Знакомство с архитектурой.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Познакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura_zanyatie.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Светлячок».

                                                 

Занятие для дошкольников по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с архитектурой»

                                                     

                                                                                   

                                                                                           

 

Программное содержание:

знакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями;

уточнять представления детей о профессии архитектора;

стимулировать мыслительные операции сравнения, классификации;

воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны;

вызывать интерес к истории архитектуры и воспитывать художественный вкус, чувство гармонии формы и цвета.

Материал: картины об архитектуре, картинки разнообразных построек, фотоиллюстрации. Иллюстрации дидактической игры «Домики из сказок», портреты Незнайки, Карлсона, Дюймовочки и др. Вырезанные элементы архитектуры разных построек, разные отрезки обоев, коробки разных размеров.

Ход занятия

Ребята, послушайте сказку!

«Жил-был в городе художник. Однажды он увидел цветок, который был такой красивый, что художник решил его нарисовать. К нему подошёл скульптор…

Дети, как вы думаете, кто такой скульптор? (Ответы детей).

Скульптору тоже понравился этот цветок, и он решил высечь его из камня.

Ребята, из чего ещё может сделать цветок скульптор? (Вылепить из гипса, глины, высечь из дерева, вылить из металла и т.д.)

Подошёл к ним ещё один мастер. Он умел строить дома, мосты, площади, украшать здания колоннами, башнями, крышами… Ему тоже очень понравился этот цветок, и он решил построить и украсить свой город такими же цветами».

Как вы думаете, что это за мастер? (Архитектор.) Архитектор — это мастер, который занимается строительством домов, городов, сёл. А все здания и строения города (посёлка) называются архитектурой.

Каждое здание, посёлок, город имеют свою архитектуру. Как вы думаете, что это значит? (Все здания разные по величине, цвету, расположению частей, т.е. по архитектуре.)

Архитектура − это не только сами здания и сооружения, но еще и искусство организовать пространственную среду, необходимую для жизни и деятельности людей. Что это значит?

Вы живете в новом городском микрорайоне. Еще недавно на месте ваших домов были пустыри или старые деревянные домишки. А посмотрите, как сейчас все красиво, продумано и удобно устроено, сколько здесь зелени и простора. Дома стоят так, что в окна попадает много света и воздуха. Рядом − детский сад, в который вы ходите, школа, куда вы скоро пойдете, магазины, парикмахерская, площадки для спорта, а недалеко − завод, где работают родители многих из вас.

И все это придумали, спланировали и спроектировали архитекторы (архитектор − в переводе с греческого означает «старший строитель»)

По своему назначению архитектуру делят на 3 основных вида:

- архитектуру объемных сооружений (жилые дома, сады, школы, театры, магазины, заводы, фабрики, культурные и культовые учреждения);

− ландшафтную архитектуру (сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны);

− градостроительство (создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов).

Архитектор (греч.) − зодчий, художник, занимающийся практическим зодчеством, составлением проектов и смет, предполагаемых сооружений и руководящий производством строительных работ. Такие задачи архитектора требуют от него обязательного знания не только главных, специальных предметов (строительное искусство, гражданская архитектура, история архитектуры) но и вспомогательных (математика, физика, химия, механика, начертательная геометрия, рисование, черчение и др.)

Из чего строят дома? (Из кирпича, из блоков.).  Посмотрите внимательно на  фотографии нашего города и скажите, чем отличаются все эти строения от древних замков, монастырей, соборов? (Материалом, из которого строили; формами зданий — они стали необычными, привлекают внимание лёгкостью, воздушностью, простотой и строгостью или оригинальностью и т.п.)

Прежде чем построить дом, нужно решить много задач.

Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло, и не задувал ветер (стеклянные стены и потолки).

Дом должен быть большим, чтобы могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места (высотные дома).

Дом должен быть, чтобы давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев (подземные и подводные города, межгалактические станции).

У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна, чтобы было больше света.

Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме (тонированные стекла).

В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно убирать, потому что не хочется и чтобы не уставать (игрушки с магнитами, летающие, управляемые голосом: поиграл – и она сама на место встала).

Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли пройти хозяева (двери нет, стена реагирует на биополе хозяина).

Воспитатель подводит итог: дети вместе с воспитателем выявили много противоречий, задач, на которые может дать ответы архитектор.

Здание вашего детского сада — тоже работа архитектора.

А сейчас рассмотрите и угадайте сказочные постройки.

Поочерёдно показываются картинки сказочных домиков: избушка на курьих ножках Бабы Яги, домики трёх поросят, заюшкина избушка, теремок, дворец царя Салтана, избушка старухи из сказки «О рыбаке и рыбке», дворец Снежной Королевы, Кащея Бессмертного и др.

Чей это дом? Как вы это узнали?

При правильном ответе педагог отдаёт ребёнку картинку сказочного дома.

Представьте, что к вам пришёл Незнайка. Какой дом вы ему предложите? Объясните свой выбор: внешний вид дома и назначение, как подходит к характеру, увлечениям данного героя. Будет ли предложенный вами дом удобен для этого героя?

Карлсон, медведь Михайло Потапыч, Колобок, Дюймовочка тоже просят вас о помощи в выборе сказочного дома. Какой дом вам больше всего нравится? Чем он хорош?

Когда вы станете взрослыми, может и кто-то из вас станет архитектором — это очень важная, почётная профессия.

Я предлагаю вам уже сейчас попробовать себя в роли архитекторов. Вот вам разные коробки, которые станут основой ваших построек, и детали к ним различных строений, элементы украшений зданий и прилегающей территории: колонны, башни, скульптуры, ограды, лепнина, арки, мозаичные панно, витражи, барельефы, разнообразные окна, крыши, крыльцо, навесы, заготовки разных геометрических форм и т.д.

Сейчас мы с вами попробуем построить необычный город из всех этих заготовок и деталей. Но постараемся, чтобы все постройки были разные по назначению: и театр, и школа, и библиотека…

В.Данько Кто построил дом

Я решил построить дом.

Ямку выкопал с трудом.

Вышла ямка мелковата,

Толь лопата маловата?

Толи силы маловато?

Тут бы нужен экскаватор!

– Экскаваторщик, сюда !

Без тебя мне тут – беда!

Экскаватор выгнул шею,

Вырыл ровную траншею.

***

Стал я дальше строить дом,

Нужен железобетон.

Стал бетон месить лопатой,

То ль цементу маловато?

То ль песочку многовато?

День трудился – глянуть жалко,

Тут бетоно - бы- мешалку!

В рукавицах и в спецовке

Подошел бетонщик ловкий,

Закрутил свою машину,

Стал бетон месить как глину,

Гнал бетон за тонной тонна,

Встал фундамент из бетона.

***

Стал я дальше строить дом,

Побежал за кирпичом.

Навалил кирпич на тачку-

Задал я себе задачку!

То ли тачка маловата,

Кирпича ли многовато?

День возил- напрасный труд,

Самосвал бы нужен тут.

– Не горюй! – шофер воскликнул,

Самосвал мотором фыркнул,

Кирпичей привез- гора!

И умчался со двора.

***

Стал я дальше строить дом,

Клал кирпич за кирпичом.

То ль сноровки маловато,

То ль погода жарковата?

В результате всех трудов

Сделал за день пять рядов.

Где ты, каменщик?

Сюда!

Без тебя мне тут - беда!

Замелькал мастерком

Каменщик, играя,

То кирпич кладет бочком,

То на спину, то торчком,

То пристукнет молоточком,

То пристукнет с края.

Вверх бежит за рядом ряд,

Шьется каменный наряд.

Дом растет все выше, выше…

Стены есть, дела за крышей.

Стал я дальше строить дом.

Обзавелся долотом,

И рубанком, и стамеской.

И пилой, и топором,

А работа- ну ни с места!

Только пот бежит ручьем.

То ль рубанок виноват?

То ль топорик туповат?

То ли бревна толстоваты?

То ль работник плоховат?

Плотника и столяра

На подмогу звать пора.

Вот и плотники идут,

Столяров с собой ведут.

Застучали молотки

И запели пилы.

Будут рамы, косяки,

Двери и стропила

***

В небесах ударил гром!

Стал я дальше строить дом.

С ножницами для железа

Поскорей на крышу лезу.

Гнуть железо и сшивать:

Надо крышу накрывать!

А железо не дается,

Не сшивается, не гнется!

Поработал до обеда,

Стал на помощь звать соседа;

Кровельщик, скорей, сюда,

Без тебя мне тут беда!

***

.

Начал с неба дождик лить,

Стал я комнаты белить.

Известь дымную гашу,

Кистью длинною машу.

Час машу, другой машу…

Объясните мне, прошу, -

То ли краски жидковаты?

То ли кисти длинноваты?

То ли слишком волосаты?

Стены вышли полосаты!

- Эй, маляр, скорей сюда!

Без тебя мне тут беда.

Кисть в руках у маляра

И послушна, и быстра!

По стене летит, как белка,

Пахнет свежестью побелка.

***

Вдруг подуло ветерком,

Потянуло сквозняком,

В окна дождик начал лить,

Надо рамы застеклить!

Взял стекло я, взял алмаз,

По стеклу царапнул раз-

Только писк идет да скрежет,

А стекла алмаз не режет!

Я к стекольщику бегу,

-Помогите!

-Помогу!

Взял стекло он, взял алмаз,

Р-р-р-а-з!

Разрезал, словно масло.

Вбил гвоздочки, взял замазку.

Вот и вставлено стекло!

В доме сухо и тепло

***

Люди смотрят, веселятся,

Дом готов, пора вселяться!

Вот за праздничным столом,

Все, кто строил этот дом.:

Экскаваторщик, бетонщик,

Каменщик, шофер, маляр,

Слева кровельщик, стекольщик,

Справа плотник и столяр.

Я не зря их усадил на почетном месте,

Что не сделает один- сделаем все вместе!

Загадки

1.Сами белые, а рёбра чёрные.(окна и рамы у них)

2.Что это за дорога? Кто идёт, тот хромает? (лестница)

3.На крыше сидит и трубку курит (печная труба)

4.Не живые, а пищат (ворота)

5.Целый день кланяется, придёт домой - растянется (топор)

6.Зубы острые имеет, мелко жуёт, а глотать не умеет. (пила)

7.Сам деревянный, а голова железная (молоток)

8.Что растёт без корня? (камень)

9. Не лает, не кусает, но в дом не пускает (замок)

10. Молчаливая собачка дом стережёт (замок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с архитектурой"

Подробный конспект по ознакомлению  детей с конструированием...

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство с архитектурой города Талдом"

В данном занятии  поставлены задачи:Знакомство детей с архитектурными памятниками родного города Талдом и современными строениями;Уточнить представление детей о профессии архитектора;Закреплять у...

Мастер-класс: Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга через приемы мнемотехники

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником свое...

«Знакомство с архитектурой города Нефтекамск» (старшая группа)

На занятии по знакомству с городом, дети знакомятся с архитектурой современного  строения, закрепляют умение образовывать прилагательные от существительных, подбирают однокоренные ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с архитектурой детского сада"

В процессе НОД дети уточнят  знания архитектуры  домов разного назначения.  Познакомятсяс архитектурой детского сада. Уточнят из какого материала строят дома (дерево, кирпич, бетон). Ут...

Программа дополнительного образования "Знакомство с архитектурой"

Знакомство детей с архитектурой как с видом в искусстве...

Знакомство с архитектурой

Познакомить детей с понятием «архитектура»,  с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе со зданиями своего города, учить различать здания разного назначени...