КАК СОБИРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ ИЗ КАМНЕЙ
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sobirat_kollektsiyu_iz_kamney.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Как собирать коллекцию из камней

        Предложите ребенку во время прогулки найти как можно больше разных камешков (отличающихся по цвет, форме, размеру). Можно представить, что вы ищете остатки старинного клада, ведь любой камень может стать драгоценным – стоит лишь подтолкнуть детское воображение. Лучше всего искать вдоль железной или автомобильной дороги, на берегу озера. На морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разложите в ячейки конфетных коробок. Если вы знаете названия камней приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратной стороне крышки коробки. Если не знаете названий, не беда, - главное, чтобы камни явно отличались друг от друга. Ребенок даже может дать свои условные названия камням в зависимости от тех или иных присущих им особенностей. Хорошо когда в коллекции есть гранит , мрамор, кварц, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию обработанной морской гальки.

        Вполне вероятно, что во время поисков вы найдете не только природные, но и искусственные камешки – керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнивать разные камни и на их примере объяснять детям значение термина «природа» и «неприрода» (искусственный объект). Помните о том, что коллекции должны быть безопасными для ребенка – заранее обстучите молоточком острые грани каменного обломочка. Для дальнейшего экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.

        Коллекции камней в детском саду можно разместить в экологической комнате.

Занятия с камнями

        Приготовьте для каждого ребенка набор небольших камешков, разных по цвету, качеству поверхности (гладкие и шероховатые), твердости, форме. Добавьте морской или речной (округлый) камень, керамзит и кусочки пластилина. Вам также понадобятся небольшие емкости с  водой и «ящик ощущений»

Предварительная беседа.

Расскажите детям, что у земли есть каменная одежда. Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы. Спросите. Кто из детей был в горах? Какими они бывают? Рассмотрите с ребятами фотографии, слайды, продемонстрируйте видеофильмы горных ландшафтов. Скажите, что многие камни из вашей коллекции –это как бы кусочки гор. Напомните детям, что камни, горы – это неживая природа.

Сенсорное развитие работа с  «ящиком ощущений»

1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, среди которых будут один-два камушка. Предложите ребенку выяснить, что находится внутри  «ящика ощущений», и из всех предметов отобрать  камни. Как ребенок определяет, то у него в руках именно камень? Пусть скажет, что он чувствует- какой камень на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, теплый, холодный, тяжелый, легкий ит.д)

2-й вариант.

В «ящике ощущений» лежат только камни (количество их соответствует количеству детей). Каждый ребенок берет в руку один камень, рассказывает о его особенностях, которые определяет на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

Экспериментирование (классификация камней по разным признакам, выяснение их свойств и особенностей)

Задание  1. Какими бывают камешки? Рассмотреть их внимательно, найти самый большой и самый маленький. Обосновать свое мнение.

Задание 2.Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый круглый камешек, потом самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камешек. Он называется галькой. Как дети думают, почему у него нет острых углов? А раньше были?  Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуешь, как они ударяются друг от друга. Эти камешки из моря. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, еще они трутся о песок. Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.

Задание 3. Рассмотреть камешек через лупу. Кто, что видит (кристаллики, трещины, узоры..)

Задание 4. В одну руку взять камешек, в другую пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что – с пластилином. Почему? Камешек твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Задание 5. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «твердый как камень», «стоит как каменный»?

Задание 6. Что будет, если мы положим камешек в воду? (пусть ребенок сформулирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду и будем наблюдать, что происходит (на воде образуются круги). Может ли камешек плавать? Возьмем кусочек гранита и окатыш керамзита, сравним их по массе, затем опустим одновременно в миску с водой. Что произошло с каждым из них? Почему? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод: в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет.

Задание 7. Опустим в миску еще несколько камешков. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

Задание 9. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом. (на прогулке).

Задание 10. Сделаем музыкальный инструмент. Положим камушки в металлическую банку из-под кофе, плотно ее закроем. Гремучий инструмент готов. Можно менять камешки (увеличивать или уменьшать их количество, помещать камни разного размера, массы), при этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и музыкальные инструменты, например маракасы.

Задание 11. Подобрать камешки:

А) из которых можно воздвигнуть памятник;

Б) сделать украшения;

В) построить дом.

Объяснить свой выбор. В заключение обобщить вместе с детьми, какими бывают камни (твердые, отличаются по форме, цвету, тяжелые – тонут в воде, меняют цвет в воде).

Художественный труд

Для создания необычных произведений вам понадобиться не очень глубокие емкости разной формы и размера, которые вы наполните песком. По своему усмотрению дети могут выкладывать на песке  разные узоры из камешков. Можно попытаться соорудить миниатюрный каменный сад. Это упражнение помогает развивать моторику пальцев, воображение. Аналогичными композициями можно заниматься на улице.

Игры с камнями

  1. «Гора и камешки»

Дети-камешки стоят все вместе, тесно прижавшись, друг к другу. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила-была большая, большая гора. Гора считала себя сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных), потом другой, третий. (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору»

  1. «Что исчезло» (развитие памяти и наблюдательности).

Положите на стол несколько камешков, явно отличающихся друг от друга. Предложите ребенку их запомнить. Затем ребенок отворачивается, а вос-ль убирает один камешек. Задача ребенка – определить, какой камень вы убрали. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача.

  1. «Вспомни сказку»

Назвать знакомые сказки. Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях (2Хозяка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка» и т.д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Рассматривание коллекции камней"

Конспект "Рассматривание коллекции камней"...

Проект "Собираем коллекцию: удивительный мир насекомых"

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Собираем коллекцию: удивительный мир насекомых&raq...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Коллекция камней

Коллекцию камней мы начали собирать, когда одного ребенка заинтересовал камешек, найденный на участке для прогулок. Мы рассмотрели камень, какого он цвета, размера, решили, что его можно применить при...