КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шедова Надежда Васильевна

«Приключения Незнайки»(ОБЖ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz_-_priklyuchenie_neznayki.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приключение Незнайки

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛИ:

Обучающие:

• обобщать и расширять представления детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

• закреплять правила безопасного поведения в быту;

• закреплять правила поведения при выполнении аппликации, обращении с материалами и орудиями художественного труда;

Развивающие:

• развивать мыслительную деятельность, воображение (с помощью игр на развитие системного мышления - ТРИЗ);

• учить придумывать загадки, используя метод ТРИЗ-РТВ;

Воспитательные:

• воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии;

• воспитывать умение работать в коллективе.

МАТЕРИАЛ:

Картинки из серии «Бытовые электроприборы», картина «Электростанция», веревочка с узелками, детский руль с батарейками, фонарик, карточки-модели по энергосбережению, энергосберегающая лампочка, лист ватмана с изображением дома, картинки с изображением электроприборов, клей, клеевые кисти, салфетки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• чтение рассказов из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей» (раздел «Электричество»);

• беседы по темам «Добрые помощники» (о правилах обращения с электроприборами), «Как беречь свет?»;

• дидактические игры: «Собери картинку» (электроприборы), «Уголок безопасности»;

• создание игровых обучающих ситуаций «Я помогаю маме  гладить белье» и др.;

• составление творческих рассказов на тему «Откуда пришла беда», «Почему это случилось?»;

• экскурсия на кухню, прачечную;

• рассматривание иллюстраций;

• отгадывание загадок;

• разучивание стихотворений.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Раздается стук в дверь. Приходит Незнайка, грустный, с перебинтованной рукой.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось?

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Случилось со мной несчастье. Сидел я дома и не знал, чем заняться. Тут увидел розетку и решил посмотреть, кто в ней живет. Вставил в розетку гвоздик, и вдруг что-то неизвестное так дернуло меня, что я отлетел в сторону. Было очень больно. И все-таки мне интересно, что это было?

Воспитатель. Давайте, ребята, поможем Незнайке выяснить, что с ним произошло, кто же «живет» в розетке?

Дети. Электрический ток.

Незнайка. Электрический ток? Что это такое?

Воспитатель. Электрический ток бежит по проводам. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.

Незнайка. А как он поступает к нам в дом?

Воспитатель. Электричество создается на электростанции (показ картины). Потом через провода поступает в подстанцию, где электричество идет уже по проводам, закопанным под землей.

Например, в Карелии много рек. На некоторых из них построены электростанции. Сначала реку перегородили плотиной. Плотина поднимает уровень воды в реке. Чем выше будет уровень воды, тем сильнее падающая вода будет давить на колёса турбины и будет вырабатываться большее количество электроэнергии.

Незнайка. Теперь понятно, кто сделал мне больно.

Воспитатель. Дети, давайте расскажем Незнайке,  почему нельзя вставлять в розетку какие-либо предметы. (Ответы детей.).

Воспитатель. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

ИГРА «ТОК БЕЖИТ ПО ПРОВОДАМ»

Ход игры: 

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру к нам.

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос, -

Ток энергию принес.

Незнайка. Ага, так это ток заставляет работать электрические приборы!

Воспитатель. Да, сейчас ребята тебе расскажут об этом.

Входят дети с картинками, на которых изображены бытовые приборы.

Чтение стихотворения О. Емельяновой «Что включается в розетку»

Кто с трудом, а кто в охоту –

Ходят люди на работу,

Но не могут же они

Делать в мире все одни.

Им помощник есть, который,

Если нужно, сдвинет горы.

Он без дела не лежит,

А по проводам бежит.

Но уж коль найдется дело,

С ним он справится умело.

Если грустно, может он

Разбудить магнитофон.

Чтобы напоить всех чаем,

Чайник току поручаем,

Превращает воду ток

В настоящий кипяток.

А недавно разрешили

Току все стирать в машине,

Даже плюшевых мышей,

Но не грязных малышей.

Ток тепло давать умеет!

Он утюг для мамы греет,

Чтобы за один прием

Перегладить все белье.

В холодильнике без тока

Никакого нету прока.

Без его работы тут

Все продукты пропадут.

Дружит ток и с пылесосом.

Пылесос сосет пыль носом.

Чтобы чистотой дышать,

Мы не будем им мешать!

А когда в окне стемнеет,

В лампе свет зажечь сумеет.

Не боимся больше мы

Даже самой темной тьмы.

Воспитатель. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые помощники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

Незнайка. Так получается, что электрический ток может быть и другом, и врагом?

Воспитатель. Конечно. И ребята сейчас это докажут.

ТРИЗ-ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»

Ход игры:

Воспитатель. Электрический ток – это хорошо. Почему?

Дети. Освещает дома, улицы, витрины магазинов, рекламу, заставляет работать электроприборы, без электричества не смогут работать заводы, фабрики, троллейбусы не повезут пассажиров и т.д.

Воспитатель. Электрический ток – это плохо. Почему?

Дети. Опасно для жизни. Электрические приборы при неправильном обращении могут превратиться во врагов. Может возникнуть пожар из-за замыкания.

Воспитатель. Очень помогает нам электричество, но оно требует к себе уважения: хочет, чтобы с ним правильно обращались. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят: «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснешься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через руку и ударит тебя.

Незнайка. Ясно. Надо быть внимательным и осторожным с электричеством.

Гвоздики и пальчики

В розетку не вставлять,

Электричество опасно –

Это каждый должен знать.

Воспитатель. Чтобы электрический ток не стал врагом, всем людям нужно знать и соблюдать правила пользования электроприборами.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ

Запрещено:

√ включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

√ играть с электроприборами;

√ тянуть руками электрический провод (можно брать в руки только вилку);

√ вставлять какие-либо предметы в розетку;

√ наполнять водой электроприборы, когда они включены в электросеть;

√ подходить к оголенным проводам, дотрагиваться до них – это опасно для жизни;

√ трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током.

Запомни:

♦ если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо, чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам;

♦ если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электророзетку, обязательно сообщи взрослым;

♦ уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы и постоянно напоминай об этом взрослым.

Воспитатель. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (Ответы детей.)

- Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

- Что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей.)

- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

- Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. В батарейке живет неопасное электричество. С игрушкам на батарейках очень весело и интересно играть.

- Какие игрушки на батарейках есть у вас дома? (Ответы детей.).

Незнайка. Ребята, вы любите загадки? А я очень люблю их придумывать. Хотите, вас научу? Давайте сочиним загадку о лампочке.

● Лампочка что делает? (Светит)

●Что еще может светить? (Ответы детей, из них выбирается один.)

● Значит, светит, но не солнце.

● Из какого материала сделана лампочка? (Из стекла)

● Что еще может быть стеклянным? (Ответы детей, из них выбирается один.)

● Значит, из стекла, но не ваза.

● Лампочка как висит? (Вниз головой)

● Что (кто) висит вниз головой? (Ответы детей, из них выбирается один.)

● Значит, висит вниз головой, но не летучая мышь.

 - У нас получилась загадка о лампочке: Светит, но не солнце, Из стекла, но не ваза, Висит вниз головой, но не летучая мышь.

Воспитатель. Спасибо тебе, Незнайка, что научил нас придумывать загадки.

Незнайка. А как раньше люди обходились без электричества? Они жили в полной темноте?

Воспитатель. В давние времена освещение было очень скудным. По вечерам царил полумрак. Основным источником света служили лучины, масляные лампы, по торжественным случаям - факелы.

Незнайка. Существует столько объектов, которые могут светить!

ТРИЗ-ИГРА «ЧТО МОЖЕТ СВЕТИТЬ?»

Ход игры: Дети, передавая друг другу фонарик, называют объекты, которые могут светить: солнце, костер, лучик, звезда, фонарь, фитиль, светлячок, спичка, свечка, лампочка, сотовый телефон и др.

Воспитатель

Мы привыкли жить с удобством:

Газ, вода и свет у нас.

Если что-то пропало,

Как относимся к тому?

Свет погас, как неудобно,

Неуютно, тяжело.

Кажется, на всей планете

Свет погас, везде темно.

Вот ведь как бывает, люди!

Что имеем – не храним.

Экономить перестали,

О «беречь» не говорим.

- Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными.

Незнайка. Ребята, а вы можете научить меня беречь электроэнергию?

Выходят дети с карточками-моделями.

1-й ребенок. Чтобы экономить электроэнергию, нужно не забывать своевременно выключать свет и электроприборы.

2-й ребенок. Если нет необходимости, то не включать сразу несколько электроприборов, например компьютер, телевизор и магнитофон.

3-й ребенок. Протирать электрическую лампочку от пыли, которая затемняет свет.

Воспитатель. У нашей старой знакомой, обычной лампочки, появилась подруга – энергосберегающая лампочка. Эта лампочка потребляет меньше электричества и служит намного дольше. Поэтому можно посоветовать незнайке поменять дома обычные лампочки на энергосберегающие.

Незнайка. Спасибо вам, ребята. Теперь я буду хранителем электроэнергии и постараюсь выполнять правила сбережения. А когда я вернусь в Цветочный город, попрошу своих друзей тоже выполнять их.

Воспитатель. Незнайка, ребята хотят сделать тебе подарок, чтобы ты не забывал нашу встречу.

Дети выбирают картинки с изображением электроприборов и наклеивают на лист ватмана, на котором нарисован дом. Внизу надпись: «Берегите электроэнергию».

Департамент образования г. Москвы

Троицкое и Новомосковское окружное управление образования

ГБОУ г. Москвы

Детский сад № 1206 «Семицветик»

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ»

(старшая группа)

СОСТАВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ

ШЕДОВА НАДЕЖДА

ВАСИЛЬЕВНА

МОСКВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Приключение снежинки"

Образовательные:- учить подбирать прилагательные к словам.- совершенствовать грамматические категории.- автоматизировать звук Ц в речи детей.Развивающие:- развивать у детей фонематический слух.- разви...

План-конспект группового занятия. Приключение Медведей

Цель: Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Задачи:Коррекция психофизических функций.Развитие умения выделять гласные звуки в начале,середине,конце слова.Развитие уме...

Конспект логоритмического занятия "Приключения в замке Снежной королевы"

Целью логоритмического занятия является профилактика и преодоление речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки....

Конспект интегрированного занятия «Приключения колобка» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия «Приключения колобка» для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия «Приключения колобка» в младшей группе

Задачи:- формировать умение рассказывать знакомую сказку;- стимулировать проявления речевой активности при решении проблем, ситуаций;- развивать мелкую моторику рук;- воспитывать желание оказывать пом...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗВУКОВ [С] [Ш]»

ЗАДАЧИ:    коррекционно-образовательные:-  формировать умение различать звуки [С] - [Ш] в слогах, в словах, фразах;учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить н...

НОД по технологии комплексного занятия "Приключения Дюймовочки"

Продолжать знакомить детей с сказками народов мира; учить воспроизводить в памяти содержание знакомой сказки; развивать логику высказываний. развивать разговорную речь; обратить внимание на лексическо...