"Весна. Праздник Сороки"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Голдина Елена Григрьевна

Конспект поисково- исследовательской деятельности для детей по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия72.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 95»

г. Воронеж

«Весна. Праздник Сороки»

/Конспект поисково-исследовательской деятельности для детей среднего возраста

по  теме « Приобщение детей к истокам русской народной культуре»/

        Воспитатель  -  Голдина Е.Г.

1КК

                                                                                         2013г.

«Весна. Праздник Сороки»

/Конспект поисково-исследовательской деятельности для детей среднего возраста

по  теме « Приобщение детей к истокам русской народной культуре»/

Воспитатель  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 95»

Голдина Елена Григорьевна,  1КК

Виды детской деятельности: 

 коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная, музыкальная.

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность»,  «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».

Методы и приёмы:  детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой,

наглядный, практический, словесный.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

  •  ребенок проявляет интерес к познанию, к свойствам предметов, любит экспериментировать, включается в поисково-исследовательскую деятельность;
  • откликается на эмоции взрослого и сверстников, имеет представления  о культуре поведения;
  •  осуществляет перенос безопасного поведения в игру;
  •  ребенок проявляет инициативу и  активность  в общении;
  •  двигательная деятельность  активна и разнообразна;
  •  ребенок приобщается к литературной речи и поэтическому слову.

Цели деятельности педагога:

  • обобщение и систематизация знаний о сезонных изменениях в природе весной,
  • установление причинно-следственных связей,
  • развитие наблюдательности и познавательной активности,
  • развитие связной речи детей с опорой на условные обозначения,
  • развитие эмоционального восприятия окружающего мира, с использованием  художественного слова,
  • воспитание бережного отношения к природе, оказание взаимопомощи друзьям при затруднении.

Задачи:

  • Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей  к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.
  • Обобщить знания детей о птицах.
  • Закрепить знания о перелетных птицах.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала о временах года, заучивание закличек и стихотворений о весне,  лепка жаворонков из теста, рисование  и аппликация  весенних сюжетов.

Оборудование:  ТСО с записью голосов птиц, ребусы, загадки о птицах, набор для фланелеграфа, «Прозрачный квадрат» Воскобовича,  жаворонки из теста, иллюстративный материал.

Источник: Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего  дошкольного возраста с русским народным творчеством»

Музыкальные произведения. Запись и нотации  Г.Науменко : «Потешки, игровые, плясовые песни»

Литературные сказки

Предания, былины.

Народные приметы, русские народные праздники.

Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Чайковский П. И. «Времена года», «Март. Песня жаворонка»

Последовательность действий.

Воспитатель:

Дует легкий ветерок,

У меня есть кузовок,

В нем прекрасные слова

Слова Любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир становится прекрасным

Это слово Улыбка!

Ребята, давайте

Улыбнемся солнышку: Здравствуй, золотое!

Улыбнемся небу: Здравствуй, голубое!

Улыбнемся дождику: Лейся словно из ведра.

Гостям улыбнемся: пожелаем им добра!

Воспитатель:

-Ребята, вы любите путешествовать? Хотите вместе со мной отправиться в путешествие?  А отправимся мы по лабиринту.  /Предлагаю детям найти правильный путь по лабиринту, определяя цветовое сочетание стрелок и правильное  количество клеток/

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Как вы думаете, кто  спрятался  на этих картинах?

(на фланелеграфе: картинки с 4 временами  года)

- Ребята, а я знаю сказку о  временах года, сейчас  я вам ее расскажу,  а вы слушайте:

Жили - были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно  и по очереди правили всем миром: 3 месяца Зима,3 месяца Весна, 3 месяца Лето и 3 месяца Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали топить свои печи, чтоб хоть немного согреться, забеспокоились Осень и Лето, а Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»

- Ребята, посмотрите на эти картинки и найдите это «чудо»  (карточки с изображением: костер, лампа, солнце). Правильно это Солнце. Солнце самое большое и доброе чудо. А еще какое оно?

Проводится игра  «Сравни и назови».

Солнце желтое, как одуванчик.

Солнце круглое, как мячик.

Солнце ласковое, как мама.

Солнце румяное, как блинчик.

Воспитатель:

- Как вы думаете, сказка закончилась? Конечно же, нет. Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

/Подвожу детей к правильным полным ответам: солнце стало сильнее пригревать, начал таять снег, зазвенела капель, потекли ручьи, вода напоила землю, набухли почки, стали появляться первые листочки, первые цветы, зазеленела травка.  /Предлагаю детям выложить весеннюю картину  на фланелеграфе/

Воспитатель:

-Ребята, я приглашаю вас на зеленую полянку, давайте мы отдохнём, а заодно и нарисуем всё,  о чем мы говорили,   (Предлагаю детям присесть на корточки и нарисовать (приём релаксации) на спине друг у друга весеннюю картинку)

Воспитатель:

- Ребята, а это кто?  / находим в траве насекомых/  Почему вы решили, что это насекомые ? /определяем признаки насекомых /

 - Если насекомые появились, кого можно ждать в гости? /Подводим к правильным ответам о перелётных птицах: жаворонок, скворец, цапля, соловей, ласточка/

Воспитатель:

- А вы знаете как на Руси закликали птиц?

С давнего времени на Руси хозяйки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по 1 шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:

Мороз- красный нос,

Вот тебе хлеб и овес.

Мороз наестся хлебных шариков и уйдет, а прилетят 40 разных птиц и Весну на крыльях принесут.

- Ребята, какая птица первой прилетает? Давайте отгадаем

1.Игра «Узнай птицу».

1 2 3 4       3  4  1  2

Гр а ч       а  ч  Г р

2.Ребус:  «Узнай скворца»

  D:\Мои документы\Мои рисунки\картинки\весна\1417216.jpg  Ц

3. Д/игра по Воскобовичу  «Прозрачный квадрат» задание – построить птицу.

4. Загадка:

В синем небе голосок, будто крохотный звонок

Вьется в небе высоко

Слышен голос далеко.

/жаворонок/

Вот эта птица, его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Хотите и мы пойдем жаворонков закликать.

Жаворонок, жаворонок вот твой дитенок,

Дай нам  лета, нам зима надоела, все у нас подъела.

Жаворонушки, прилетите,

Красну - весну принесите

Принесите весну на своем хвосту.

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

Жаворонок, жаворонок, возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Весна, весна красная, приди весна с радостью великою,

Да с милостью богатою.

Воспитатель:

- А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтобы птицы увидели  наших жаворонков  и прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли  /звучание голосов птиц/

- Слышите, сколько птиц прилетело. Когда птицы прилетают, что они делают?

- Предлагаю детям построить гнездо, используя прищепки и подручный материал.

Д/игра « Рассели птиц по гнездам»

 -Молодцы ребята, птицам  вы помогли,  весну закликали, а вот и сама весна.

Выход девочки Весны.

- Здравствуйте, ребята, услышала я вас  и победила зиму. И примета есть такая: если птицы прилетели, и весна придет тепло принесет.

Хоровод   «Встреча Весны».

 Воспитатель:

-  Пора на улицу идти, все приметы весны там найти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обряды дня - праздник Сороки (встреча весны) 22 марта.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хох...

История праздника весны или сорок сороков.

Сороки – старинный праздник встречи перелётных птиц и весны. С этим днём в народе связано множество обрядов, примет и обычаев. На Руси праздновали возвращение птиц, в честь которых пекли сорок «жаворо...

Праздник "Сороки" - встреча весны

Комплексное занятие, посвящённое празднику "Сороки" - день памяти 40 мучеников в Севастийском озере мучившихся....

Сценарий фольклорного праздника «Сороки» (обряд «Кликанье Весны»)

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей через ознакомление с народными праздниками....

Развлечение для дошкольников Встреча весны праздник "Сороки"

Веселое развлечение для детей Встречаем весну все вместе!...

Конспект Фольклорный праздник "Сороки"- встреча весны.

Приобщение детей к русским народным традициям, обычаям....

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...