Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тихонова Эльза Юрьевна

Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей каждого дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_mnemotablitse_1.docx56.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146 «Петушок» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по составлению описательного рассказа

 с использованием мнемотаблицы

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему «Деревья».

Составила: воспитатель

старшей группы

Тихонова Э. Ю.

Чебоксары 2022 г.

Цель: продолжать формировать умение детей составлять описательные рассказы о деревьях с опорой на схему.

Тип: подгрупповая;

Вид: тематическая;

Тема: «Деревья»;

Возрастная группа детей: 5-6 лет.

Обучающие задачи:

  •  расширять представление детей о деревьях;
  •  уточнять и активизировать словарь по теме «Деревья»;
  •  упражнять детей в умении использовать в речи относительные прилагательные, глаголы.

Развивающие задачи:

  • закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  •  продолжать развивать логическое мышление, память, внимание;
  • закреплять умение определять какому дереву принадлежит лист;
  • развивать мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

•  воспитывать эстетическое отношение к окружающему (умение замечать красивые формы листьев, деревьев).

Словарная работа: деревце, рябинушка, осинушка. березонька,

Демонстрационный материал: картина леса; мяч; мнемотаблица.

Раздаточный материал: карточки с изображением деревьев, плоды каштана – каждому ребенку.

Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей каждого дерева.

Индивидуальная работа с Егором М., Славой К. – закреплять умение определять какому дереву принадлежит тот или иной лист.

Методы и приемы:

- загадывание загадок,

- рассказ воспитателя о дереве по мнемотаблице;

- рассказы детей о деревьях по мнемотаблице;

- пальчиковая гимнастика «Каштаны»,

- дидактическая игра «Назови ласково»,

- интерактивная игра «С какого дерева листок?»,

- подведение итогов, обобщение.

 


Ход:

Педагог: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем,

Здравствуйте, дети! (Пока у детей закрыты глаза педагог включает на экране картину леса).

 Где же мы с вами оказались?

Дети: - В лесу!

Педагог:  Верно, ребята. В лесу растет много разных деревьев. А какие, попробуйте угадать.

Воспитатель загадывает загадки о деревьях каждому ребенку по очереди. После того, как ребенок отгадает, воспитатель дает ему карточку с загаданным деревом.

Загадки:

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

 (Береза.) 

Сучки рогатые, 
Плоды крылатые, 
А лист - ладошкой, 
С длинной ножкой. 
(Клён) 

Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год.

Ель

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина.)

С елью стройной мы родня – 
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
(Сосна)

Зелёные ежата,

На веточках сидят,

Колючие иголки,

С них в октябре слетят!

(Каштан)

Педагог:

Молодцы! Правильно отгадали загадки. А теперь давайте подробнее расскажем о каждом дереве. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ. На таблице схематично изображена последовательность рассказа).

Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется дерево, стрелочка показывает в каком направлении нужно двигаться; затем обозначить высоту дерева; затем перечислить части дерева – корни, какой ствол, кора, ветки и листья, далее изображены геометрические фигуры- это форма и размер листьев; далее – какие плоды (орехи, шишки, ягоды); следующее – лиственное дерево или хвойное. Сначала я расскажу о дубе, а потом вы по этой схеме расскажете о своем дереве.

Итак, это дерево дуб. Он растет в лесу, иногда встречается в городе. У дуба есть крепкие корни, толстый ствол и толстая кора, ветки и листья. Листья у дуба овальной формы, похожие на облако. Летом они зеленые, а осенью листья становятся коричневого цвета. Осенью на дереве появляются плоды- желуди, которыми питаются кабаны . Дуб- это лиственное дерево, потому что на ветках  дуба распускаются листья.

А теперь Слава нам расскажет про свое дерево, опираясь на схему.

Затем заслушиваются рассказы Феди и Вика.

Педагог:

Хорошо справились с заданием, давайте немного поиграем.

Встаньте в круг и повторяйте за мной.

Физкультминутка

Выросли деревья в поле. (руки вверх, на носочках)

Хорошо расти на воле!

Каждое старается к небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (наклоны вправо, влево)

Даже толстые стволы(Руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед – (наклоны влево, вправо, назад, вперед)

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.(руки на поясе, повороты вправо, влево)

Да когда же отдых будет? (руки опустить.)

Молодцы. Смотрите, что это за плоды такие?

Дети: каштан.

Педагог: Да. Возьмите по одному каштана.

Дети встают, берут по одному каштана.

Педагог: – Держите каштаны крепко, катайте их на ладонях, старайтесь не уронить.

Пальчиковая гимнастика «Каштаны»

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

А теперь мы поиграем в игру « Назови ласково». Встанем в круг. Я назову слово и брошу мяч одному из вас, вам нужно вернуть мне мяч, назвав слово ласково.

Воспитатель бросает мяч и называет слова (Лист- листик, листочек; ветка- веточка, дерево- деревце; береза – березонька; осина- осинушка; ель – елочка; дуб- дубок; рябина –рябинушка;   сосна- сосенка ).

Педагог: Молодцы. Присядьте на свои места, послушаем рассказ Арсений и Егора (заслушиваются еще 2 ребенка).

Педагог: - Молодцы! Все хорошо справились с заданием и очень подробно рассказали о каждом дереве. Осенью листья начинают опадать и на земле появляется ковер из самых разных листьев. А вы сможете определить с какого дерева упал листок?

Дети: Сейчас мы это проверим. На экране появится изображение дерева и несколько листьев, вам нужно определить в каком углу находится лист, который упал именно с этого дерева. Если верно назовете, то лист вернется к своему дереву. В случае неправильного ответа- лист останется на своем месте.

Ребята по очереди называют расположение листа с определенного дерева на экране ноутбука.

Педагог: какие вы внимательные, все листья верно определили. Здорово в лесу, но нам пора возвращаться.

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем,

Здравствуй, наш детский сад!

Чем мы сегодня занимались? Что вам показалось сложным? А что было самым интересным? На этом занятие наше подошло к концу. Спасибо, ребята за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в процессе проведения режимного момента (завтрака) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6)лет.

Тема: "Завтрак с тетей Дашей".Доминирующая образовательная область: «Познание»Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация»Форма деят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в процессе проведения режимного момента (завтрака) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6)лет.

Тема: "Завтрак с тетей Дашей".Доминирующая образовательная область: «Познание»Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация»Форма деят...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект непосредственной образовательной деятелности конструирование из бумаги в технике оригами с детьми старшего дошкольного возраста. Тема; "Путешествие в подводный мир"

Изобразительная деятельность. Творческое конструирование из бумаги в теxнике оригами с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Познаю свой край) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Животные тундры»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(Познаю свой край)для детей сстаршего дошкольного возрастаТема: «Животные тундры»...