Интегрированное занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Совершенствование навыков рассматривания картин.                   Совершенствование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«Жаворонушки , прилетите…»

(Подготовительная группа)

                                                                                   Составили:

                                                                                Копанева А.Н.- учитель-логопед

                                                                               Александрович Г.В.-музыкальный

                                                                                руководитель

                                                                                Полякова В.Н.- воспитатель  

                                                                                МАДОУ № 304

                                                     

г.Ростов-на-Дону

Коррекционно-образовательные задачи :                                          Актуализация словаря по теме: «Весна», «Птицы».                                   Совершенствование навыков рассматривания картин.                   Совершенствование грамматического строя речи.

Закрепление представлений о птицах, их разнообразии, среде обитания.

Ознакомление с тем, какую роль играют птицы в охране природы.

Коррекционно-развивающие задачи:                                                           Развитие связной речи, речевого слуха, внимания, мышления, эмоционального отклика, инициативности, самостоятельности.

Задачи музыкального развития:

Развитие музыкального мышления;  формирование эмоционального

отклика на образ птицы; воплощение образа птицы в слове, мимике,

движении, пластике;  побуждение к творческому воплощению образа

птицы в самостоятельной деятельности.

Оборудование: запись пения птиц, шума реки, П.И. Чайковский «Песнь жаворонка», Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Хор птиц, запись голосов птиц, репродукция картины  А.К. Саврасова. «Грачи прилетели», магнитная доска, предметные картинки, бумажные птички на ниточках, бутафорская березка.

Пластилин, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, гнездо птицы, корзиночки. Природный материал: шишки, желуди, шиповник, веточки, перья.

Ход занятия:

  1. Организационный момент   (создание положительного, эмоционального фона занятия.)

Логопед  приглашает детей в кабинет. На мольберте репродукция картины А.К. Саврасова. «Грачи прилетели», на магнитной доске прикреплены изображения солнышка и тучки.

Логопед- сегодня на занятии мы будем говорить о ранней весне, а сначала давайте поиграем с весенним солнышком. Подберите слова, чтобы  описать какое весеннее солнышко.

Дети -     яркое                                                                                                                                                                                    

                -теплое

                -весеннее

                -заботливое

Логопед изменяет положение солнца, дети комментируют, называют положение солнышка.

Дети -    солнышко возле тучки

             - солнышко на тучке

             - солнышко под тучкой

             - солнышко за тучкой

             - солнышко около тучки

             - солнышко перед тучкой

             -солнышко в тучке

  1. Рассматривание картины А.К. Саврасова. «Грачи прилетели».

Логопед – эта картина известного русского художника    Алексея Кондратьевича Саврасова. Рассмотрите ее и расскажите какое время года изобразил художник, почему вы так думаете.  Опишите: небо, снег, землю, деревья, птиц.

Предполагаемые ответы детей:  Художник нарисовал раннюю весну.

Небо на картине голубое.

Снег начинает таять, он темнеет, становится рыхлым, появляются проталины.

Ветки деревьев заняли прилетевшие грачи, они проверяют и ремонтируют старые гнезда.

Грачи подбирают веточки и строят новые гнезда.

Громко кричат.

Логопед - Почему говорят: грачи открывают весну?

Дети- Грачи первыми прилетают после зимы.

Логопед - Как называют место где они устраивают свои гнезда.

Дети - Грачевник.

  1. Упражнение на внимание.

Логопед - Какие птицы прилетают к нам весной?                                                 Дети выбирают картинки перелетных птиц:                                                    

 Грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей.

  1. Упражнение в подборе родственных слов.

Грач- грачиха, граченок, грачевник, грачиные.

Скворец- скворчиха, скворчата, скворечник.

Кукушка- кукушонок, кукушата и т.д.

  1. Упражнения в составлении предложений о грачах с приставочными глаголами.

На доске «гнездо», на столе плоскостная фигура грача.

-грач прилетел в гнездо

-грач слетел с гнезда

-грач долетел до гнезда

-грач вылетел из гнезда

-грач залетел в гнездо

-грач подлетел к гнезду

-грач улетел из гнезда

-грач полетел дальше

  1. Упражнения «Составь схему»                                                                       (навыки звукового анализа).

Логопед раздает листы с изображением птицы, ниже напечатано название этой птицы.

Логопед - Прочтите название птицы, выложите звуковую схему слова.

Дети выполняют занятие.

Логопед -  Молодцы, вы правильно справились с заданием.

  1. Игра с мячом «У кого кто?»                                                                                           (совершенствование грамматического строя речи- образование существительных с суффиксом –ат- ,-ят-).

Логопед- Весной у птиц появляются птенцы. Вспомните, как называются птенцы разных птиц: у стрижа –

                                              у журавля-

                                              у скворца-

                                              у грача-

                                              у кукушки-

                                              у аиста-

  1. Работа в тетрадях. Развитие тонкой моторики.

Логопед раздает тетради с изображением контура скворечника.

Логопед- Выполните штриховку скворечника , так как показано стрелочками.

 Музыкальный руководитель:  Давным-давно, когда ваши дедушки и бабушки были  совсем-совсем  маленькими , существовал на Руси красивый праздник «Встреча весны». Выходили на улицу взрослые и дети, несли в руках   выпеченных из теста птичек;  раскачивались птички на ветру; приманивали  Весну  красную, ясно солнышко, теплый весенний дождик, настоящих  птичек:  куликов – жаворонков, щеглов, синичек. С прилетом птиц начиналась настоящая весна.

Музыкальный руководитель предлагает детям взять в руки бумажных птичек на ниточках.

Муз.Рук.: Уж, вы, кулики-жаворонки,

                   Прилетите вы к нам,

                   Принесите вы нам,

                   Лето теплое, Весну красную

                   Хоть под крылышком.

Давайте все вместе попросим  птичек: « Жаворонки, жаворонки, прилетите,

Весну- Красну принесите, Зиму холодную унесите!»(Дети повторяют хором)

Подуем на птичек. Пусть покачаются они на легком весеннем ветерке.

(Упражнение на  дыхание)

Муз.Рук.: Вы на воле полетайте, вы на воле поживите.

                   К нам весну скорей ведите!

Давайте, ребята, выпустим наших птичек на волю.( Дети развешивают птичек на ветвях березки.)

Музыкальный руководитель предлагает детям спеть песню о весне.

                          Хоровод «Веснянка».

Детям для прослушивания предлагается муз. П.И.Чайковского «Песнь жаворонка»Музыкальный руководитель обращает внимание детей на звукоизобразительные  моменты в музыке: песня жаворонка , полет птички, дуновение ветерка. Дети  определяют настроение музыки( грустная, нежная. мягкая, светлая, печальная и т.д.)

Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать любую птичку и изобразить ее в движении.

Муз.Рук.: Уж, вы, птички-невелички, кулики, синички,

                   Жаворонушки, скворцы, грачи, дятлы-молодцы,

                   Вылетайте в поле на широкое раздолье.

                   Музыкальная игра « Угадай птичку».

Звучит отрывок из оперы  Н.А.Римского-Корсакова « Снегурочка» - хор птиц.

Дети изображают выбранную птичку в движении. Наиболее удачные варианты демонстрируются всем. Дети пытаются отгадать название изображенной птички.

Воспитатель:  А теперь , ребята , попробуйте  отгадать мои загадки про птиц.

                                    На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,

                                    Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.

                                                                              (Аист).

                                       Кто в беретке ярко-красной

                                       В черной курточке атласной.

                                        На меня он не глядит.

                                        Все стучит, стучит, стучит?

                                                                                (Дятел).

                                        Непоседа пестрая  птица длиннохвостая,

                                        Птица говорливая, самая болтливая.

                                                                                   (Сорока).

Воспитатель: Правильно, ребята. Птиц в природе очень много. В лесу,  в поле, на реке,- везде живут птицы. Одних птиц мы видим каждый день недалеко от дома, в ближайшей роще,  а есть птицы, которых увидеть непросто,- они обитают в глухих лесах, непроходимых болотах.

Звучит аудиозапись голосов птиц. Дети вместе с воспитателем  пытаются определить , чьи голоса звучат. Дети рассказывают о птицах, описывают их, вспоминают что-либо интересное о каждой птичке.

Воспитатель задает детям вопросы:

- В какое время года птиц больше ?

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края?

- Какие птицы прилетают первыми? (грач, скворец, жаворонок)

- А какие последними? (кукушка, ласточка, соловей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень приятно, что вы так много знаете о птицах. А вы знаете, что птицы еще и лес охраняют? Их очень много , они разные , и каждая по-своему бережет свой дом.

Дети и воспитатель вместе вспоминают, что        дятлы, ловко передвигаясь по дереву, долбят кору и языком, покрытым клейкой слюной, вытаскивают из-под нее вредных для дерева насекомых. А дрозды выполняют очень важное задание: длинным клювом ловят опасных лесных вредителей, до которых другим птицам не добраться. Совы по ночам охотятся за мышами.

Кукушка тоже лесной Айболит: она уничтожает волосатых гусениц, которых другие птицы избегают.

Воспитатель: Видите, ребята, как много нового мы узнали, побывав в весеннем лесу. Пора возвращаться в д/с. Но мы, кажется,  с вами заблудились. Как же нам найти  дорогу обратно?

Дети  отвечают:

- С помощью компаса ( показывают, как им пользоваться)

-По деревьям( с северной стороны ветви короче)

-  По муравейнику( круче с севера)

-  По камню (мох)

-  Ночью по Полярной звезде.

Дети возвращаются в д/с  и из принесенного из леса материала ( шишки. желуди, ветки, шиповник) делают птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...