Игра-развлечение "Муравьиная полянка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Одной из  развивающих технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является игра-развлечение "Муравьиная полянка". Это путешествие в реальный мир природных объектов. Игра-развлечение развивает  любознательность,   познавательный интерес и желание беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravinaya_polyanka_microsoft_office_word.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект  игры - развлечения   по познавательному развитию для детей подготовительного   возраста  с задержкой психического развития.

Тема: «Муравьиная  полянка»

Стрельникова Стефа Ивановна,

учитель-дефектолог МБДОУ детский сад

 комбинированного вида № 20 «Дельфин»

                                                                                                         г. Саяногорск.  Республика Хакасия.

 «Муравьиная полянка».

Цель: Закрепление знания детей о муравьях,  о пользе, которую они приносят природе, особенностях их жизни и питании.

Задачи:

1.Образовательные:  обогатить и уточнить словарь по теме; учить осознавать необходимость  бережного и заботливого отношения к природе, ко всему живому 

2.Развивающие: развивать внимание, непроизвольную память, логическое мышление,  речь, мелкую моторику;

3.Воспитательные: воспитывать  понимание того, что в природе нет ничего «лишнего».

Методы и приёмы:

Словесные: Словесные: вопрос – ответ; беседа, художественное слово (загадки);

 чтение стихов, исполнение песни «Про меня и муравья».

Наглядные : показ, демонстрация;

Практические: выполнение заданий;

Игрововые: д/игра, создание воображаемой ситуации, обыгрывание стихотворения  «Муравьишки-торопышки» Али  Бободжана,  сюрпризный момент;

Здоровьесберегающие технологии: мимическая  гимнастика,   хоровод;

Развивающие технологии: игра – путешествие.

Средства обучения: игровое поле, волчок со стрелкой; карточки-задания, карточки с номерами заданий;  картинки для игр: «Что любит муравей?», «Кто быстрее соберёт картинку», магнитофон, запись песни «Не дразните собак» (музыка Е.Птичкина, слова Пляцковского), шапки - маски муравьёв.

Предварительная работа:  чтение рассказов, стихов о муравьях.  

Ход занятия.

Звучит музыка песни «Не дразните собак».

- Удивителен  мир природы. Он  встречает нас  морем звуков и запахов, тысячами тайн  и  загадок,  заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься…

Давайте и мы с вами поговорим об очень маленьких живых существах, которые приносят   большую пользу природе.   Что же это за существа, вы узнаете, отгадав загадки.

- Кто на свете всех сильнее?   (Муравей).

А эта загадка про кого?  Сам  мал,  незаметно хожу, а много ношу.

-Конечно, эта загадка тоже про муравья.

Вот об этих удивительных  насекомых мы и поговорим во время нашей игры

«Знатоки муравьиной жизни».

        Играют две команды по 5 человек. На игровом поле лежат  карточки-задания. Рядом лежат карточки с номерами заданий.  Вы, по очереди, берёте карточку с номером, находите карточку-задание с таким же номером.  У кого номер карточки и задания совпадёт, тот и будет отвечать на вопрос, который укажет волчок.  

Ведущий  крутит   волчок, называет номер   и  читает  вопрос, на который указала стрелка.

№1.     Как называется муравьиное жилище?  (Муравейник).

№2.    Какое любимое   лакомство муравьёв?  (Медвяная роса или молочко, которое они получают от тлей).

№3.  Почему муравьёв называют санитарами леса? (Одна муравьиная семья  уничтожает до 1 килограмма вредных насекомых за один день).

№4.   Какую   ещё  пользу приносят муравьи? (Уничтожают вредных насекомых и рыхлят  почву своими ходами).

№5.   Что едят муравьи? (Главная пища – насекомые, ещё  семена трав, грибы, цветочный нектар, молочко тлей).

№6.   Как называют муравьёв, собирающих и заготавливающих семена трав (Муравей-жнец).

№7.  Где зимуют муравьи? (Собравшись в тесный ком подземной части муравейника, где  не так холодно как над землёй.)

№8.  Как муравьи разговаривают, узнают друг друга, определяют: свой встретился или чужой?    (По прикосновению усиками-антеннами друг к другу).

Мимическая гимнастика: Покажите, как они передают сигналы друг другу

№9.  Как муравьи узнают, что кому-то из них нужна помощь?  (Муравей, нашедший пострадавшего, бежит к муравейнику, оставляя после себя пахучую дорожку. По ней на помощь спешат другие муравьи).

№10.   Можно ли разорять муравейники?   (Нет, так как муравьи могут погибнуть).

 Вопрос ко всем участникам игры:

- Что  будет, если исчезнут все муравьи?  (Появится много насекомых-вредителей, которые погубят растения).

- Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

- Сейчас одна команда  играет  в игру «Что любит муравей?» ,

Из многих карточек нужно выбрать то,  что любит муравей.  

- А вторая команда  - в игру  «Кто быстрее соберёт картинку».

- Молодцы! Все справились с заданиями.

- Всё живое на земле нуждается в нашей защите. Давайте же прислушаемся, приглядимся…

Вот муравьиная семья (3-4 ребёнка в шапках - масках муравьёв). Нет дружней её на всём белом  свете.

Дети-муравьи  читают стихотворение Али  Бободжана:

Муравьишки –т оропышки  

Не  лентяи, не  глупышки,

Друг  за  другом  по  дорожке

Тащат  зёрнышки  и  крошки.

Вот  ячменное  зерно…

Ох,  тяжёлое  оно.

Нужно   летом  потрудиться –

Всё зимою пригодится.

Муравью  нельзя  лениться,

Муравей  живёт  трудом:

И  жучка,  и  гусеницу

Тащит  в  свой  подземный  дом.

Как  увидишь,  что  спешит

Он  своей  дорогой,

Ты  его  не  обижай,  ты его  не  трогай!

Один  ребёнок-муравей кладёт палочки  на  плечо  и  отправляется  в путь,  другие муравьи  машут  ему  руками  вслед.

Затем  все  дети  исполняют  песню «Про меня и муравья»

                                                     муз.  Л. Абельян, сл. В Степанова.

Нёс  однажды муравей

Две дощечки для дверей.

Вдруг  на встречу  рыжий  кот

Вышел грозно  из ворот.

Припев:   Не обижайте муравья его обидеть просто:

Он очень мА… он очень мА…

Он маленького роста.

Закричал коту я «Брысь!

Гав-гав-гав! Поберегись!»

И разбойничьи усы

Сразу спрятались в кусты.

Припев.

В  муравьиный дом  теперь

Мне всегда открыта  дверь.

Только жаль.  Что для меня

Дверь  мала у муравья.

Припев.

- Запомните, дети, вы – частичка природы. Заболеет лес или река, и нам тоже  будет  плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошки  ни муравья.  Не обижайте друг друга. Давайте  любить и беречь всё живое.  

Приглашаем вас в  «Большой хоровод». Исполняется песня  «Большой хоровод»

Слова Л. Жигалкиной,  А. Хайта  музыка  Б. Савельева.

Вот и закончилось наше  развлечение  «Муравьиная полянка». Муравьи принесли нам подарок.  Посмотрим, что там?  

Литература.

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.:  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.

 Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические

рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 1 и 2. – М.: «Баласс», 1999.

3.Кислова Т.Р.   «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. /Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: «Баласс», 1999.

4.Крупенчук О.И.     Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2001.

5. Кузнцова Е.В., Тихонова И.А. Развитие  и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Сценарии занятий. – М.: Сфера, 2004.

6. Морозова И.А.    Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя/ И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

7.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний экологический праздник "На полянке у Гнома"

Летний экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста.На празднике дети в игровой форме закрепляют знания о правилах поведения в природе,о лекарственных травах и их пользе для человека...

конспект занятия " Лесная полянка"

Учить детей любить и беречь природу...

Конспект интегрированного занятия "На солнечной полянке"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла по лексической теме "Насекомые" в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...

На солнечной полянке (конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе)

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе в форме путешествия...

Комплексное занятие «На полянке теремок»

Комплексное занятие «На полянке теремок» (музыкальное, аппликация)...

Интегрированное занятие «Мишка на лесной полянке»

Пути развития и совершенствования. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младе...