Волшебная вода
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горбунова Ольга Ивановна

Активизация детей к экспериментированию. Развитие логического мышления в процессе совместного со взрослым и самостоятельного экспериментирования. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Совершенствовать представления детей о физических состояниях воды.

Задачи:

Развитие у детей познавательных способностей:

- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

способов познания путем сенсорного анализа.

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

развитие коммуникативности;

-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Научить детей объяснять и понимать явления, происходящие в природе в разные времена года посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Активизация интереса детей к экспериментированию; развитие логического мышления в процессе совместного со взрослым и самостоятельного экспериментирования (мысленного и практического).

- Продолжать закреплять знания детей о свойствах воды и воздуха,

- уточнять, углублять и закреплять знания детей о свойствах снега и льда путем практического исследования; расширять представления о значение снега и льда в природе и для человека;

- Показать значение снежного покрова для жизни растений и животных

- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.

- Опытническим путем закрепить знания детей о том, как образуется дождь.

- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

- Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;

- Развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы.

Словесный: беседа, рассказ воспитателя, объяснение

Наглядный: наблюдение, демонстрация опытов, рассматривание схем,

Практический: проведение опытов, проблемные ситуации

Игровой

Приёмы.

Беседа о временах года, проведение опытов, игровая мотивация: в гости к детям приходит Емеля.

Предварительная работа.

Беседа о временах года, работа с календарём природы, чтение сказок "По-щучьму велению", "Мороз Иванович", "Снегурочка". Опыты со снегом и водой. Разгадывание загадок о временах года. Наблюдения за явлениями неживой природы;

Оборудование.

Контейнеры с водой, снег, лёд, салфетки, магнитофон, аудиозапись звуков природы.

Воспитатель.              

    Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Ребята, о чем это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о воде.

Воспитатель. Сегодня на занятиии мы поговорим о состояниях воды.Какое время года сейчас?

Дети. Зима.

Воспитатель. А какие времена года вы знаете?

 Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Давайте назовём приметы зимы.

Дети: Выпал снег; речки покрылись льдом, облетели листья с деревьев, солнышко слабо греет, на улице морозно, холодно, люди одели теплые вещи, дни стали короче, а ночи длиннее, птицы улетели в теплые края, зимой земля покрыта снегом.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то стучится. Наверное, кто-нибудь из гостей опаздывает? Пойду посмотрю.

Заходит Емеля.

Емеля.

По Щучьему велению

По моему хотению

Помоги мне Щука отгадать загадки Царевны-Несмеяны.

Воспитатель. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети. Это Емеля из сказки.

Емеля. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель. Здравствуй, Емеля, ты в детском доме. А что у тебя произошло?

Емеля. Загадала мне Царевна-Несмеяна загадки, а я не могу на них ответа найти. Попросил Щуку, а она меня зачем-то к вам отправила.

Воспитатель. А что же это за загадки? Может мы тебе помочь сможем?

Емеля. Она хочет знать, как снег растениям зимой помогает? Спросила  откуда весной столько воды? Почему речки зимой замерзают, а рыбы не погибают.

Воспитатель. Что ж, она правильно сделала, что тебя к нам отправила. Мы тебе поможем и постараемся всё объяснить. Наши ребята очень любознательные, любят экспериментировать и находить ответы на разные загадки.

Воспитатель:О каком времени года Царевна-Несмеяна загадала загадки? Дети. Эти загадки о зиме.

Воспитатель: Чем покрыта земля? Чем покрыты реки, водоемы?

Дети. Земля покрыта снегом, реки и водоемы покрыты льдом.

Воспитатель. Как вы думаете, почему зимой не замерзают корни растений? Давайте вспомним сказку В. Одоевского «Мороз Иванович»

Воспитатель. Какое задание дал Мороз Иванович Рукодельнице.

Дети. Взбить снежную перину.

Воспитатель. Вспомните, что Рукодельница увидела, когда взбивала перину?

Дети. Под снежной периной росла зелёная травка.

Воспитатель. Почему Рукодельница пожалела травку,

Дети. Рукодельница, думала, что под снегом трава замёрзнет.

Воспитатель. Что же ей ответил Мороз Иванович?

Дети. Что траве под снегом не холодно.

Воспитатель. Как же так, ведь у Рукодельницы руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?

Емеля. Снег ведь холодный, разве он может греть землю?

Воспитатель. Давайте объясним Емеле, почему же под снегом теплее.

Опыт 1.

Воспитатель. У вас на столах контейнеры со снегом. В них проколоты дырочки. Опустите контейнеры в воду. Что появилось в воде?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Что это за пузырьки? Возьмем стакан с водой и подуем через трубочку в воду. Что появилось на поверхности?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что это за пузырьки?

Дети. Это пузырьки воздуха.

Воспитатель: Значит и в первом и во втором случае появились пузырьки воздуха.

Воспитатель. Что это означает?

Дети. Что между снежинками есть воздух. 

Воспитатель: А воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Мороз под снег пробраться не может. Хорошо когда зимой много снега или нет?

Дети. Хорошо.

Воспитатель: Правильно.Чем больше зимой снега, тем растениям теплее и их корни защищены от мороза .
Воспитатель. Какие пословицы и поговорки вы знаете об этом.

Зима — хранительница полей.

Много снега, много хлеба.

Хороший снежок урожай сбережет.

Зима без снега - лето без хлеба.

Воспитатель. Ребята, а вы любите зиму?

Дети. Да Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снежную бабу.

Емеля. Давайте и мы с вами поиграем в снежки. 

Емеля. Ребята, вы сказали, что все реки и озёра зимой замерзают, а оказывается подо льдом в речке вода. Почему речка только сверху замёрзает?

Воспитатель. Давайте ответим ещё на один вопрос Емели. Почему лёд образуется на поверхности водоёма, а не на дне?

Опыт 2. Бросьте лед в стакан с водой. Что вы видите?

Дети. Лёд плавает на поверхности.

Воспитатель: А теперь давайте опустим в воду ключ из пластмассы, он легче воды, и из железа, он тяжелее воды. Что произошло?

Дети. Из железа опустился на дно, а из пластмассы плавает на поверхности.

Воспитатель. И лёд тоже плавает на поверхности. Что это означает?

Вывод:  Значит и лёд тоже легче воды.

Воспитатель. А что произошло бы, если бы лёд был тяжелее воды?

Дети. Водоёмы промёрзли бы и рыба и водоросли погибли бы.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо»

Когда дети катаются на санках-

Дети едят снег-

Мороженое не тает-

Очень холодно-

Дети лепят снеговиков-

На дороге скользко-

Падает пушистый снег-

Зимой мало снега –

Зимой идет снег -

Воспитатель. Давайте посмотрим, что произойдёт со снегом, если мы его согреем. И проведем еще один опыт.

Опыт 3.

Воспитатель. Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

Дети. Снег начинает таять от тепла и превращается в воду.

Воспитатель. Теперь, Емеля тебе понятно, почему весной столько воды?

Емеля. Да. Снег тает и превращается в воду.

Воспитатель. Мы уже с вами говорили, о том, что чем больше зимой снега, тем, растения получат больше влаги и воды, быстрее зацветут.

Емеля: Ну, ребята, молодцы на все загадки Царевны – Несмеяны ответили.  Показали как снег растениям зимой помогает? Доказали  откуда весной столько воды и  почему речки зимой замерзают, а рыбы не погибают. Пойду я руки и сердца просить у Царевны. Спасибо вам.

Воспитатель: Приходи к нам еще. Ребята, а какие опыты мы провели сегодня и что нового узнали?

Дети. Опыт со снегом. Мы узнали, что между снежинками есть воздух.

Опыт со льдом, мы узнали, что лед не тонет.       Третий опыт показал нам, что снег и лёд от тепла тают.

Снег и лёд для нас в природе- это просто красота,

Для растений, для животных снег и лёд – вода.

А сегодня мы узнали, в снеге воздух есть всегда,

Лёд в воде совсем не тонет, только тает иногда.

Снег и лёд под солнцем жарким тает сразу и всегда,

Вот и скажем мы вам точно, снег и лёд – волшебная вода.

Воспитатель. Спасибо, ребята. Вы все хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...

Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...