Развитие познавательно-исследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста.
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Батуро Людмила Алексеевна

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательно-исследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель младшей группы №2 ГБДОУ № 79 Приморского района Санкт-Петербурга Л.А. Батуро

Слайд 2

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения.

Слайд 3

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек усваивает изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует , наблюдает , рассуждает , анализирует, сравнивает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Китайская пословица : «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Слайд 4

В процессе взаимодействия с предметами происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, развитию памяти, воображения , а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас.

Слайд 5

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов . Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Слайд 6

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников обеспечивается за счет таких форм работы, как: · экспериментирование; · исследование; · коллекционирование; · проектирование.

Слайд 7

Коллекционирование - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству . Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Слайд 8

Увлекательное занятие коллекционированием способно помочь решить множество педагогических задач : помогает расширять детский кругозор ; развивает избирательность интересов; способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств детей; расширяет знания о сенсорных особенностях предметов, их свойствах и качествах; помогает формировать эстетическое восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов ; помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом .

Слайд 9

Коллекции используются для работы с дошкольниками как: раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, обследований; счетный материал при развитии математических навыков; объекты для изучения формы , величины, массы и т.д ; п редметы-заместители в процессе игр ; п риродный материал при изготовлении поделок; для формирования выставок, мини-музеев в детском саду ; м атериал на занятиях по развитию речи; при осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.

Слайд 10

Коллекционирование камней Рассматривание камней через лупу (трещинки, вкрапления и т.д.). Определение самого большого, самого маленького, самого гладкого и т.д. Определение, что предметы могут быть легкими и тяжелыми. Полученные знания дети закрепляют в играх с камнями в помещении и на прогулке: выкладывание узоров из камней; зарывание в песок и поиск самых больших, маленьких, гладких; просеивание песка в поисках камней и их сортировка. Дидактические игры: «Легкий-тяжелый», « Какой формы камень ?», «Построй дорожку», «Продолжи ряд», «Найди свой камешек».

Слайд 11

Коллекционирование семян Рассматривание семян, изучение сенсорных качеств (размер, форма, цвет). О пределение к какому растению относятся семена. Дидактические игры: «Детки с ветки», «Выложи цепочку», «Подбери картинку», «Вершки-корешки», «Во саду ли в огороде».

Слайд 12

Коллекционирование листьев. Сбор листьев на территории детского сада. Изучение листьев. Определение их принадлежности к определенному дереву. Создание гербария из засушенных листьев . Дидактические игры: «Найди пару», «С какого дерева листок», «Продолжи ряд».

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ досуговой совместной образовательной деятельности инструктора по физической культуре Садовой Е.А. с детьми младшего дошкольного возраста. ПО ТЕМЕ :«Кто-кто в теремочке живет?»

Содействие повышению двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня с применением образовательных технологии (ритмическая гимнастика)...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»

Цели и задачи.·            Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Эта статья будет полезна, как воспитателям дошкольного образования, так и учителям начальной школы....

Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Перспективные планы по познавательно - исследовательской деятельности в младшей и средней группах....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».

Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...