Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Медведева Ирина Леонидовна

 Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

 Цель: формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения.

Задачи:Научить детей в игровой форме переходить улицу   по пешеходному переходу.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта. 

Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
 Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм.

Методы и приемы. Игра, беседа, рассматривание, объяснение, показ, проблемные ситуации, художественное слово.

Предварительная работа:  беседы по правилам дорожного движения; чтение художественной литературы о правилах дорожного движения; дидактические игры: «Внимание дорога», «Угадай какой знак», «Отремонтируем светофор», «Автопарк»; подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Найди свое место»; наблюдение на прогулке за транспортом; рассматривание альбома « Виды транспорта»;сюжетно-ролевые игры: «Водитель», «Пассажиры», «Автобус», «Пешеходы»;

Материалы: плоскостная фигура Незнайка с портфелем на руке, фланелеграф, три картинки:  автобус, легковой автомобиль, самолет и загадки к ним; рули по количеству детей, грузовой и пассажирский транспорт( картинки);обручи – 2шт.;макет светофора, пешеходный переход –зебра; мольберт ;картинки с дорожными ситуациями – 3шт.;дорожные знаки (разрезанные на части) -3шт.

Словарная работа:пешеход, тротуар, светофор, пешеходный переход – зебра, водитель, проезжая часть,транспорт: грузовой и  пассажирский, дорожные знаки.

                                            Ход  занятия.

I. Орг.момент.

                               / Дети сидят на стульчиках/

Воспитатель: – Здравствуйте дети, сегодня мы с вами… (слышится плач)

                            - Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет? Пойду, посмотрю, кто там.

                              / Вносит Незнайку с портфелем на руке/

Воспитатель:  – Дети, вы узнали кто это?

Дети: – Незнайка.

Воспитатель: – Давайте поинтересуемся, почему Незнайка плачет.

Дети и воспитатель:  Что случилось, Незнайка, почему  ты плачешь?

/Незнайка шепчет на ушко воспитателя, а она его озвучивает./

Незнайка: – Стал переходить дорогу и чуть не попал под машину.

Воспитатель:  –  Но не расстраивайся так Незнайка, ребята обязательно тебе помогут. Правда,  ребята?         

Дети:  – Да, поможем.

                                 II. Основная часть.

1.Отгадаем  загадки.

Воспитатель:  – Тогда мы приглашаем тебя в путешествие по большому городу.

/Воспитатель открывает портфель, и оттуда выпадают картинки, загадки./

Воспитатель: – А это, что такое?

Незнайка:  – Картинки красивые.

Воспитатель:– Картинки, не простые, с загадками. Ну, что готовы отгадывать загадки?

Дети: – Готовы.

Воспитатель:


1.      Летит птица-небылица,

         А внутри народ сидит,

         Меж собою говорит.

                           (самолет)

2.     Не летает, не жужжит,

        Жук по улице бежит.

        И горят в глазах жука

       Два слепящих огонька.

                            (Автомобиль)

 3.     Что за чудо – длинный дом!

          Пассажиров  много в нем.

          Носит обувь из резины

          И питается бензином.

                             (Автобус)


помещает картинки на фланелеграф/

Воспитатель: – Молодцы. А скажите мне, ребята, как назвать одним словом автобус, самолет, автомобиль? Правильно, автобус, автомобиль, самолет  называются одним словом – транспорт. Подождите, ребята, Незнайка что-то хочет сказать.

2.Игра «Четвертый лишний»

Незнайка: –  Ребята, сыграйте со мною в мою  любимую  игру «Четвертый лишний». Поиграем?

Дети: – Да, поиграем.

Воспитатель: – Подойдите все к доске, закройте глазки.

  /На доске картинки: автобус, самолет, автомобиль. К ним добавляется помидор./

Воспитатель:   – А теперь  посмотрите внимательно, какая из четырех картинок лишняя?

Дети: – Помидор.

Воспитатель: – Почему?

Дети: – Помидор – это овощ.

Воспитатель:  – Закройте глазки еще раз.

                               / Вместо помидора добавляется грузовой автомобиль./

Воспитатель: –  Какая из четырех картинок лишняя?

Дети: - Грузовой автомобиль?

Воспитатель: – Правильно. Молодцы! А чем отличается грузовой транспорт от пассажирского?

Дети: –  Пассажирский перевозит людей – пассажиров, а грузовой – грузы

 На стульчики раскладываются рули, картинки с транспортом./

Воспитатель: – Давайте сядем на свои места. Ой, а что у вас появилось на стульчиках? Берем  картинки с машинами, берем рули в руки и поедем  кататься на машинах. Незнайка первый, а вы за мной. Завели моторы. Поехали. Чтобы не скучно был  в пути, давайте споем песню «Мы едем, едем,едем…»

                                            /Играет песня «Мы едем, едем, едем…»/

Воспитатель: –  Ребята, мы едем в машинах. В руках у нас руль. Мы кто?

Дети: – Водители.

                                                       / Подъезжают к светофору/

Воспитатель: – Дети, Незнайка, спрашивает, что это такое? (показывает на светофор)

 Дети:  – Светофор.

 Воспитатель:  – Правильно, ребята. Расскажите-ка Незнайка, как надо переходить улицу по светофору. Что нужно делать на красный сигнал светофора

Дети:  – На красный сигнал светофора надо - остановится.

Воспитатель:  – Правильно, ребята. А на желтый и зеленый сигналы, что делаем?

Дети:  – На желтый – приготовиться,  на зеленый – смело идти.

Воспитатель:  – Молодцы. А теперь послушайте стихотворение  «Наставление светофора»

                                           /читает стихотворение

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!\

Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Загорелся красный свет,

«Стой! Вперед дороги нет»!

Желтый глаз твердит без слов:

«К переходу будь готов!

На зеленый свет – вперед!                         

Путь свободен пешеход».

Воспитатель: – А теперь давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, наставления светофора?

3.Игра «Красный, желтый, зеленый» (Физминутка)

Воспитатель: –   Если я покажу зеленый кружок, вы  маршируете на месте, желтый  кружок – хлопаем в ладоши, красный кружок – замираем и грозим пальчиком друг другу.

Воспитатель: –   Молодцы, дети! Все знаете сигналы светофора. Незнайка, ты все запомнил ? Теперь знаешь, как переходить по сигналам светофора?

Незнайка:  –  Да, спасибо.

Воспитатель: –   Поехали дальше.

                                          /Играет песня «Мы едем, едем, едем…»/

4.Д/и «Гаражи»

                          /Впереди препятствие – обручи накрытые тканью./

 Воспитатель:  – Ой, ребята, подождите, Незнайка заметил препятствие на дороге,

 

                                У нас на пути гаражи. А для чего нужен гараж?

Дети: – В гараж ставят транспорт.

Воспитатель:  – Правильно. А какой бывает транспорт?

 

Дети: – Грузовой и пассажирский.

Воспитатель:  – Грузовой, что делает?  

Дети: – Перевозит грузы.

Воспитатель:  – А пассажирский?

Дети: – Перевозит пассажиров, людей

Воспитатель:  – Давайте загоним грузовой транспорт в гараж желтого цвета, а пассажирский в  гаражи красного цвета. Внимательно посмотрите на свои машины и заезжайте  в свой гараж.

   /Воспитатель уточняет у каждого ребенка, какой у него транспорт и в какой гараж он заедет. Незнайка последний./

Воспитатель: – Молодцы, справились. Положите рули и «машины». Кем мы теперь стали?

Дети: – Пешеходами.

5. «Мы пешеходы»

                             / Незнайка шепчет на ушко воспитателю./

Воспитатель: – Где полосочки? Какие полосочки? Незнайка это не просто полосочки. Что это дети?

 Дети: –  Пешеходный переход. Зебра.

Воспитатель:  – Правильно. Ребята, объясните Незнайке, что такое пешеходный переход.

Дети: –  По нему надо переходить дорогу. Сначала смотрим налево, доходим до середины проезжей части – смотрим направо

                            /Ребенок читает стихотворение:/

    Здесь наземный переход,
      Ходит целый день народ.
      Ты, водитель, не грусти,
      Пешехода пропустить.

Воспитатель:   – Правильно, по нему мы перейдем на другую сторону улицы. Встали парами. Давайте покажем Незнайке, как надо переходить дорогу по пешеходному переходу. Пошли.

6. «Дорожные ситуации»

                                             /Дети  подходят к мольберту./

Воспитатель:  – Я, кажется, знаю, куда мы попали, это музей, и здесь живет наш друг художник. Посмотрите, какие картины он нарисовал, но мне кажется что-то в них не так.

/На  мольберте  картинки  с дорожными ситуациями,  на первой картинке дети играю мячом на проезжей части. Незнайка шепчет на ушко воспитателю./

Воспитатель:   – Что Незнайка? Ты тоже любишь играть с мячом на дороге? А разве так можно делать ребята?

Дети: – Нельзя, это очень опасно.

  /Воспитатель просит ребенка объяснить следующие ситуации аналогично. На второй картинке – мальчик на велосипеде выехал на проезжую часть, на третьей – ребята перебегают дорогу перед близко идущим транспортом./

Воспитатель:    – Дети Незнайка вам обещает, что он больше не будет играть на дороге, и  будет соблюдать правила дорожного движения.

7.Д/и «Сложи знак».

                                   /На мольберте, на подставке лежат конверты./

Воспитатель:    – Где конверты? Ах, вот же, а что в конвертах? Пазлы. А это художник  просит  вас помочь ему сложить картины. Поможете?

Дети: – Да, поможем.

     /Детям предъявляются  знакомые им знаки – «Осторожно, дети», «Пешеходный переход»,«Автобусная остановка»./

Воспитатель:/Дети складывают пазлы, воспитатель  с Незнайкой подходит к каждой группе ребят. Незнайка  шепчет на ушко воспитателю./

Воспитатель: – Дети Незнайке кажутся эти картины странными, он не знает, что на них  нарисовано. А вы знаете?

Дети: – Да. Это дорожные знаки.

Воспитатель:  – Правильно. Давайте объясним Незнайке, что означает каждый знак. 

                              /Воспитатель спрашивает про каждый знак./   

Воспитатель: –  Что означает ваш знак? А ваш?  Без них на дороге никак нельзя, понял Незнайка.

III. Итог.

Воспитатель: – Дети, какие вы молодцы.

Незнайка: – Ребята, вы  меня многому сегодня научили. Спасибо. Теперь я понял, как важно знать  и выполнять правила дорожного движения. Я  очень рад, что вы мне помогли, теперь мне совсем не страшно путешествовать по городу

 Воспитатель:  - Сегодня вы правильно выполняли все задания и заслужили награду. Всем участникам вручаем медали «Примерный пешеход».

/читает стихотворение:/

Дорожная страна на нашей есть планете.

Все жители ее: и взрослые , и дети –

Должны своей страны законы знать,

Их уважать и строго соблюдать.

Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали? Понравилось ли вам занятие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по правилам дорожного движения: «Научим Буратино правилам дорожного движения»

Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе.В ходе занятия дети учатся в игровой форме переходить улицу по пешеходному переходу;  закрепляют знания о правила дорожного движения ,...

Досуг по правилам дорожного движения "Научи Шапокляк"

Досуг по ПДД "Научи Шапокляк" в средней группе (4-5 лет)...

Конспект родительского собрания по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»

Организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....

Конспект развлечения по правилам дорожного движения «Научим Шапокляк правилам дорожного движения» для детей 3-5 лет

Закрепить знания правил дорожного движения: значения светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки....

Конспект развлечения по правилам дорожного движения «Научим Шапокляк правилам дорожного движения» для детей средней группы

Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях...

Праздник по правилам дорожного движения "Научи Шапокляк"

воспитание у детей культуры поведения на улицах и в транспорте...