Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы д/с "Наша Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рудакова Елена Юрьевна

Итоговое занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором закрепляем знания городов, рек, животных, птиц,символики нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nasha_rodina.zip25.82 КБ

Предварительный просмотр:

            МБДОУ  детский сад № 118 общеразвивающего вида.

                                  Наша Родина

  Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе  детского сада.

                                                    Подготовила  воспитатель: Рудакова Е.Ю.                                                                                      

                               

                                            г. Воронеж  2015

Программное содержание:

  1. Формировать представление детей о своей стране. Дать понятие о том, что такое Родина, Отечество, столица.
  2. Познакомить детей с флагом, гербом и гимном России.
  3. Расширять знания о необъятных просторах, о богатствах России.
  4. Воспитывать бережное отношение ко всему, уважение и гордость за свой  народ  и за свою Родину.

Материал к занятию:

Репродукция  В.Васнецова «Богатыри», репродукция  А.М.Васнецова «Красная площадь».

Иллюстрации на тему: «Уборка урожая на полях», «Завод»,

«Первый космонавт», «Герб России», «Флаг России», карта России.

 3 русских  костюма: 1взрослый, 2 детских. Стерео – запись песни «С чего начинается Родина», фрагмент «Гимн России».

                                      Ход занятия:

Под стерео – запись песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера) дети проходят в зал и садятся на стульчики.

Выходят ведущая и двое детей в русских костюмах.

Ведущая: О, светлая и красно украшенная,  земля русская! Многими красотами дивишь ты.

1 ребёнок: Озёрами многими дивишь ты, реками, источниками.

2 ребёнок: Горами крупными,

                 Холмами высокими,

                  Дубравами частыми,

                 Полями дивными.

1 ребёнок: Зверьми различными,

                  Птицами бесчисленными.

2 ребёнок: Городами великими,

                   Сёлами дивными,

                  Садами монастырскими.

Вместе: Всего ты исполнена,

              Земля русская!

Ведущая поет песню «Красно солнышко», сл. П. Шаферана,

 муз. И. Аедоницкого

                          Умывает красно солнышко

                           Руки тёплые в росе.

                           И Россия, как Алёнушка

                           Предстает во всей красе.

 Припев: Ни в близи, ни в дали

                Я не знаю земли

                Лучше той, что меня растила.

                Синих рек рукава.

                В небе синь – синева

                И светла от берёз Россия.

Ведущая: Издревле на нашей земле жили славяне. Их соседи: хазары и печенеги часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли жилища. Уводили в плен людей. Более 1000 лет основали славяне своё государство, и назвали Русью. Русь защищалась от врагов. В народе появились пословицы и поговорки:   1. Постоим горой за край родной.

2. Русский ни с мечом, ни с калачом не шути.

В былинах воспеты богатыри – защитники нашей Родины в древности.

 Показ репродукции  В.Васнецова «Богатыри».

Ведущая: Кто помнит, как зовут этих богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Ведущая: Какое оружие у богатырей?

Дети: Копьё, меч, лук, стрелы, булава.

Ведущая: Богатыри одеты в кольчуги и шлемы. Все богатыри на конях.

 Конь – это верный друг богатыря, он помогает одерживать победу            в битве, вынесет с поля боя. На коне можно преодолеть большие расстояния.

Ведь Россия наша необъятна.

Итог: Богатыри были сильными, смелыми, отважными, они грудью защищали свою Родину.

Я хочу, чтобы вы стали достойными защитниками своей Родины, особенно мальчики.

Ведущая: Любил и сейчас любит русский народ свою Родину. Много сложено пословиц и поговорок о ней. Какие поговорки  вы знаете?

Дети:

1. Всякому мила своя сторона.

2. На чужой стороне и весна не красна.

3. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

4. Кто где родился, там и пригодился.

Ведущая: Как называется наша Родина?

Дети: Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.

        Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

      Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

                               Родина  (Г. Граубин).

Ребёнок: С Отчизной нашей Родиной,

               Живём одной судьбой.

               За честь её прапрадеды

               Не раз ходили в бой.

Ребёнок: Мы с Родиной  Отечеством

                 Живём одной судьбой.

                Пока богата Родина –

               Богаты мы с тобой.

Ребёнок: У нашей милой Родины

                Прекрасные черты.

                Пока красива Родина –

                Красивы я и ты!

Ведущая: А поэты и композиторы слагают стихи и песни о нашей Родине. Давайте  и мы споем песню.

             Песня «Родина – одна!» (авторы:  Сидельников Л., Пляцковского М.)

Ребёнок: Наша Родина – Россия. Поэт Прокофьев написал о ней так:

                  Нет на свете Родины красивей

                  Боевой страны богатырей.

                  Ведь она по имени Россия

                  От морей простёрлась до морей.

Воспитатель показывает карту России.

Ведущая: Трудно представить себе просторы России, только географическая карта позволяет единым взглядом окинуть её огромную территорию. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.

На севере огромные льдины плывут по морским просторам.  Здесь (показ) находится тундра. На севере большую часть года зима. Растения небольшие: карликовая берёза, ива, лишайники, мхи. Из ягод: морошка, брусника, голубика. Назовите животных севера.

Дети: На севере обитают такие животные как: белые медведи, моржи, тюлени, песец, горностай, северный олень.

Воспитатель: Они приспособлены жить в таких условиях. От лютых морозов их защищает подкожный жир и тёплый мех. Люди здесь ездят на оленях. Занимаются охотой, рыболовством. Одежду и обувь шьют из шкур.

      А вот на юге нашей страны (показ на карте) к берегам Каспийского моря примыкают пустыни. Здесь жарко, мало осадков, растут только те растения, которые могут переносить длительную засуху. Листья у них мелкие, в виде колючек. Какие животные живут в пустыне?

Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, антилопы, змеи, скорпионы, ящерицы, вараны.

Воспитатель: Широкой полосой через всю страну протянулись полные смолистым ароматом таёжные леса. Они сменяются смешанными, лиственными лесами, а затем степями и природными чернозёмами. Здесь множество растений, птиц и животных.

     Назовите животных, лесных зверей.

Дети: В лесу обитают  медведь, волк,  лиса, заяц, лось,  рысь, куница, косуля, ёж, барсук, крот, белка…

Воспитатель: Какие птицы живут в лесах?

Дети: В лесах живут:  дятел, сова, глухарь, кукушка, тетерев, синица, соловей,  дрозд…

Воспитатель: Много рек протекает по России. Какие реки вы знаете?

Дети: По территории нашей страны протекают: Волга, Дон, Воронеж, Нева, Ока, Амур…

Воспитатель: А в Сибири текут полноводные реки, такие как: Обь, Енисей, Лена и другие (показ каждой реки по карте).

     Разнообразны и природные ресурсы нашей страны. В её недрах находятся залежи всех известных в мире природных ископаемых: уголь, железная руда, нефть, золото, алмазы и многие другие.

      Велики запасы древесины, леса богаты пушным зверем, в реках и озёрах, морях много рыбы.

Итог: Вот сколько богатства у нас! Но мы все вместе должны беречь, сохранять и преумножать их.

                                 Выходят дети.

1 ребёнок: Цветёт над тихой речкой яблоня.

                  Сады, задумавшись, стоят.

                  Какая Родина нарядная,

                  Она сама как дивный сад.

2 ребёнок: Играет речка перекатами

                   В ней рыба вся из серебра,

                   Какая Родина богатая,

                 Не сосчитать её добра!

3 ребёнок: Бежит волна неторопливая,

                 Простор полей ласкает глаз.

                 Какая Родина счастливая

                 И это счастье всё для нас!

На фоне песни «Наш край» (сл. А.Прешелец, муз. Д.Кабалевский),

говорит воспитатель.

Воспитатель: На просторах России проживает многонациональный, трудолюбивый народ. Это русские, украинцы, белорусы, чукчи и якуты, башкиры и татары, эвенки и нанайцы, мордва коми, евреи и чеченцы и многие, многие другие.

Весь народ, живя в России бок о бок трудится, и своим трудом преумножает богатство Родины.

Трудятся люди на полях  (показ картины). Обрабатывают огромные просторы земли, собирают большие урожаи хлеба и других сельскохозяйственных культур.

Трудятся люди на заводах и фабриках (показывает картины). Выпускают всевозможную продукцию.

Строят дома,  машины, пароходы, самолёты, космические корабли (показ картин).

54 года назад в нашей стране впервые в мире взлетел русский космонавт в космос. Это было 12 апреля 1961 года. Как звали космонавта?

Дети: первого космонавта звали Юрий Гагарин.

Воспитатель: а, сейчас в нашей стране много космонавтов и все они герои.

Итог: И я хочу, чтобы вы, когда  вырастите, стали достойными гражданами своей страны, и тоже прославили её чем - нибудь.

 Ведущая: Дети у каждого государства, у каждой страны есть свой флаг. Флаг – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.  А  вы знаете какой флаг у России?

Дети: Флаг у России трёхцветный: белая полоса, синяя и красная.

Ведущая: Каждый цвет на нашем флаге символический. Кто знает, что обозначает каждый цвет нашего флага?

Дети: Белый цвет – это мир, чистота, правда, откровенность.

          Синий цвет – это верность, честность.

          Красный цвет – это символ мужества и смелости.

                                       (показ флага)

Кроме флага, каждое государство имеет свой герб (показ герба).

Вот герб России.

На жёлтом фоне (цвет золота), изображён двуглавый орёл. Это символ могущества и силы единой Руси. В центре, на красном фоне, Георгий Победоносец копьём поражает змея. В лапах у орла скипетр и держава.

Кроме флага и герба каждая страна имеет свой гимн. Мы сейчас с вами прослушаем фрагмент государственного гимна России. Гимн всегда слушают стоя. Прошу всех встать (звучит гимн).

Ведущая: На территории нашей страны много  городов  и сёл. Какие города России вы знаете?

Дети: Воронеж, Санкт – Петербург, Ярославль, Владимир, Вологда, Москва, Липецк…

Ведущая: Много назвали вы городов, все они большие и красивые. Но есть самый главный город нашей страны, столица нашей Родины. Как он называется?

Дети: Столица нашей Родина – Москва.

Ведущая: Москва очень красивый город. В нём много парков, театров, музеев, красивых зданий и площадей. А как называется главная площадь в Москве?

Дети: Красная площадь.

Ведущая: Что находится на Красной площади?

Дети: Кремль.

Ведущая: У Московского Кремля 20 башен. Какая самая знаменитая башня? И чем она так знаменита?

Дети: Это Спасская башня. На ней располагаются Кремлёвские куранты.

Ведущая: Правильно ребята. Это самые главные часы. Они работают очень точно, и никогда не сбиваются и не останавливаются. По Кремлёвским курантом вся наша страна сверяет время. В Кремле работает правительство нашей страны. Все дороги нашей страны ведут в Москву. Много гостей приезжает в столицу нашей Родины и со всех стран мира. Москва гостеприимно всех встречает. Недаром в народе издавна говорят:

     В Москву поехать – хлеба, соли покушать, красного звону Матушки – Москвы послушать.

 А какие пословицы и поговорки о Москве знаете вы?

Дети:  Москва всем городам мать.

            Москва не сразу строилась.

            Москва слезам не верит.

            Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

Ведущая: Любит наш народ Москву да и всю Россию.

Художники пишут прекрасные картины, изображая красоту Родины.

Поэты слагают чудесные стихи о России.

Композиторы сочиняют музыку и песни о России.

И я хочу закончить наше занятие прекрасными стихами к песне «Я люблю тебя, Россия». Авторы этой песни: сл. М. Ножкина, муз. Д. Тухманова.

        Я люблю тебя, Россия,

        Дорогая наша Русь.

        Нерастраченная сила,

        Неразгаданная грусть.

        Ты размахом необъятна,

        Нет ни в чём тебе конца.

        Ты веками непонятна

        Чужеземным мудрецам!

   

 

 

Используемая литература:

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Москва: АРКТИ,2003.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ  Учитель, 2002.

Натарова В.И., Карпухина Н.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.

Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране: методическое пособие для педагогов – Москва: Просвещение, 2009.

Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

 Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе детского сада. – Волгоград: Учитель, 2012.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия,направленного на экологическое воспитание детей старшей группы

Конспект экологического занятия в старшей группе.Тема: «Накормим птичек зимой».Программное содержание:·         Развивать у детей целостное восприятие врем...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"

Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения  с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит  описание практического занятия с...

План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»

Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ «Моя Родина – Россия»

Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине....