НОД "В лесу родилась елочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ермолаева Елена Юрьевна

Нод "В лесу родилась елочка" для детей подготовительной группы. Это занятие проводится в игровой форме на участке детского сада.  Цели занятия:закрепить и дополнить знания детей о хвойных породах деревьев на примере ели. Сформировать у детей понятие "Этажи леса", выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания. Развивать у детей потребность в общении с представителями растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту.Дети совместно с воспитателем, Лесовичком  и Незнайкой путешествуют по экологической тропе. Вспоминают, что необходимо для растений и деревьев, их строение.  Разнадывают кроссворд. Проводя наблюдение за елью, воспитатель предлагает детям, чтобы они  не только получили зрительные, но и  кинестически тактильные впечатления, совершить разнообразные действия...Дети узнают о легенде, почему ель особое дерево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_v_lesu_rodilas_elochka.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «В лесу родилась елочка».

Составила: Ермолаева Е.Ю. воспитатель 1 категории

       

ЦЕЛЬ: Закрепить и дополнить знания детей о хвойных породах деревьев на примере ели.

Развивать у детей потребность в общении с представителями растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту, чуткость, бережное отношение ко всему живому.

Сформировать у детей понятие «этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания. Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле».

Уголок экспериментальной деятельности

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы.

Занятие проводится на участке детского сада.

Лесовичок: Здравствуйте, друзья. Вот и сегодня мы с вами пройдем по нашей экологической тропе. Прошу вас помнить о том, что растения: деревья, кустарники, травы, цветы-это живые существа.

Входит Незнайка.

Незнайка: Я все слышал. Значит, если у растений не будет, например, пищи оно может заболеть или даже погибнуть?

Воспитатель: Конечно, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления  питания - корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

-Что растет в лесу, ребята?

Дети: Деревья, кустарники, травы.

Воспитатель: у деревьев только один твёрдый стебель – ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста – несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие. У всех ли деревьев есть листья?

Дети: Да, у всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки.

Лесовичок: Листья бывают очень разные – по форме их пластинки могут быть похожи на щит, руку с пальцами, круг, яйцо, ромб. Края пластинок украшены и зубчиками и ресничками.

- Ребята, я для вас приготовил кроссворд. Если вы правильно запишите в клетки название деревьев, с которыми прилетели эти листочки, то прочитаете заколдованные слова. И я вас познакомлю с замечательным деревом, это…. Но пока это секрет.

Ответ на кроссворд: рябина, ива, каштан, клен, береза, осина. В закрашенных клеточках получается  «Наш лес».

Лесовичок: Молодцы, ребята вы угадали кроссворд. Игра «Теплый ствол».

На участке воспитатель предлагает детям отыскать знакомые деревья, которые находятся на участке детского сада; береза – по белому стволу, дуб, сосну…Молодцы, ребята. А на память вам о нашей встрече, я дарю вам волшебную палочку. Она откроет вам  тайны и поможет в трудной ситуации.

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, за твой подарок.

-Ребята, а сейчас надо отыскать одно дерево, про которое придумана интересная загадка. (Ребенок переодетый в костюм веточки ели..

Ребенок:  Её всегда в лесу найдешь-           А к нам придет под Новый год

                  Пойдем гулять и встретим           Ребята будут рады,    

                  Стоит колючая, как ёж,                Хлопот веселых полон рот:

                  Зимою в платье летнем.               Готовят ей наряды…(ЕЛЬ).

Отыскав ель, воспитатель обращает внимание детей на 2 признака – «наряд» из иголок и пирамидальное строение.

Вос-ль:  Ребята, по этим особенностям дерево легко отличается от всех остальных. Уточнить представление детей о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно увеличиваются  книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели).

Проводя наблюдение, воспитатель предлагает детям, чтобы они получили не только зрительные, но и кинеститически тактильные впечатления, совершить разнообразные действия: погладить ствол, прижаться к

нему щекой, потрогать иголки и ощутить их жесткость, колючесть.

Незнайка:- Ребята, а знаете, что быть рядом с елью, гулять возле неё очень полезно для здоровья. Она красива – на нее приятно смотреть, её ароматом полезно дышать. Закроем глаза и глубоко подышим свежим ароматом ели.

Вводная медитация – Упражнение «Выливаем воду из кувшинчика».

Воспитатель предлагает детям представить себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой – музыкальное сопровождение.

-Все, сидят на пятках. Медленно наклоняют голову к полу, и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Предложить детям погулять по берегу моря, побегать, ощущая, как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая. На счет 1,2,3 дети открывают глаза, просыпаются.

Лесовичок: О происхождении елочки существует одна легенда. Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до ели. Чудо! Елка заговорила.

Елка: (аудиозапись)  Легенда.

Ель –дерево новогоднее. Из всех  растущих в лесу, у ели самые удобные для игрушки и гирлянды ветви. Вот и стоит елочка в комнате - нарядная, красивая, с игрушками и лампочками на ветках. А знаешь, почему это вечно зеленое дерево, почитается особо? С ним связывается вечная жизнь и здоровье!

…Святая торжественная ночь спустилась на землю, принесла с собой  великую радость людям: В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Ангелы, люди и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по своему пониманию принимали участие в великом торжестве, выражая благоговение к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кустарники простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: их хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный ангелами. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка.

Всё радостнее, всё оживленнее становится шелест их ветвей.

-Пойдем мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем ему наши дары, - говорит, обращаясь к маслине, пальма. – Возьмите и меня с собой, - робко просит скромная елка. – Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма. – И какие дары можешь ты поднести Младенцу? – добавила маслина. – Что у тебя есть? Только иглы да противня липкая смола! Промолчала бедная елочка и смерено отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль её, и по своему, по – ангельски он захотел помочь ей. И промолвил ангел: «Милая елка, я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер». И взглянул ангел на небо. А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки ели, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере  маслины, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На неё взглянул Он, и улыбнулся ей, протянул к ней ручки. Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных стоявши в тени маслину и пальму. За зло она платила добром. И ангел видел это и сказал: «Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника.

С тех пор это вечнозеленое растение почитается особо, с ним связана вечная жизнь и здоровье.

Лесовичок: Очень интересно. – Ребята, а вы знаете какие животные, птицы, бывают в еловом лесу?

Дети: Белки, дятел, пробегает мышка.

Вос-ль: Обобщает. Полумрак в еловом лесу, кругом мягкий ковер бурой хвой. Выживают лишь растения, которые любят тень. Птицы вьют гнезда в глубине ветвей. Птенцам в гнезде тепло и уютно. Разлапистые ветки укрывают их от врагов и непогоды. Изредка прозвенит синица, постучит дятел, свистнет разок - другой рябчик - и снова тишина. Белка, дятлы, клесты ловко расправляются с твердыми шишками. Для них еловые семена самая лакомая еда. Каждый добывает их по- своему. Дятел сорвет шишку, вставит в щель в дерево и долбит. Под деревом, где «работал» дятел, всегда много разбитых шишек. Это «кузница» дятла. А вот  белка аккуратная. После неё только голый стержень.

Незнайка:  Ребята, а я знаю одну интересную игру про птиц, называется «Птицелов». Давайте с вами поиграем, запоминайте слова:

За рекой луга зазеленели,                   Песни птиц на разные лады.

Веет легкой свежестью воды.            Кто поиграть со мной готов

Веселей по рощам зазвенели             В игру с названьем «Птицелов?»

Выбирается водящий – «птицелов», ему завязывают глаза, и он встает в центре круга. Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать, и образуют круг. Они ходят, крутятся вокруг «птицелова» и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке                        Ай, ай птицелов идет!

На зеленом дубочке                     Он в неволю нас возьмет.

Птички весело поют                    Птицы, улетайте!

«Птицелов»  хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать «птиц». Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий, чьё имя и  название птицы даны, становится «Птицеловом».

Елка: (ребенок, который читал загадку). Молодцы, ребятки. Много вы знаете птиц. Мне было очень приятно с ними познакомиться, ведь в мой еловый лес залетают не все птицы.

Лесовичок: - Ребята, а на прощанье я приготовил для вас кроссворд и мое любимое стихотворение про елочку, думаю, оно вам тоже понравится.

Вос-ль: (показывает кроссворд) Ребята, если вы правильно впишите названия изображенных птиц, то узнаете название той из них, которая умеет предсказывать погоду.

ЛЕБЕДЬ

АИСТ

СНЕГИРЬ

ТЕТЕРЕВ

ОРЁЛ

ЧАЙКА

КУКУШКА

ИВОЛГА                                             …  (ЛАСТОЧКИ)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Ставлю вам 5. Я очень рад за вас, ведь вы так много знаете о деревьях, птицах. Много мне рассказали о еловом лесе. Ведь, зная и любя природу, вырастете добрыми, хорошими людьми. Я хочу вам дать домашнее задание: «Чем полезен еловый лес – и что можно из его древесины получить?». А на прощанье – обещанное мной стихотворение О.Высотской «Елочка»

-Ни листочка, ни травинки!             Только елочка одна

Тихим стал наш сад.                         Весела и зелена,

И березки, и осинки                          Видно ей мороз не страшен,

Скучные стоят.                                  Видно смелая она.

В дальнейшем это стихотворение воспитатель заучивает со всеми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка"

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка" для работы с детьми среднего дошколного возраста....

Схема-паутинка проекта "В лесу родилась Елочка"

Работа с детьми среднего возраста....

"В лесу родилась елочка"

конспект занятия по изо в младшей ясельной группе...

Педагогический проект "В лесу родилась елочка..."

Выбрав данную тему,  мы с коллегой выбрали два основных направления -   естественнонаучную и новогодне-рождественскую тематику. В результате получилось очень интересно и познавательно. ...