнечик. Шлепнулись в болото лягушки.

Разлетелись бабочки.

Дети садятся.   Звучит мелодия. Выходит Девочка.

Сказочница: На полянку вышла девочка. В руках у девочки  узелочек. Девочка увидела - полянка зеленая, на ней множество цветов и захотела девочка сплести себе веночек. Нарвала цветов, села, плетет веночек и поет песенку.

«ПЕСЕНКА ДЕВОЧКИ» 

Маленькое солнышко

Я держу руками,

А большое солнышко

Там за облаками.

                           Припев: Ля-ля-ля…

 

Сказочница: Но вдруг загремел гром (дети громко хлопают и стучат ногами). Туча солнышко завесила. Выбегает тучка завесило солнышко. Ветер завыл (дети «гудят»). И вот пошел дождь (дети хлопают в ладоши).

Девочка испугалась дождя и говорит…

Девочка: Ой, дождь! Спрячусь я под елочку! Спрячь меня, ёлочка, дождик идет!

Сказочница: Елочка ее спрятала. Забралась девочка под ветки, там хорошо тепло. Какой-то бугорок нашла в траве.

 Выходит Гриб. Приседает около елочки.

Девочка:

Положу я узелок

Вот на этот бугорок.

Сказочница: И уснула. А бугорок начинает расти. Это был не бугорок, а…

Дети: Гриб!

Сказочница: И от дождя стал гриб расти.

Звучит мелодия. Гриб «растет».

Сказочница: Он вырастает все выше и выше. А на нем узелок поднимается выше и выше!

 И запел гриб песенку… 

Сказочница: Вырос гриб высокий-высокий! Тут и дождик кончился. Вышло солнышко, проснулась девочка. Села, протерла глаза, видит – погода хорошая, можно дальше идти. Протянула руку взять узелок а узелка нет… И бугорка нет…Побежала девочка к кузнечику.

Звучит музыка. Выходит Кузнечик.

Девочка: Кузнечик, кузнечик, ты не видел моего узелка?

Кузнечик: Нет, не видел я твоего узелка. Спроси у лягушек!

Сказочница: Девочка пошла к лягушкам.

Звучит мелодия. Выходят Лягушки.

Девочка: Лягушки, лягушки, не видали моего узелка?

Лягушки: Нет, нет! Ква-ква! Нет, нет! Ква-ква! Спроси у бабочек! Ква-ква.

Сказочница: Девочка пошла к бабочкам.

Звучит мелодия. Выходят бабочки.

Девочка: Бабочки, бабочки! Не видали моего узелка?

Бабочки:

Да-да-да!

Это беленький грибок

Утащил твой узелок!

Сказочница: Встала девочка на цыпочки и правда, видит: ее узелок на грибе лежит. Рассердилась девочка и закричала громким голосом!

Девочка: Эй, противный бугорок!

                  Отдавай мой узелок!

Гриб: Нет, не отдам!

Сказочница: Заплакала девочка (подходит к девочке и гладит ее по голове).Что же ты плачешь?

Девочка: Гриб мне узелка не отдает!

Сказочница: А ты как просила?

Девочка: А вот как! Эй, противный, бугорок!

                                   Отдавай мой узелок!

Сказочница: Дети, хорошо ли просила девочка?

Дети: Плохо! Как гриб мог не унести,

                       Ведь грибы должны расти!!!

Сказочница: Пойди к грибу и попроси его ласково и вежливо.

Девочка: Пожалуйста, грибок,

                  Отдай мой узелок!

                  Пожалуйста, пожалуйста,

                  Отдай, мой узелок!

Сказочница: Гриб ответил…

Гриб: Пожалуйста, девочка, возьми свой узелок!

Сказочница: Вот так и отдал гриб узелок.

Дети: Ура!              

Эпилог.

Сказочница: Вот и сказке конец,

                      А кто слушал – молодец!

                      Дорогие дети! Вы очень старались, хорошо играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Что зеркало расскажет обо мне?"

Презентация проекта "Что зеркало расскажет обо мне?"...

Что нам расскажет родной флаг?

Презентация к 75-летию Алтайского края....

Презентация проекта "Что зеркало расскажет обо мне?"

Презентация исследовательского проекта в средней группе....

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста " Обо всём расскажет книжка"

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития к...

ПРОЕКТ «О чем расскажет наша Родина?»

ПРОЕКТ «О чем расскажет наша Родина?»...

Проект "Что полезно для ребят, вам расскажет детский сад"

Работа по укреплению здоровья детей...