Кружковая работа "Исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) по теме

Программа кружковой работы познавательно -  исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_issledovatel.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

           Дополнительная образовательная программа                                    «Исследователь»

                                                               Воспитатель МАДОУ Корчагина Г.А

                                                                «Гайский детский сад №10» г. Гай.

                                                 

                                                 

      Содержание

1.Пояснительная записка………………………………….…….…..…...

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы..

1.2. Актуальность программы………………………………………….

1.3. Новизна……………………………………………………………..

1.4. Педагогическая целесообразность………………………………..

1.5. Цель, задачи  дополнительной образовательной программы…

1.6.Отличительные особенности данной образовательной  программы от уже существующей…………………………………….

1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………

1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы………………………………………………………………

1.9.Формы и режим занятий……………………………………………

1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки………………..

1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………..

2. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности

3.Содержание программы……………..………………………………

4.Контрольно-диагностические  материалы

5.Ресурсное обеспечение программы……………………

6.Методическое обеспечение программы  …………………..………

1.Пояснительная записка

      Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности, обладающей значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования социальной и познавательной деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

       Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. «Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков) показывают, что умственное развитие детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающими приводят к формированию все более усложняющихся знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут осознавать не только внешнюю сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности».

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

       Программа «Исследователь» реализуется в рамках  познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Она направлена на развитие творческих способностей,  очень важной их составляющей – способности к преобразованию.

  1.2. Актуальность программы 

     

      Мир физических явлений, окружающий ребёнка, даёт огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать ситуацию или объект, а затем осуществлять это на практике. Наблюдая процессы  превращения, и осваивая соответствующие действия, ребёнок учится совершать преобразования самых разных ситуаций.

 

   Потребность в поиске является врожденной, но развивается она в прямой зависимости от степени вовлечения ребенка в деятельность.  

       Проблема   состоит в том, чтобы разобраться, какие действия должны освоить дети для получения творческого продукта.

     

1.3. Новизна

 Особенность программы «Исследователь»  заключается в том, что  ребёнок не просто придумывает или находит новое решение (новый продукт), а получает его благодаря преобразованию исходной ситуации, в которой он оказывается. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас.

       В качестве содержания физических явлений выбраны постоянно наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов.

В программе предлагаются несложные  опыты, которые носят ярко выраженный экспериментальный  характер, позволяющий ребёнку экспериментировать, развивать познавательную инициативу.

1.4. Педагогическая целесообразность

             Педагогическая целесообразность программы «Исследователь»  обусловлена  тем, что именно в дошкольном возрасте  эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. В переживаниях происходящих ситуаций, ребёнок получает информацию о свойствах окружающих его предметах.

   Реализация программы, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

   

1.5. Цель, задачи  дополнительной образовательной программы «Исследователь»

 

Цель программы: в процессе познавательно – исследовательской деятельности обратить внимание детей  на динамичность окружающего мира, на  происходящие  вокруг превращения.

Образовательные

1.Обучать детей преобразованию исходной  ситуации  с применением специальных средств.

2.Формировать  представления о состояниях веществ (твёрдое, жидкое, газообразное), и их переходах.

3.Учить структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и

умозаключения.

       

Воспитательные

1.Воспитывать интерес к  познанию окружающего мира.

2.Стимулировать желание детей экспериментировать.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие

1. Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

1.6 Отличительные особенности данной образовательной  программы от  уже существующих программ.

Цель данной программы:  интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми динамичности окружающего мира, происходящие  вокруг превращения, установление  причинно-следственных связей и отношений в природе.

    Особенность данной  программы «Исследователь» состоит в организации в группе  мини - научной лаборатории,  которая содержит схематическое моделирование опытов, общие знаки и символы, отражающие неживую и живую природу, взаимосвязь человека  и явлений природы, схематизация циклических процессов, происходящих с различными объектами и явлениями, характеризуются начальным, конечным и промежуточными состояниями. Данная программа  способствует  интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.

     В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения,  которых ребёнок оказывается в позиции не зрителя, а исследователя.

1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

 

         Программа предназначена для работы с детьми средней группы детского сада.

Ребенок среднего дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, или через практическую деятельность. В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. В этом возрасте для  детей становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе. Важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.

1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 1 года.

1.9.Формы и режим занятий

      Программа реализуется 4 раза в месяц после обеда в форме кружкового занятия. В ней используются опыты, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования. В познавательно – исследовательской  деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.

1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки

-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 

- оформление материалов исследования  по темам;

- развлечение «Хочу, всё знать».

                                     

2.Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности 

Раздел

Тема

Цель

1.

Превращения

Формировать действия превращения на основе практических действий.

2.

Явления природы

Познакомить детей с природными явлениями; дать элементарные  представления о взаимосвязях  в  природе.

3.

Вода

Формирование  представлений об агрегатных превращениях воды.

4.

Воздух

Формирование  представлений о воздухе и его свойствах.

5.

Теплопередача

Формирование  представлений  о  теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.

3.Содержание программы

                       Сентябрь

Цель

1.«Наоборот»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.9

2.«Большой - маленький»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.12

3.«Превращение»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.14

4.«Схема превращения»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.17

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение»

Знакомство со словами «превращение», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления слов: «Был-будет», «был-стал (станет)». Формировать действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Октябрь

1.«Песок»

См. папку «познавательно – исследовательская деятельность»

2. «Дождливые дни»

Дошкольное воспитание. №9. 2009.С.65. (картотека).

3.«Облачное небо»

Дошкольное воспитание. №9. 2009.С.66. (картотека).

4.«Свойства воды»

Дошкольное воспитание. №9. 2009.С.67. (картотека).

Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом; дать представления о свойствах песка

 Познакомить детей с такими природными явлениями, как дождь, гроза, молния; дать элементарные  представления о круговороте воды в природе.

Объяснить, как образуются облака на небе; рассказать, облака каких видов можно увидеть.

Познакомить с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что такой привычный объект таит  в себе много пока неизвестного детям.

Ноябрь

1.«Лёд-вода»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.18

2.«Морозко»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.20

3.«Твёрдое - жидкое»

Н.Е.Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.22

4.«Снегурочка»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.24

Развитие представлений  о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование  действия «превращения»

Формирование  представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование  действий превращения.

Формирование  представлений о твёрдых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Формирование  представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование  действий превращения.

Декабрь

1.«Жидкое -твёрдое»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.26

2.«Нагревание - охлаждение»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.29

3.«Испарение»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.31

4. «Золушка»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.34

Развитие представлений  о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию.  Формирование  действия превращения.

Формирование  представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование  действий превращения.

Формирование  представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании.  Формирование целостного представления об агрегатных  состояниях воды: лёд – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (тёплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование  представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

Январь

1. «Выпаривание соли»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.37

2.«Стирка и глажение белья»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.39

3.«Конденсация»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.41

4. «Змей Горыныч о  трёх головах»

Н.Е.Веракса «Познавательно –исследов. деятел  дошкол » С.43

Формирование  представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование  представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование  представлений о конденсации воды – превращение пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Развитие представлений об агрегатных состояниях воды – лёд, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

Февраль

1. «Лёд – вода - пар»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.45

2.«Игра в школу»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.48

3. Игра «Царство льда, воды и пара»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.51

4. «Свойства веществ»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.53

Формирование  представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды.

Формирование  представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение  сериационного ряда  изменений агрегатных состояний воды.

Формирование  представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах.

Формирование  представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Март

1. «Строение веществ»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.56

2.«Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.58

3. «Воздух и его свойства»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.61

4. «Воздух вокруг нас»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.63

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Закрепление представлений об испарении конденсации. Формирование  представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование  представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

 

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование  представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Апрель

1. «Водолаз Декарта»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.64

2.«Плавание тел. Изготовление корабля»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.66

3. «Термометр»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.68

4. «Нагревание проволоки»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.70

Формирование  представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию.

Знакомство  с термометром. Формирование  представлений  теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование  представлений  теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Май

1. « Металл, его качества и свойства»

Дошкольная педагогика.  Октябрь 2010.С.31 (картотека)

2.«Иванушка и молодильные яблоки»

Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» С.72

3. «Письмо к дракону»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.74

4. «Незнайка и мороженое»

Н.Е.Веракса «Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников» С.75

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Формирование  представлений  об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию.

Формирование  представлений  о  теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Закрепление  знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче.  Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

4.Контрольно-диагностические  материалы

n/n

Интегративные качества

Критерии оценки

Методики

диагностики

Автор, источник

1.

Изучение мотивации детского экспериментирования

Выбрать ситуацию, в которой хотел бы оказаться ребёнок

3 выбора –

 1выбор – 3 балла,

2выбор – 2 балла,

3 выбор- 1 балл

Чирковой Т.И.

Предлагается выбрать виды деятельности: чтение, ИЗО, экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование

Методика «Выбор деятельности» Прохорова Л.Н

2.

Исследование сферы интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.

Выбрать «Что больше нравится. Почему? Что будешь с ним делать?

1 выбор- 9 баллов,

2 выбор-8 баллов,

3выбор -7 баллов,

4выбор -6 баллов,

5выбор -5 баллов, 6выбор -4 балла,

7выбор -3 балла,

8выбор -2 балла,

9выбор -1 балл.

Выбрать картинки изображенного оборудования из уголка экспериментирования  -разнообразные сосуды, природный материал, медицинские материалы и др.

Методика «Сфера интересов»

Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е.

3.

Изучение мотивации и особенности детского экспериментирования в семье.

Вопросы, направленные  на изучение проблем детского экспериментирования, методов и приёмов их решения.

Анкета для родителей

1.Проявляется исследовательская деятельность вашего ребёнка? В чём?

2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребёнок?

3.Продолжает ли ребёнок экспериментировать, начатое  в детском саду? Если да, то как часто?

4.Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности вашего ребёнка? Если да, то, какое?

5.Если ребёнок достигает,  какого – либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Книга «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации» /  под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ.- 2003. – 64с.

5.Ресурсное обеспечение программы

Нормативно – правовой ресурс

1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;

2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;

3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования  от 26 сентября 2013 г. № 30038;

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 г.  № 26);

5.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г  № 1155;

6. Устав ДОУ

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

Научно-методический ресурс

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А. Васильевой.

Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ

Методические рекомендации: увлекательные опыты и эксперименты, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.

Материально – технический ресурс:  

Прозрачные сосуды для разной конфигурации и объёма.

Мерные ложки

Сита и воронки разного материала и объёма

Формы для изготовления льда

Резиновые перчатки

Соломинки для коктейля

Природный материал

Бросовый материал

Контейнеры с песком и водой

Часы песочные

Клеёнчатые фартуки, нарукавники

Предметы для уборки

Технологический ресурс:

  • анкетирование;
  • беседа;
  • информационные стенды «Мои открытия»;
  • теоретические и практические занятия;
  • рисунки;
  • схемы

6.Методическое обеспечение программы  « Исследователь»

1.Веракса Н.Е. «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников» / под ред. Н.Е. Веракса. Для занятий с детьми 4-7 лет.–М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – с.80

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – Сфера. – 2013.

3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы.- Сфера. – 2011.-128с.

4. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. - Сфера. – 2009. – 64с.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – Детство – Пресс.- 2013.

6.«Дождливые дни» // Дошкольное воспитание.-  №9. - 2009.- 65с.

7.Зубкова Н.М. Научные ответы на детское «Почему».- Опыты и эксперименты от 5 до 9. – Речь-Санкт - Петербург.

8. Куликова И.Э. Детское экспериментирование. – Педагогическое общество России.- 2013

9 .« Металл, его качества и свойства» //Дошкольная педагогика. .-  №10.  2010. – 31с.

10. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ.- 2003. – 64с.

11.Рыжова П.Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. - .№ 2.

12.Рыжова Н.А. Опыты с   песком и глиной. // Обруч. – 1998. - .№ 2.

13.Рыжова Н.А. Волшебница – вода.  / Текст / Рыжова Н.А. - М.: Линка - Пресс – 1997.

14.Тугушевой Г.П. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста.  //  Дошкольная педагогика. 2001.-  №1.

15. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Мы исследователи"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе кружковой работы....

Перспективное планирование кружковой работы "Юные исследователи"

План работы экспериментальной деятельности....

Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»

Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...

Кружковая работа "Маленький исследователь" и "Аман ос"

Кружковая работа "Маленький исследователь" и "Аман ос". Кружок "Маленький иссследователь" направлен на развитие исследовательских споссобностей детей старшего дошкольного возраста, через обучение по с...

План кружковой работы "Мы исследователи"

Перспективное планирование на год...

Кружковая работа в ДОУ "Юный исследователь"

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он явл...

Кружковая работа по теме "Юный исследователь"

Здесь собрана полная  версия тематического планирования  по кружковой работе в средней группе детского сада по данной теме и сборник опытов в помощь воспитателю для работы....