Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
статья

Ханжина Екатерина Викторовна

Эта статья будет полезна, как воспитателям дошкольного образования, так и учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мир экспериментов в дошкольном возрасте.

Е.В. Ханжина

ГБДОУ детский сад №57

Колпинского района

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон

 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И игровая деятельность  является эффективным средством формирования личности дошкольника. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Такой игровой деятельностью оказалось детское экспериментирование. Мир перед ребёнком открывается через опыт его личных ощущений, переживаний и действий. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им «присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира» [1]. Но не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, обитателям природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе. Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря развитию познавательско-исследовательской деятельности развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, расписано в многочисленных технологиях, методических разработках, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения.

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире, поэтому мы стремимся учить не всему, а главному: не сумме фактов, а целостному их пониманию, стараемся не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать образовательный процесс в котором ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования (2).

Маленькие дети часто напоминают исследователей. С первых дней своей жизни малыши стараются узнать как можно больше об окружающем мире. И тяга к знаниям растет с каждым днем. В них с раннего детства скрыта любовь к приключениям, исследованиям, экспериментам. Они стремятся все попробовать, разобраться, как что устроено и как работают те или иные вещи. И эта естественная тяга к познанию с помощью увлекательных действий должна находить поощрение и поддержку, ведь зачастую в школе знания даются сухо, скучно и однообразно.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя окружающий его мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

Сегодня в любом магазине игрушек можно найти игры, с помощью которых можно удовлетворить тягу к знаниям своего ребенка. Дело за малым – выбрать из предложенного спектра увлекательных и в то же время полезных для развития и образования способов времяпрепровождения что-нибудь, что придется Вашему малышу по душе. Ассортимент игр столь широк, что порой довольно сложно сделать выбор. Здесь стоит обратить внимание на заинтересованность малыша в той или иной сфере вашей жизни. Может он любит наблюдать за тем, как готовит мама? Или постоянно пытается разобрать часы, радиоприемник, пульт от телевизора.

Игры и детские опыты можно условно разделить на несколько категорий: химия, физика, кулинария, робототехника, биология и т.д. Детские игры и эксперименты позволяют детям примерить роль ученых, узнать природу таких вещей как электричество, солнечная энергия, кристаллы и многое другое. В дальнейшем эти знания помогут легче освоиться в школе. Главным достоинством игровых опытов является отсутствие параграфов, скучных теорий и т.д. Обучение проходит в легкой игровой форме, которая привлекает непоседливых малышей. Кто знает, может через несколько лет ваш ребенок попросит вас приобрести ему набор юного химика (будущий врач), мини-микроскоп для изучения насекомых (будущий орнитолог) или эфирные масла (будущий парфюмер). Особенно хорошо сочетать детские эксперименты с получением познаний в области таких серьезных наук как физика и химия. Вы можете приобрести наборы, которые помогают с помощью игры разобраться в действии законов, правил, закономерностей и логических последовательностей. Эксперименты для детей дадут им возможность самим примерить на себя роль ученых и изобретателей, а также наглядно посмотреть на природу таких сложных вещей, как электричество, солнечная энергия, возникновение и рост кристаллов и так далее. С такими наборами время пролетает незаметно, а вместе с тем юные ученые получают полезные знания, которые потом найдут свое применение в жизни и помогут лучше учиться в школе. Опыты для детей – отличная возможность не сводить науку к скучным правилам, занудным параграфам текстов и зубодробительным задачкам из учебников. Поэтому смело выбирайте то, что придется по вкусу Вашему ребенку – без сомнения, вы обязательно найдется что-то, способное заинтересовать любого экспериментатора. Помните – все начинается с детства.

Список литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Сб. науч. трудов. - М., 1991.
  2. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
  3. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М. : Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.