«Природа в поселке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Природа в  поселке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природа в  поселке»

Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания, различия в условиях мест обитания в городе и в природе).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и в уголке природы.

Воспитатель проводит экскурсию в ближайший сквер или парк, где дети наблюдают за деревьями и кустарниками, травами. Дети рассматривают деревья. Воспитатель называет их характерные признаки: у березы белый ствол, у рябины ажурные листья, ель издали похожа на пирамиду и т. д. Дети сравнивают дерево и кустарник. У кустарника много стволиков выходит из-под земли, а у дерева — один большой ствол. На чем растут ветки? (На стволе.) Дети трогают, нюхают ствол, кору разных деревьев. Сравнивают хвойное и лиственное дерево: чем они похожи, чем отличаются? Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны, ели? (Отличаются листьями, но хвоинки — это тоже листья.) У каких деревьев еще есть хвоинки? Чем отличается лист дуба (березы, осины) от листьев других деревьев? Ищут под деревьями плоды и семена деревьев, собирают их для коллекции. Воспитатель предлагает детям попробовать вытащить дерево из земли. Что держит дерево в почве? Его корни. Проводится подвижная игра «Раз, два, три, к дереву (к кустарнику) беги!» Воспитатель называет дерево, к которому должны бежать дети. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него. В южных районах, где в это время еще много цветущих растений, можно обратить внимание и на них.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на деревья, клумбы на улицах, на наличие скверов, парков, водоемов вблизи детского сада. Каких птиц можно увидеть в парке? Верные спутники человека — воробей, голубь, ворона. Где еще они живут в городе? Что едят? Есть ли у них враги? Можно ли им чем-нибудь помочь? В северных городах в это время уже появляются синицы (летом они живут в лесу), прилетают снегири, свиристели.

Воспитатель организует наблюдение за городскими птицами. Чем они похожи и чем отличаются? (Например, у них есть крылья, клювы, перья и т. п. Все они — птицы, хотя и отличаются по окраске, величине. Одни из них прыгают, другие ходят.) Почему эти птицы прилетели it парк? Что они могут здесь съесть, где спрячутся? Важно, чтобы дети осознали самые простые взаимосвязи — если в парке растет рябина, значит, здесь могут появиться снегири, свиристели, которые едят эти и годы.

Дети рассматривают растения в зимнем саду, в уголке природы. 1хть ли среди них похожие на деревья (они так и называются — древовидные), кустарники, травы?

Материалы, оборудование. Фотографии, рисунки улиц, парков, скверов, водоемов, животных и растений города; лупы.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, какие деревья, они рассматривали на прогулке, их особенности, строение (есть ствол, кора, корни, ветки, листья, плоды и семена); чем они отличаются друг от друга и от других растений (кустарников, трав).

Педагог напоминает детям, что в земле дерево держат корни, они же помогают растению получать воду и полезные вещества из почвы для своего роста. Что растет на ветках дерева? (Листья, цветки, а потом — плоды и семена.) Осенью листья опадают. Почему мы называем сосну, ель, дуб деревьями? (У них один большой ствол.)

Воспитатель вспоминает с детьми, какие еще растения, кроме деревьев, они видели на прогулках, показывает картинки с их изображениями. Делает вывод: у этих растений нет такого большого твердого ствола, а есть маленькие нежные стебельки. Эти растения называются травами. В заключение воспитатель подчеркивает, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки, корни, но у всех они разные. По листьям, цветкам, плодам, стволу мы можем узнать деревья, отличить сосну от дуба, липы, березы и т. д.

Педагог спрашивает, где чаще всего отдыхают люди. Кто отдыхает в парке, кто — на берегу реки. Предлагает детям ответить на вопросы: для чего люди создают парки, скверы? (В них отдыхают, любуются природой.) Чем парк, сквер похожи на лес? (Есть деревья, кустарники, травы, например, сирень, жасмин, шиповник и др.) А чем они отличаются от леса? (В парке и в сквере растения сажает человек, а в лесу они растут сами.) Парк — это «дом» для многих животных и растений. Здесь можно обнаружить птиц, белок, бабочек; деревья, кустарники, травы, которые привезены издалека (например, каштан). На газонах и клумбах сажают специально выращенные растения, которые красиво цветут.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем город отличается от леса (если вы живете в тундре, значит, — от тундры и т. п.). В городе много зданий, улиц, машин. Что мы видим в лесу? Деревья, кустарники, травы, зверей, птиц, насекомых. Живут ли они в городе? (Да, но только те, кто смог приспособиться к городским условиям.) А где, по мнению детей, всем им лучше живется — рядом с человеком или в лесу, на природе? Почему? (Растениям в городе не всегда хватает земли и чистого воздуха, животным мешает шум.)

Педагог спрашивает детей, какие растения они видели в своем городе, поселке. Показывает картинки с изображением разных растений и спрашивает, какие из них знакомы детям, можно ли их обнаружить в городе.

Дети выбирают из предложенных картинки с изображением разных деревьев, которые можно увидеть в городе (например, березы, липы, дуба, ели, сосны, лиственницы), и кустарников (шиповника, снежноягодника, желтой акации).

Воспитатель рассказывает, что деревья можно назвать «зелеными пылесосами», так как они очищают городской воздух. Чем больше деревьев, кустарников, трав растет рядом с нами, тем лучше живется и людям, и животным. Растения служат «домом» и столовой для многих птиц, насекомых и других животных.

В заключение воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что в городе, как и в лесу (на лугу, в тундре и в степи) живут разные растения. Некоторые из них приспособились к жизни в необычных для них условиях и стали постоянными спутниками человека. Растения делают наш воздух чище. Деревья, кустарники в городе нуждаются в заботливом отношении. Но самое главное — помнить, что парки, скверы, реки и озера, — это не только места отдыха, но и «дома» для многих растений, животных. И, значит, мы должны беречь их.

После занятия. Если позволяют погодные условия, посадите деревья, кустарники, травы на территории детского сада, в парке, в сквере с участием детей и родителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...