У порога в космос
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рассказ воспитателя детям старшего дошкольного возраста о К. Циалковском

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tsialkovskom.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Люди издавна завидовали птицам. Вот птица расправила крылья, взмахнула ими раз, другой, потом разогналась и взмыла в небо. А там, на высоте, она может отдохнуть, легко скользить по воздуху на крыльях. И летать в любом направлении, без дороги. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе как птицы. До нас дошли легенды о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-горбунке, о полете Ивана-царевича на ковре- самолете. И Конек-горбунок и ковер-самолет обладали волшебной силой, способной в мгновенье ока переносить их с одного места на другое. Но это все было в сказках.

        Мысль о полете подобно птице не давала человеку покоя. Чего  только не придумывали: мастерили крылья, надували теплым воздухом шары…. Наконец научились строить дирижабли, самолеты. И все для того, чтобы подняться в небо, чтобы увидеть новые миры. Но воздушные шары были игрушкой ветра, управлять их ходом было почти невозможно. Дирижабли были слишком велики и летали с малой скоростью. Изобретатели продолжали думать. На чем можно подняться в небо. И придумали самолет. Мощный двигатель разгоняет самолет, а крыльями он опирается о воздух. А можно ли на самолете подняться высоко в космос, к звездам? Нет нельзя. У самолета есть предел высоты, на которую он может подняться.  Снова задумались изобретатели: как бы создать такой аппарат?

        В сентябре 1857года, в селе Ижевском Рязанской губернии, родился в семье Циалковских сын Костя. Когда Костя был десятилетним мальчиком, с ним случилось несчастье: после скарлатины он оглох, и глухота эта осталась на всю жизнь. Глухота, хотя и не полная, отдалила Костю от компании сверстников, товарищей по школе. Он пристрастился к чтению и очень рано начал самостоятельную научную деятельность. Без всякой помощи, пользуясь только книгами, Костя Циалковский прошел курс высшей математики. Окончив школу, он подготовился к экзамену на учителя и, сдав его, начал трудную из-за плохого слуха работу преподавателя. Работая учителем в провинциальной гимназии в Калуге, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком воздушного пространства и космоса. Сколько сил ни отнимало у него преподавание, он всегда находил время для научной работы – и не только научной, но и изобретательской. Вести ее было очень трудно и сложно, потому что не было денег для опытов. Жалование учителя было крохотное, а семья у Циалковского большая. Очень много идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы способы управления ракетой в космосе и атмосфере. Он высказал предположение о возможности существования в иных мирах мыслящих существ. Он составил огромное количество  чертежей, эскизов, расчетов, которые воплотить в жизнь ему так и не удалось из-за того, что государство не поверило ему и не поддержало его изобретения финансово. И не смотря на все жизненные и изобретательские трудности, которые выпадали на долю Константина Эдуардовича Циалковского, он не прекращал свою научную и изобретательскую работу. Циалковский не искал вовсе личного обогащения; ему хотелось бы лишь сделать свой вклад в те сокровища знаний, сумма которых приведет человечество к обладанию воздушными океанами. Циалковский говорил:

        «Меня нисколько не страшит критика моих работ, но меня страшит мое одиночество, замалчивание и мое бессилие».

        Когда Циалковскому не удалось заинтересовать правительство своим изобретением, он попробовал обратиться к общественной помощи. Но у него не было возможности широко оповестить соотечественников о своем аэростате ( так называлось его изобретение- двигатель внутреннего сгорания), о пользе которую он может принести, и ему удалось собрать по подписке на постройку ракеты всего четыре рубля. Чтобы заинтересовать людей тайной космоса и своими открытиями в изобретении  Циалковский стал писать фантастические художественные повести: «На луне», «Вне Земли», «Живые существа в Космосе» и многие другие. Циалковский был не только конструктором ракетных двигателей, но в своих мечтах, в своих научно-фантастических произведениях уже начинал жить в космосе.

        14 сентября 1935года в газете «Правда» появился текст документа, вошедшего в историю науки, - письма Циалковского в ЦК КПСС, в котором он писал:

        «…Всю свою жизнь я мечтал своим трудом хоть немного продвинуть человечество вперед. Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным  сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти – подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды.

        Всей душой и мыслями Ваш, с последним искренним приветом всегда Ваш

                                                                К. Циалковский».

        19 сентября 1935года великого русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича не стало.

        Почетную эстафету по осуществлению и претворению в жизнь идей Циалковского по ракетостроению и межпланетным сообщениям приняли его ученики и последователи – советские ученые, инженеры, производственники, рабочие.

        Ныне всему миру известны достижения Советского Союза в области проникновения в Космос и его освоения, которые открыли новую эру в истории человечества.

        17 сентября 1957г  в Москве был открыт памятник Циалковскому в честь столетней годовщины со дня его  рождения, а 4 октября этого же года был запущен первый в мире советский искусственный спутник Земли. Это событие произвело во всем мире огромное впечатление.

Используемая литература: «Циалковский» М. Арлазоров.

                                «Я познаю мир»С.Н. Зигуненко.

                                «Космическая Азбука» В. Горьков.

                                «Приключения изобретений» А. Ивич.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...

Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.

Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно  12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...