«Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Валанкина Алина Евгеньевна

Занятие, проведенное в старшей группе детского сада по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Посиделки у самовара.

Традиции русского гостеприимства»

Воспитатель Валанкина А.Е.

Открытое занятие «Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»

Цель:

 Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.

Задачи:

 «Здоровье»

 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 Воспитание культурно-гигиенических навыков.

 «Физическая культура»

 Закрепление у воспитанников потребности в двигательной активности.

 Формирование и развитие у детей физических качеств (ловкость, быстрота реакции, координация движений).

 «Социализация»

 Формировать у детей культурное поведение в обществе, умение действовать в команде.

 Приобщать к общечеловеческим ценностям.

В театрализованной деятельности развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические качества.

 «Безопасность»

 Формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

 «Познание»

 Расширение кругозора детей.

 «Коммуникация»

 Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Развитие всех компонентов устной речи детей.

 «Чтение художественной литературы»

 Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 «Музыка»

 Воспитание устойчивого интереса к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре и народной хореографии.

 Оформление:

 Пословицы о гостеприимстве, самовар, вышитые скатерти, подносы с угощениями.

 Предварительная работа:

Разучивание с детьми русского народного танца «Кадриль», песни «Самовар» (автор слов Н. М. Савельев, музыка А. С. Шаинского) и частушек. Подготовка сценки. Привлечение родителей к знакомству детей с пословицами и поговорками о русской народной традиции «Чаепитие».

Оборудование:

самовар, скатерти, шишки, 2 корзинки, баранки для награждения,

2 пирамидки.

Ход занятия.

 Воспитатель (В русском народном костюме) заходит вместе с детьми. Дети здороваются с гостями и садятся за круглый стол.

 Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Дети здороваются.

 Ребята я приглашаю вас на посиделки. Ведь раньше в каждой деревне по вечерам устраивались посиделки. Люди доделывали все свои дела и собирались в одной избе для того чтобы попеть песни, частушки, поиграть и потанцевать. На столы они накрывали красивые скатерти, ставили угощения: баранки, бублики, калачики, пироги и во главе стола обязательно стоял самовар. Они пили чай из блюдца мелкими глотками, чтобы не обжечься. И такое совместное чаепитие уже стало традицией русского гостеприимства. И мы с вами устроим такие посиделки. Будем петь, участвовать в конкурсах, которые будут оцениваться в конце наших посиделок. И вы обязательно должны стараться.

 Ребенок.

 Тара - бары растабары

 Выпьем чай из самовара

 С сухарями, с сушками,

 Со сладкими ватрушками,

 С бубликами вкусными,

 С пирогами русскими!

 Ребенок.

 Чай с вареньем и с лимоном,

 С кренделями и с поклоном.

 Завари, и крепкий чай

 Добрым молодцам подай!

 Воспитатель. А кто нам скажет, что такое чай? Ответы детей.

 Ребенок. Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Воспитатель. Хорошо, а какая страна является родиной чая? (Ответы детей)

 Воспитатель. Правильно, Китай. Если верить легенде, это было за много веков до нашей эры. Однажды китайский император, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, долго плутал среди горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав всего несколько глотков, он тут же ощутил прилив сил. Это было первое в мире чаепитие.

А кто мне скажет, как чай попал в Россию?

 Ребенок. Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор невиданным продуктом.

 Воспитатель. Да, действительно. Это историческое для России событие произошло в 1638 году. Мы сейчас с вами перенесемся в далекий 1638 год, когда еще были цари. Я приглашаю вас в наше маленькое путешествие. Вот как это было.

 Драматизация силами детей.

 В зал заходит царь Михаил Федорович Романов с послом. Царь садиться на трон посол становится рядом.

Царь.

 Ты посол мой, иди,

 К Алтын-хану попади,

 Одари соболями.

 Чёрно – бурыми лисами

 Да каменьев драгоценных

 Захвати непременно.

Воспитатель.

 Посол с приказом согласился

 И с поклоном удалился.

 Царь же стал, как всем понятно,

 Ожидать посла обратно.

 Дни и месяцы прошли…

 Возвращается посол.

 Царь и кормит и поит,

 И ответ держать велит.

Царь.

Чем ответил Алтын – хан?

 Что же мне прислал он в дар?

 Послы.

 В чужих странах мы бывали,

 Много дива повидали,

 Посетили Алтын – хана.

 Вроде всё в нём без изъяна.

 Но с чудинкой он, однако…

 Вот смотри подарок, на-ка! На подносе, горка чая с надписью «Чай».

 Воспитатель.

 Как увидел царь-отец

Что принёс ему гонец,

 В гневе начал он кричать

 И послов хотел прогнать.

 Царь берет поднос с чаем у посла и идет к зрителям.

 Царь.

 Посмотрите вы, бояре!

 Ведь смеётся хан над нами!

 Что же это? Не пойму?

Горка листьев…. Почему?

 Воспитатель.

 Но, смягчившись на сей раз,

 Слугам дал такой наказ:

 Чудо - листья заварить .

 Да боярам подносить.

 Царь.

Чтоб не страшно было вам,

 Перву чашу выпью сам.

 Царь подходит к столу и берет чашку с чаем и начинает пить.

Воспитатель.

Глотнул раз … Потом второй …

 Вкус понравился

Царь. Крутой.

 Воспитатель. Царь-то наш дивиться чуду.

Царь.

 Если только жив я буду,

 Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

 Воспитатель: Благодарю вас ребята за это маленькое путешествие в прошлое. Теперь мы будем знать, с каких пор в России полюбили чай.

Ребята уходят на танец.

 Ребенок.

 И внакладку, и вприкуску,

Пейте чай, друзья, по-русски!

 Напился чаю от души,

 Веселись тогда пляши!

 А сейчас для гостей танец «Кадриль».

Воспитатель. Гости дорогие, наши ребята сейчас разделятся на две команды. Вот 1 –я команда, вот 2 –я команда. 1-я команда у нас называется «Бублики», а 2 -я «Калачики». Я предлагаю вам сесть на свои места. Ребята я вам буду сейчас загадывать загадки, и вы должны их отгадать. Призами для вас будут баранки, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали баранки.

Конкурс “Загадок”: загадывать по очереди каждой команде

Крепкий, терпкий, ароматный

Есть и вкладыш там занятный. (Чай)

 В брюхе – баня,

 В носу – решето,

 На голове - пупок.

 Всего одна рука

 И та на спине. (Чайник)

 Я бел как снег,

 В чести у всех.

 В рот попал –

 Там и пропал. (Сахар) .

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар) .

 Цветом желт и ароматен,

 В чай кладут и чай приятен,

 Только очень кислый он,

 А зовут его… (Лимон)

 Маленькое сдобное,

 Колесо съедобное.

 Я одна тебя не съем,

 Разделю ребятам всем. (Бублик)

 Ребята вы сейчас все старались, но команда «Бублики» была чуточку внимательнее и быстрее. И команда «Калачики» пусть не расстраивается у нас ещё много конкурсов и вы в них обязательно, покажите себя.

 Мальчик.

 На столе у нас пирог,

 Пышки, да ватрушки,

 Так споем же под чаек

Чайные частушки.

 Дети исполняют чайные частушки.

 Самовар поёт, гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар.

 Самоварчик разогреем,

 Чаю с травкой заварим.

 Кто недугом заболеет

Приходите, напоим!

 Ой, чай, крепкий чай,

 Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день - денёчек

 Чай бальзам от всех болезней,

 И напитка нет полезней.

 Кто здоровым хочет быть,

 Больше чая надо пить.

 Воспитатель берет в руки самовар

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что я держу в руках. (Ответы детей). Правильно самовар. В России первые самовары появились двести лет назад. Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Я вам уже рассказывала, что в Россию чай был завезен из Китая и применялся, в то время как лекарство. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле. Самовар – это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

У русского народа имеется много пословиц и поговорок о чае.

 Давайте их вспомним.

 • Пей чай – удовольствие получай.

 • Пей чай, не вдавайся в печаль.

 • За чаем не скучаем, но семь чашек выпьем.

 • Чай пить не дрова рубить.

 Воспитатель: Для гостей веселая песня.

 А сейчас от детей звучит песня «Самовар»

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам конкурсы!

 Конкурс «Собери пазлы»

 Каждой команде предлагается собрать свой пазл.

 Ребята вы были очень быстрыми и внимательными, но команда «Калачики» была быстрее.

 Конкурс «Правила этикета»

 Воспитатель в произвольной форме задает участникам (командам) вопросы о правилах этикета, на которые надо дать правильные ответы.

 Возможные вопросы:

 • Как принято, есть различные кондитерские изделия? (Печенье и пирожные берут руками, а торты и бисквитные пирожные едят чайной ложкой или десертной вилкой.)

 • Как кладут в чай сахар? (Сахарный песок кладут общей ложкой из сахарницы, стараясь не замочить ее, а кусочки сахара берут щипчиками, ложкой или руками.)

 • Как правильно обращаться с чайной ложкой во время чаепития? (Размешав чай или кофе, ложку не оставляют в чашке или стакане, а кладут на блюдце) .

 • Можно ли разговаривать во время еды? (когда кушаешь разговаривать нельзя.)

 Ребята, какие вы были молодцы, в этом конкурсе победила команда «Бублики». И сейчас мы с вами посчитаем результаты. Победила дружба! Одинаковое количество баранок у ребят.

 Ребята, а сейчас я предлагаю вам пригласить наших ребят из группы попить с нами чай с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в младшей группе "Традиции русского гостеприимства"

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию....

Урок русского гостеприимства

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы....

Развлечение « Традиции русского гостеприимства. Посиделки у самовара».

Развлечение« Традиции русского гостеприимства. Посиделки у самовара»....

Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»

Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни  на Руси, о её традициях мог...

Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».

Цель: - приобщение детей к русской народной культуре;- познакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи:- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.- расширять сло...

Сюжетно-игровое занятие "Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства"

Сюжетно-игровое занятие формирует основы социального поведения, этические и нравственные принципы, нормы культурного поведения в гостях. Воспитывает культуру общения, дружеские отношения, желание подд...