ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗАЩИТА
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ярославцева Елена Анатольевна

Разумная гигиена, соблюдаемая в зрелом возрасте – это, по-видимому, наилучшее средство против ускоренного старения нашего организма.
Ф. Бурльер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_gigiena.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Человек и его защита"

Тема № 9 (итоговая)
“ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗАЩИТА”

1. Задачи

1. Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

2. Цитаты, изречения

Разумная гигиена, соблюдаемая в зрелом возрасте – это, по-видимому, наилучшее средство против ускоренного старения нашего организма.
Ф. Бурльер

Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.
В. Ключевский

Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера.
Д. Писарев

3. Полезные советы

За своими волосами

За своими руками и ногтями.

За своим бельем, одеждой.

За обувью

Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой)

***************

Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем

***************

Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать.

***************

Нельзя заплетать мокрые волосы.

***************

Нельзя ложиться спать с мокрой головой.

***************

Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.

Необходимо раз в неделю подстригать ногти.

***************

Грызть ногти – отвратительная привычка.

***************

Нужно руки мыть часто и насухо вытирать.

***************

Обязательно мыть утром руки, вечером – перед сном.

***************

Мыть руки перед едой, когда приходишь с улицы.

***************

Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней.

***************

Не забывай мыть ноги.

Белье получается значительно чище, если часто менять воду.

***************

Белые вещи не стирают с цветными.

***************

После стирки прополощи бельё. Сперва – в теплой воде, затем – в холодной.

***************

Перед стиркой белья необходимо проверить: - нет ли в карманах мусора; - не осталось ли на одежде брошки, булавки, иголки и других колющихся (режущихся) предметов.

З а п о м н и :

Одежду надо проветривать;

Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;

Одежду надо хранить аккуратно; Одежда должна подходить для твоих занятий.

Ходи дома только в домашней одежде.

Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь.

***************

На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом. ***************

Надевают обувь с помощью ложечки для обуви.

***************

Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте.

***************

При необходимости обувь нужно отнести в сапожную мастерскую.

Нельзя:

* выдавливать на теле прыщи;
* облизывать ссадины, порезы;
* ходить в грязном белье;
* надевать чужую обувь.

4. Это интересно знать!

М и к р о б ы : * они очень маленькие и живые;

  • они попадают в организм и вызывают болезни;
  • они живут на грязном теле;
  • они бояться мыла.

Как защищаться от микробов?

  • Не есть и не пить на улице;
  • Есть только мытые овощи и фрукты;
  • Есть и пить только из чистой посуды;
  • Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком,

Народная мудрость гласит: “Здоровье потеряешь – все потеряешь”

Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.

….Учитель спрашивает школьников, почему они пропустили урок. В ответ:

  • Голова болела.
  • Простудился.
  • Отравился, наверное… - и так можно продолжать до конца.

Так почему же мы болеем и теряем свое здоровье?

Причин здесь немало. Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Чрезмерно начиненная различными удобрениями и ядохимикатами почва, которая нас кормит. Это и загрязненная вода, которую мы пьем.

Но болезни возникают и по вине самого человека: взрослого или школьника. Обратите внимание на слово “простуда” в перечне причин отсутствия учеников на уроке. Из-за нее, оказывается, чаще всего и пропускают занятия. Но есть школьники и взрослые, которые полностью избавились от простуды без помощи врачей, благодаря лишь закаливанию.

У Игоря сильно болела голова, и он не пошел в школу. А как же бедной головушке не болеть? Если он ежедневно подолгу смотрит телепередачи, ложится спать поздно, на свежем воздухе почти не бывает. А головная боль может быть лишь первым признаком начинающегося более серьезного заболевания.

Зуб удалили. Во многих случаях ученик тоже сам виноват. Не чистил зубы или делал это плохо, от случая к случаю. А совет стоматолога пропустил мимо ушей. Он советовал чистить не менее 3 минут и внешнюю и внутреннюю поверхности зубов, старательно удаляя налет на зубах и массируя десны. К тому же некоторые из вас есть предпочитают плюшечки да булочки, леденцы и печенье, а морковку погрызть забывают. На осмотр к стоматологу тоже не каждый идет. А болезнь не ждет - зубы разрушаются. Пережевывание пищи ухудшается, а это дополнительные трудности для желудка. Больные зубы способствуют возникновению болезней сердца, суставов, горла и других органов.

Есть свод правил, который помогает человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учебе и вообще в жизни.

Вот некоторые основные правила, которые в целом и составляют здоровый образ жизни.

Достаточная двигательная активность включает обязательную утреннюю зарядку, дорогу в школу и из школы целиком или, если школа далеко, частично пешком, физкультминутки на уроках, подвижные игры на перемене, выполнение различных домашних дел, требующих мышечные усилий, самообслуживание и общественно полезный труд, активное участие на уроках труда и физкультуры, в спортивных секциях и кружках, подвижные игры во дворе, участие в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях, походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки. И много многое другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше 2 часов в день. Если чувствуешь, что заболел, то, не мешкая, скажи об этом родителям, учителю. Старайся соизмерить физические нагрузки со своим состоянием здоровья. Не уклоняйся от медицинских осмотров, которые проводятся в школе. И всегда стремись укрепить свое здоровье.

Гигиена кожи человека

Кожа - не просто оболочка нашего тела. Она надежный защитник от многих, самых различных опасностей. Вот почему она так же необходима для сохранения жизни, как сердце или мозг.

Рассматривая с помощью микроскопа строение кожи, можно увидеть под наружным, очень тоненьким слоем надкожицы более толстый слой собственно кожи. Его толщина – 1 – 2 мм. Здесь находятся корни волос, маленькие железки и большое количество различных чувствительных телец. Эти тельца посылают по нервам в мозг срочные сообщения: одни – о возникновении боли, другие - о тепле, холоде, прикосновении к коже. В ответ мозг принимает решения и контролирует их выполнение, чтобы вовремя предохранить организм от всяких неприятностей.

Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в два этажа.

Ночью и днем, в жару и холод температура внутри нашего тела почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение кровеносных сосудов, расположенных в “верхнем этаже”. Когда они расширяются, по ним протекает много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам “нижнего этажа”, и кожа становится холодной, а потому потеря организмом тепла снижается. В жаркую погоду начинает работать огромное количество маленьких железок, вырабатывающих пот. Попадая по трубочкам на поверхность кожи, он испаряется и тем самым охлаждает кожу.

Под кожей есть слой клеток, почти целиком заполненных жиром. Это подкожная клетчатка. Она тоже принимает участие в защите организма. Толщина ее в отдельных местах может достигать нескольких сантиметром. Она обогревает нас от возможных толчков и ударов.

Большое защитное значение имеет и надкожица, хотя ее толщина – десятые доли миллиметра. Она не пропускает ни воду, ни растворенные в ней вещества. Микробы заразных болезней могут проникнуть через надкожицу, только если она повреждена. Однако она плохо задерживает солнечные лучи, и можно получить ожог.

Хорошо еще, что благодаря особому свойству надкожицы кожа покрывается загаром, который сильно задерживает ультрафиолетовые лучи. Если солнечная ванна не слишком длительна, ультрафиолетовые лучи, возбуждая клетки надкожицы, заставляют их скорее расти и размножаться. Находящиеся в части клеток маленькие темные зернышки начинают увеличиваться, иногда заполняя чуть ли не всю клетку. Они и образуют сплошной коричневый слой загара. Загар мешает ультрафиолетовым лучам проникнуть в глубь кожи.

Кожа – наш верный защитник. Берегите ее. Поддерживайте чистоту тела. Принимайте необходимые меры при порезах и ушибах.

5. Разработка и оформление памятки

“Чистота кожи – залог здоровья”

6. Встречи с врачами, медицинскими работниками.

Посещение медицинского кабинета, прачечной детского сада.

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Война с микробами”, “Чтобы не было беды”, “Мы из Чистограда”

8. Конкурс детского рисунка “Чистота – залог здоровья”, “Давайте же мыться, плескаться”, “Волшебница – вода”

9. Выставка гигиенических принадлежностей:

которые необходимы человеку во время ухода за телом, одеждой, обувью.

Экскурсия в промышленный магазин (хозяйственный отдел), в аптеку, где продают предметы личной гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"

Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"

В этом материале  вы  прочитаете:" Как защищаться от микробов?".Найдете  "Полезные советы". "Это интересно знать!". " Цитаты, изречения". ...

Конспект занятия по воспитанию культурно - гигиенических навыков "Человек и его защита"в подготовительной гр.

Тема: «Человек и его защита».Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,дать представление о болезни –туберкулез,выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические нав...

Постановление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 №26

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ,СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...

"Человек и его защита"

Конспект занятия по воспитанию культурно - гигиенических навыков в средней группе....

«Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты»

laquo;Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты»...